ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВ 8 ТИПА (по Марковой)
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ)
- Упражнение «Один-много»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
КАПКАН – КАПКАНЫ ФОНТАН – ФОНТАНЫ ТЮЛЬПАН – ТЮЛЬПАНЫ ПАВЛИН – ПАВЛИНЫ БУБЛИК – БУБЛИКИ БУСИНКА – БУСИНКИ ПЕСЕНКА – ПЕСЕНКИ ПОСЫЛКА – ПОСЫЛКИ ИНДЮК – ИНДЮКИ КОЛЕНКА – КОЛЕНКИ ИГОЛКА – ИГОЛКИ | ОБЛАКО – ОБЛАКА УМНИЦА – УМНИЦЫ ГАНТЕЛЯ – ГАНТЕЛИ БЕРЛОГА – БЕРЛОГИ ПОДРУГА – ПОДРУГИ СЕКУНДА – СЕКУНДЫ МОЧАЛКА – МОЧАЛКИ ОЦЕНКА – ОЦЕНКИ КОСЫНКА – КОСЫНКИ ПУШИНКА – ПУШИНКИ ПОДУШКА - ПОДУШКИ |
- Упражнение «Найди конец слова: -ТКА или -ДКА»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; формирование навыков словообразования; формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с недописанными словами, отдельно карточки с
–ТКА и –ДКА по несколько штук.
Ход игрового упражнения: детям предлагается определить, как заканчивается слово и поставить рядом со словом соответствующую карточку.
КАЛИ… УЛИ… СЕЛЕ… ПИПЕ… ЛОША… МИНУ… ПОМА… | МИШУ… ПОГО… ЛОПА… НИКИ… ПИЛО… СОСЕ… |
- Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ТУФЛЯ – ДУБИНА – ПАНАМА – ПУГОВИЦА – СЕЛЬДЬ – МИНУТА – КОЛЕНО – ПЕСНЯ – | ТУФЕЛЬКА ДУБИНКА ПАНАМКА ПУГОВКА СЕЛЕДКА МИНУТКА КОЛЕНКА ПЕСЕНКА | ИГЛА – МИША – НИКИТА – ПУХ – ЛОШАДЬ – ЛОПАТА – ПОГОДА – | ИГОЛКА МИШУТКА НИКИТКА ПУШИНКА ЛОШАДКА ЛОПАТКА ПОГОДКА |
- Упражнение «Назови ласково»
Аня – Оля – Ваня – Таня – Соня – Дима – Лена – | Анечка Олечка Ванечка Танечка Сонечка Димочка Леночка | Вода – Коса – Синица – Кольцо – Сумка – Лямка – Нитка – | Водичка Косичка Синичка Колечко Сумочка Лямочка Ниточка |
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -ичк; словообразование ласкательных собственных имен женского и мужского рода.
- Упражнение «Закончи предложение»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки (берлога, панамка, туфелька, мочалка, тюльпаны, оценка, котлета)
- Медведь зимой спит в …
- В жаркую погоду нельзя выходить на улицу без …
- Золушка на балу потеряла …
- Петя помыл тело…
- Весной в саду расцвели …
- Ученик гордится хорошей … и стыдится плохой …
- Из мясного фарша сделали …
- Кузнец работает в …
- Пограничник охраняет …
- Упражнение «Найди и назови место картинки»
Цель: учить употреблять в речи пространственные предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, используя слова со слоговой структурой восьмого типа; развитие внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки (примеры на табло).
Ход игрового упражнения: разложить картинки на табло. В ходе игры логопед задает вопросы: что находится между той или иной картинкой, какая картинка перед какой, за ней, над ней, под ней? Где находится картинка? Какая картинка слева от нее? Справа от нее?
УЛИТКА | ПАВЛИНЫ | ПАНАМКА | ПРУЖИНА | ТЮЛЬПАНЫ | КАПУСТА |
ДЕВОЧКА | ОБЛАКА | ОДЕЖДА | ПШЕНИЦА | ПОДУШКА | МОЧАЛКА |
БАБУШКА | ДЕДУШКА | КОСЫНКА | ТУФЕЛЬКА | ИНДЮКИ | КОТЛЕТЫ |
- Упражнение «Магазин»
Цель: учить употреблять в речи слова 8 типа слоговой структуры; закрепление лексической темы «Продукты питания»; развития внимания, памяти.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных отделов в магазине (мясной отдел, хлебный, рыбный, овощной, отдел фруктов, отдел приправ, молочный, кондитерский), предметные картинки с изображением продуктов (БУБЛИКИ, КОТЛЕТЫ, КОНФЕТА, КОЛБАСА, КАПУСТА, СМЕТАНА, СЕЛЕДКА, ОГУРЦЫ, ЯБЛОКИ, ВИНОГРАД, БАРАНКИ, РЯЖЕНКА, ГОРЧИЦА, СОСИСКИ, КАРТОФЕЛЬ, БАКЛАЖАН, ИРИСКА, ПРЯНИКИ, РЕДИСКА, КАМБАЛА, ПЕЛЬМЕНИ)
Ход игрового упражнения: определить в каком отделе продается тот или иной продукт и разложить картинки по «отделам», одновременно озвучивая: огурцы продаются в овощном отделе, конфеты продаются в кондитерском отделе и т.д. Затем раздаются детям «корзинки для продуктов». Предлагается купить в магазине продукты и рассказать, что приобрели и в каком отделе.
- Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: закрепление употребления слов 8 типа в чистоговорках.
Две кукушки, две болтушки
Куковали на опушке:
Раз – кукушка, два – кукушка:
Оглушили всю опушку.
- Упражнение «Отгадай ребусы»
Цель: продолжать закреплять употребление в речи слов 8 типа; развитие внимания, логического мышления.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
(столица)
КОМ
![]() |
(комната)
ЖДА
![]() |
(надежда)
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
(копилка)
У
![]() |
(подушка)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВ 9 ТИПА
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ)
Упражнение «Много-один»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
ПАМЯТНИКИ – ПАМЯТНИК ПАЯЛЬНИКИ – ПАЯЛЬНИК КУПАЛЬНИКИ – КУПАЛЬНИК НАПИЛЬНИКИ – НАПИЛЬНИК БУДИЛЬНИКИ – БУДИЛЬНИК КУЗНЕЧИКИ – КУЗНЕЧИК | КОМАНДИРЫ– КОМАНДИР ТРОТУАРЫ– ТРОТУАР СВЕТОФОРЫ– СВЕТОФОР ПИАНИСТЫ– ПИАНИСТ МАШИНИСТЫ– МАШИНИСТ БАЯНИСТЫ- БАЯНИСТ |