ПО ВОЗРАСТАМ
Психологический возраст | Социальная ситуация развития | Основные потребности | Основные достижения в психическом развитии | Особенности общения |
Младенчество | Ситуация слитности, эмоционального единства (“МЫ”) ребенка и близкого взрослого | Потребности в новых впечатлениях, в общении, в сотрудничестве со взрослым | базовое доверие/недоверие к миру; чувство привязанности; мотивирующие представления; подражание; преднамеренные действия; ходьба; предпосылки речи; дифференциация ощущений и эмоциональных состояний; предметное восприятие; зачатки наглядно-действенного мышления | Общение с близким взрослым: ситуативно-личностное |
Раннее детство | Ребенок - общественный предмет - взрослый. Познание мира человеческих предметов | Потребности в действиях с предметами; в познании; в утверждении собственного Я | Автономия/ стыд и сомнения; орудийные действия; обобщения; символическая функция сознания; предметная и сюжетно-отобразительная игры; отделение себя от окружающих; предпосылки воли | Общение со взрослым: ситуативно-деловое. Общение со сверстниками - начальные формы, взаимное подражание |
Дошкольное детство | Ребенок - общественный взрослый как носитель общественных функций. Познание мира человеческих отношений | Потребность действовать самостоятельно “как взрослый” | Инициативность/чувство вины; овладение речью; усвоение сенсорных эталонов; первичные этические инстанции; произвольность поведения; сопереживание; осознание своих чувств и переживаний; самооценка; наглядно-образное мышление и зачатки понятийного мышления; эгоцентризм мышления; воображение; непроизвольная и образная память; непроизвольное внимание; | Общение со взрослым: 3-5 лет - внеситуативно-познавательное; 5-7 лет - внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками - игровое сотрудничество |
Младший школьный возраст | Выход ребенка за рамки семьи; новый тип отношений “ребенок-задача-учитель”. Внутренняя позиция школьника | Потребность в познании, в признании со стороны учителя и одноклассников | чувство компетентности/чувство неполноценности; понятийное мышление; зачатки теоретического мышления; произвольная и опосредованная память; ориентация на группу сверстников; “умение учиться”; познавательная мотивация | Общение в учебной деятельности: с учителем, с одноклассниками |
Подростковый возраст | Начало перехода от детства к взрослости: поиск собственного места в обществе, формирование осознанного отношения к себе как к взрослому. | Потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении, самовыражении, самореализации, признании и принятии в мире взрослых, в независимости от родителей. | стержневые личностные интересы (“доминанты”); развитое чувство самоуважения и самопринятия; способность к целеполаганию; логическая память; формально-логическое (рассуждающее) мышление | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, референтная группа сверстников как пространство возникновения основных новообразований. Амбивалентность отношений “подросток-взрослый” |
Юность | Самоопределение, поиск своего места в мире взрослых и начало практической самореализации | Потребность в общении со сверстниками и в уединении, в самовыражении и понимании, в “подтверждении” и близкой привязанности, стремление быть значимым и успешным, самостоятельным в решениях и поступках | эго-идентичность/ролевое смешение; выстраивание временной перспективы; ценностные ориентации, мировоззрение; осознание собственной уникальности; внутренняя позиция мужчины/женщины; критичность мышления; специальные и творческие способности; | Установление отношений дружбы и любви со сверстниками. Расширение контактов и растущая избирательность общения. Стремление к доверительным, равноправным отношениям со взрослыми |
Молодость | “Вхождение в зрелость”, реализация себя | Потребность в близких эмоциональных отношениях со значимыми людьми, в достижениях в самых значимых сферах жизни | достижение близости/изоляция; освоение профессиональных ролей; семейные отношения, материнство/отцовство | Освоение и реализация супружеских и родительских отношений. Складывание стабильного круга общения |
Взрослость | Активное включение в жизнь общества: самостоятельная трудовая деятельность, создание семьи и воспитание детей. В субъективном плане – принятие на себя всей полноты ответственности | Потребность реализовать себя | Продуктивность или генеративность (чувство сохранения рода)/ сосредоточенность на себе и псевдоблизость; чувство профессиональной компетентности; семейные отношения, материнство/отцовство, смысложизненные решения; диалектическое мышление; самостоятельность жизненной позиции и ответственность; Р.Пекк - необходимо преодолеть 4 подкризиса, разрешить конфликта чтобы п родуктивность или генеративность (чувство сохранения рода полностью сложилась: - развитие уважения к мудрости (в противоположность уважения к физической храбрости); - смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей); - сохранение эмоциональной гибкости (противостояние аффективному обеднению); - стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения | Срединное положение между родителями, вступающими в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь |
Старость | Содержание социальной ситуации, объективно связанной с “удалением от дел” и необходимостью адаптации к новому социальному статусу, определяется выбором стратегии старения | Потребность в безопасности и избегании страданий, в любви и заботе со стороны близких, в автономии и принадлежности | целостность эго (полноценность) /отчаяние; сужение временной перспективы; стабилизация Я-концепции; задействование компенсаторных механизмов развития в интеллектуальной и мнемической деятельности (кристаллизованный интеллект и логическая память компенсируют снижение “текучего” интеллекта и механической памяти) Р.Пекк - необходимо преодолеть 3 подкризиса, разрешить 3 конфликта, чтобы целостность эго (полноценность) полностью сложилась: - переоценка собственного Я -новое рассмотрение себя помимо профессиональной или другой социальной роли; - осознание и принятие факта ухудшения здоровья, а также старения тела; - преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизни через участие в делах молодого поколения | Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками. Референтное окружение - “люди моего типа” |