Перечитывание текста с заданием орфографического характера.




Рубцова Марина Александровна

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Начальное образование

(очно-заочная форма обучения)

 

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.

 

 

Москва

 

Белка Пуська

Белка Пуська поселилась в нашем доме. Скоро она привыкла к дому, к людям и всюду стала устраивать свои кладовые.

В один теплый весенний день Пуська выскочила из открытой форточки. Она поселилась в лесу. Но к кормушке приходила каждый день. Потом пропала.

Однажды осенним утром на сосне опять сидела Пуська, да не одна. К ней испуганно прижимались три бельчонка.

Так вот почему пропадала Пуська! Она не могла уйти от маленьких беспомощных бельчат. А теперь привела их сама. (По В. Чаплиной).

 

Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.)

-Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение.? (От слова изложить.)

-Что значит изложить? (Рассказать.)

-Уточним значение слова по словарю. Какой словарь нам понадобится? («Толковый словарь»)

Ученик находит нужную статью и читает: «Изложить-описать, передать письменной речью».

-Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.

Первичное восприятие текста.

-Послушайте внимательно текст, который я сейчас прочи­таю. Ваша задача — слушать гак, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение. (Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги за­крыты.)

 

Общая беседа по содержанию.

-О чем говорится в тексте? (О белке Пуське, о том, как она привыкла к людям)

-Дадим тексту название, но такое, чтобы оно точно передава­ло то, о чем говорится в тексте, т.е. тему. (Варианты детей) («Рыжий друг», «Белка Пуська», «Пуська пропала»)

- Нам необходимо выбрать наиболее подходящий заголовок. (Второй заголовок – «Белка Пуська» - самый лучший, так как он более точно передает, о ком именно этот текст.)

-Запишем заголовок на доске. (На доске запись заголовка: Белка Пуська)

Анализ композиционной структуры и содержания.

-Послушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей.

Учитель читает текст, учащиеся слушают при закрытых книгах.

-Итак, сколько частей в тексте? (Четыре части)

- Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов.

- Почему предложила составить план в виде вопросов?

(Вопросы помогают полнее передать информацию)

- Прочитайте первую часть.

- На какой вопрос отвечает первая часть текста?

(Аналогично разбирается каждая часть текста. В конце обсуждения на доске появляется план.)

 

План.

1. Кто поселился в нашем доме?

2. Где поселилась белка весной?

3. Когда Пуська вернулась?

4. Почему белка Пуська пропадала?

 

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

-Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение тек­ста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и напи­сание.)

-Прочитайте первую часть.

Анализ первой части

- Какую роль играет эта часть в целом тексте? (Она вводная)

- Кто поселился в доме? (Белка)

- Как ее назвали? (Пуська)

- Когда белка привыкла к дому и людям? (Скоро)

- Как белка готовилась к зиме? (Всюду стала устраивать свои кладовые)

- Что такое кладовая? (Место для хранения корма, запасов на зиму)

- Прочитайте следующую часть.

Анализ второй части

- Что случилось в один их теплых весенний дней? (Пуська выскочила)

- Как она сбежала? (Выскочила из открытой форточки)

- Где поселилась белка? (В лесу)

- Белка возвращалась домой? (Да, она к кормушке приходила каждый день.)

- Что потом случилось с Пуськой? (Она пропала)

-Прочитайте ту часть, в которой сказано, когда Пуська вернулась?

Анализ третьей части

- Когда Пуська вернулась? (Осенним утром)

- Где сидела Пуська? (На сосне)

- Кто сидел рядом с белкой? (Три бельчонка)

- Почему они прижимались к маме Пуське? (Они были испуганные)

-Теперь прочитаем последнюю часть.

Анализ четвертой части

- Прочитайте первое предложение в этой части. Какое это предложение? (Восклицательное)

- Так, почему Пуська пропала? (Она не могла уйти от маленьких беспомощных бельчат)

- Когда они снова вернулась? (Когда бельчата окрепли, привела их сама)

 

Перечитывание текста с заданием орфографического характера.

-Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на написа­ние трудных для вас слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на правописание которых вы хотите обратить внимание. (Поселилась, всюду, выскочила, испуганно, прижимались, беспомощных).

-Запишем их на доске.

 

Запись текста.

-Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число. Перепишите название текста. Пишите изложение. Пользуйтесь планом и списком трудных слов. В случае затруднений можно писать с пропуском орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, задавать вопрос учителю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: