Характеристика СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ




ПО ВОЗРАСТАМ

 

 

Психологический возраст Социальная ситуация развития Основные потребности Основные достижения в психическом развитии Особенности общения
Младенчество Ситуация слитности, эмоционального единства (“МЫ”) ребенка и близкого взрослого Потребности в новых впечатлениях, в общении, в сотрудничестве со взрослым базовое доверие/недоверие к миру; чувство привязанности; мотивирующие представления; подражание; преднамеренные действия; ходьба; предпосылки речи; дифференциация ощущений и эмоциональных состояний; предметное восприятие; зачатки наглядно-действенного мышления Общение с близким взрослым: ситуативно-личностное
Раннее детство Ребенок - общественный предмет - взрослый. Познание мира человеческих предметов Потребности в действиях с предметами; в познании; в утверждении собственного Я Автономия/ стыд и сомнения; орудийные действия; обобщения; символическая функция сознания; предметная и сюжетно-отобразительная игры; отделение себя от окружающих; предпосылки воли Общение со взрослым: ситуативно-деловое. Общение со сверстниками - начальные формы, взаимное подражание
Дошкольное детство Ребенок - общественный взрослый как носитель общественных функций. Познание мира человеческих отношений Потребность действовать самостоятельно “как взрослый” Инициативность/чувство вины; овладение речью; усвоение сенсорных эталонов; первичные этические инстанции; произвольность поведения; сопереживание; осознание своих чувств и переживаний; самооценка; наглядно-образное мышление и зачатки понятийного мышления; эгоцентризм мышления; воображение; непроизвольная и образная память; непроизвольное внимание; Общение со взрослым: 3-5 лет - внеситуативно-познавательное; 5-7 лет - внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками - игровое сотрудничество
Младший школьный возраст Выход ребенка за рамки семьи; новый тип отношений “ребенок-задача-учитель”. Внутренняя позиция школьника Потребность в познании, в признании со стороны учителя и одноклассников чувство компетентности/чувство неполноценности; понятийное мышление; зачатки теоретического мышления; произвольная и опосредованная память; ориентация на группу сверстников; “умение учиться”; познавательная мотивация Общение в учебной деятельности: с учителем, с одноклассниками  
Подростковый возраст Начало перехода от детства к взрослости: поиск собственного места в обществе, формирование осознанного отношения к себе как к взрослому. Потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении, самовыражении, самореализации, признании и принятии в мире взрослых, в независимости от родителей. стержневые личностные интересы (“доминанты”); развитое чувство самоуважения и самопринятия; способность к целеполаганию; логическая память; формально-логическое (рассуждающее) мышление Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, референтная группа сверстников как пространство возникновения основных новообразований. Амбивалентность отношений “подросток-взрослый”
Юность Самоопределение, поиск своего места в мире взрослых и начало практической самореализации Потребность в общении со сверстниками и в уединении, в самовыражении и понимании, в “подтверждении” и близкой привязанности, стремление быть значимым и успешным, самостоятельным в решениях и поступках эго-идентичность/ролевое смешение; выстраивание временной перспективы; ценностные ориентации, мировоззрение; осознание собственной уникальности; внутренняя позиция мужчины/женщины; критичность мышления; специальные и творческие способности;   Установление отношений дружбы и любви со сверстниками. Расширение контактов и растущая избирательность общения. Стремление к доверительным, равноправным отношениям со взрослыми
Молодость     “Вхождение в зрелость”, реализация себя Потребность в близких эмоциональных отношениях со значимыми людьми, в достижениях в самых значимых сферах жизни     достижение близости/изоляция; освоение профессиональных ролей; семейные отношения, материнство/отцовство Освоение и реализация супружеских и родительских отношений. Складывание стабильного круга общения
Взрослость     Активное включение в жизнь общества: самостоятельная трудовая деятельность, создание семьи и воспитание детей. В субъективном плане – принятие на себя всей полноты ответственности Потребность реализовать себя   Продуктивность или генеративность (чувство сохранения рода)/ сосредоточенность на себе и псевдоблизость; чувство профессиональной компетентности; семейные отношения, материнство/отцовство, смысложизненные решения; диалектическое мышление; самостоятельность жизненной позиции и ответственность; Р.Пекк - необходимо преодолеть 4 подкризиса, разрешить конфликта чтобы п родуктивность или генеративность (чувство сохранения рода полностью сложилась: - развитие уважения к мудрости (в противоположность уважения к физической храбрости); - смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей); - сохранение эмоциональной гибкости (противостояние аффективному обеднению); - стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения Срединное положение между родителями, вступающими в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь
Старость     Содержание социальной ситуации, объективно связанной с “удалением от дел” и необходимостью адаптации к новому социальному статусу, определяется выбором стратегии старения     Потребность в безопасности и избегании страданий, в любви и заботе со стороны близких, в автономии и принадлежности целостность эго (полноценность) /отчаяние; сужение временной перспективы; стабилизация Я-концепции; задействование компенсаторных механизмов развития в интеллектуальной и мнемической деятельности (кристаллизованный интеллект и логическая память компенсируют снижение “текучего” интеллекта и механической памяти) Р.Пекк - необходимо преодолеть 3 подкризиса, разрешить 3 конфликта, чтобы целостность эго (полноценность) полностью сложилась: - переоценка собственного Я -новое рассмотрение себя помимо профессиональной или другой социальной роли; - осознание и принятие факта ухудшения здоровья, а также старения тела; - преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизни через участие в делах молодого поколения Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками. Референтное окружение - “люди моего типа”  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: