Органы исполнительной власти




Курсовая работа

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ)

Уфа 2013

Введение

Актуальность темы исследования. Данное исследование является актуальным, так как в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти.

Цель и задачи исследования. На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:

определиться с понятием органов исполнительной власти;

вычленить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;

проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;

проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предмет исследования. Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

Научная разработанность проблемы. Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: Л.И. Абалкин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.И. Бобылев, А.А. Демин, В.А. Зимин, А.П. Коренев, М.А. Лапина, Л.Л. Попов и другие. Выбранная нами тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.

Источниковая база исследования. При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде. Открытый доступ к большинству источников позволил нам глубоко проработать выбранную тему.

Практическая значимость исследования.Практическое значение данного исследования заключается в том, что без знания и понимания устройства государственной власти в своей стране невозможно работать в сфере юриспруденции.

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти

1.1 Понятие и классификация органов исполнительной власти

В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, которые занимаются осуществлением совокупности полномочий по управлению государственными делами. Основным назначением данной ветви власти в России является организация практического исполнения высшего нормативного правового акта – Конституции РФ, а также законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд всех граждан страны. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

В теории административного права нет единого понятия термина «Орган государственной власти». Согласно Л.Л.Попову1, «Орган исполнительной власти – это структура государственного властного механизма (госаппарата), создаваемая специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью претворения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества». А.А.Демин2 добавляет к признакам органа исполнительной власти обеспечение указаний государственного органа государственным принуждением. Исходя из вышеуказанных характеристик, можно дать следующее определение: «Орган исполнительной власти – это государственная организация, которая является целостной самостоятельной структурой госаппарата и представляет собой организованный коллектив людей, наделенных компетенцией решать различные, стоящие перед государством и обществом задачи, а также исполняет функции исполнительной власти в современной России».

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определен в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных и иных законах, в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ, в конституциях республик, в уставах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ.

Теоретики применяют различные классификации органов исполнительной власти. Например, А. П. Коренев считает, что все они разделяются по таким критериям, как: основания и порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, территория деятельности, источник финансирования3.

Критерий «по основаниям и порядку образования» делит все органы исполнительной власти на:

– образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

– созданные по основам действующего законодательства, а также подзаконных актов (федеральные министерства, службы, агентства; комитеты и управления в субъектах Федерации и другие).

Критерий «по характеру компетенции» делит органы государственного управления на:

– те, что действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления (Правительство РФ, правительства, администрации краев, областей);

– те, что действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают какой-либо отдельной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);

– те, что действуют в рамках спецкомпетенции и ведают управленческими вопросами, которые имеют межотраслевую важность (органы госстатистики, органы по тарифам и финансам).

Критерий «по порядку разрешения подведомственных вопросов» делит все органы исполнительной власти на коллегиальные и единоначальственные. Соответственно, первые – это те, что обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегией (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации), а вторые – это такие, где решения принимает один руководитель (министерства, управления, отделы). Следует отметить, что в этой подгруппе вышеуказанные подвиды переплетаются. Например, если начальник входит в состав коллегии или является экспертом. Но окончательное решение по тому или иному вопросу все же приводится в исполнение именно руководителем единоначальственного органа, подписывающим соответствующий приказ.

Критерий «по территории деятельности» делит органы госуправления на:

– на федеральные, действующие по всей России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти);

– региональные, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны;

– на субъектные, которые действуют в отдельном субъекте Федерации, будь то область, край, автономия или республика).

По источнику финансирования органы исполнительной власти рассматривают исключительно как бюджетные, то есть финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

1.2 Система, структура и полномочия органов исполнительной власти

Принцип, на котором базируется российская система органов исполнительной власти, - федерализм. Сама система является юридически закрепленной главным нормативно-прововым актом Российской Федерации – Конституцией, а также федеральными законами, конституциями республик, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Система исполнительной власти, действующая в настоящее время в России, делится на два уровня:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов.4

Данная система сохраняет свое единство благодаря тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов в субъектах РФ, в свою очередь, акты последних должны соблюдаться органами исполнительной власти на федеральном уровне.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти федерального масштаба.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти РФ.5

Согласно Федеральному Конституционному Закону №2 «О Правительстве РФ», Правительство РФ – коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной ветви власти в России. Председателя Правительства назначает Президент РФ при согласии Госдумы. Других членов Правительства Президент назначает, обращая внимание на предложения Председателя Правительства.

Правительство по Конституции исполняет следующие функции:

— разработка и представление в Госдуму федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— отчет перед Госдумой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

— проведение единой госполитики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;

— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Правительством осуществляются и другие функции, которые возложены на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

По регламенту работу Правительства осуществляют, основываясь на плане который разрабатывается на 6 месяцев и который утверждает его Председатель. Правительственные заседания, в соответствии с этим документом, проводят не реже 1-го раза в месяц. Также существуют и внеочередные заседания, за проведение которых отвечает Председатель Правительства или его заместитель, если первый по каким-либо причинам отсутствует.

Достаточно присутствия на Заседании 50% членов Правительства, чтобы считать его правомочным. Каждое из решений, принятых в ходе заседания оформляют по протоколам.

Для решения экстренных вопросов Правительство приказом Председателя может создать Президиум.

Правовые формы полномочий Правительства – это постановления и распоряжения, которые принимаются на основе и в целях исполнения Конституции РФ, федеральных законов, а также нормативных указов Президента.

Правительство лишается своих полномочий, когда избирается новый Президент. Однако ему позволено подать в отставку и раньше назначения новоизбранного главы государства. Отставку может принять только Президент, он же может ее и отклонить. Госдума, приняв большинством депутатов соответствующее постановление, может выразить свое недоверие Правительству. После этого Президент может либо уволить Правительство, либо отвергнуть предложение Госдумы.6

Организационно-правовыми формами органов федеральной исполнительной власти являются 3 элемента:

— федеральные министерства;

— федеральные службы;

— федеральные агентства.7

Первый уровень данной системы – министерства Российской Федерации.

Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия по разработке госполитики и нормативно-правовых актов в отдельной сфере деятельности.

Министерство создает Президент, подписывая соответствующий указ. Даный орган исполнительной власти возглавляет министр, которого также назначает глава государства с подачи Председателя Правительства. Министр является членом Правительства РФ, он осуществляет госуправление и координирует деятельность в находящейся у него в подчинении отрасли или сфере деятельности. Министр действует в рамках принципа единоначалия, в связи с чем он лично ответственен за выполнение тех или иных возложенных на его ведомство задач и функций.

Министерство опирается на Конституцию, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, на постановления и распоряжения российского Правительства и положения о министерстве, которые утверждаются Президентом или Правительством РФ.

Министр имеет право издавать приказы, распоряжения, указания, инструкции по тем вопросам, что входят его компетенцию (в некоторых случаях это делается совместно с руководителем другого министерства). Таким образом, министр устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативные правовые акты).

У министра есть несколько заместителей, которых также назначает Президент или Правительство.

Совещательным органом в министерстве является коллегия. В ее состав входит министр, который является ее председателем, его замы, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, а также представители других организаций. Каждого из участников коллегии назначает Правительство Российской Федерации. По итогам работы коллегии принимаются решения, которые впоследствии оформляют в виде протоколов. После этого министр может реализовать данный протокол в приказ.8

Структура министерства состоит из руководящего звена (министра, его замов, коллегии), департаментов, главных управлений, управлений, отделов и иных подразделений. Структуру утверждает министр, кроме тех министерств, которые находятся в ведении Президента (например, Министерство внутренних дел). Министерство – это юридическое лицо, имеющее собственный баланс, печать с изображением Государственного герба и свое наименование.

На данный момент в Российской Федерации министерства подразделяются на две группы:

— под руководством Президента РФ (МВД, МЧС, Министерство иностранных дел; Минобороны, Минюст);

— под руководством Правительства РФ (Минздрав, Министерство культуры и массовых коммуникаций; Министерство образования и науки, Минприроды, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Министерство сельского хозяйства, Минтранспорт, Министерство информационных технологий и связи, Минфин, Минэкономразвития.

Следующее звено – федеральные службы, также относятся к федеральным органам исполнительной власти. Федеральные службы осуществляют полномочия по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также исполняют спецфункции в области обороны, госбезопасности, защиты госграницы России, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

По Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, не все федеральные службы имеют самостоятельность, часть из них входит в структуру федеральных министерств. Одни службы находятся в ведении Президента РФ, другие относятся к Правительству РФ.

Самостоятельными федеральными службами, которыми руководит Президент РФ, являются: Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ России, ФСКН РФ и Федеральная служба охраны РФ.

Правительство России заведует: антимонопольной службой; федеральной службой по тарифам; службой по финансовым рынкам; службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; службой госстатистики; службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Последнее звено системы федеральных органов исполнительной власти – федеральные агентства. Они представляют собой орган, который осуществляет деятельность в определенной сфере госуслуг, управляющий госимуществом и занимающийся применением правовых функций, за исключением контроля и надзора.

Президенту подчиняются Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Основную часть федагентств включили в состав федеральных министерств. К примеру, Министерство природных ресурсов имеет 3 федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. Еще два их федеральных агентства – по атомной энергетике и космическое агентство – самостоятельные, ими заведует Правительство РФ.

Главой федерального агентства является генеральный директор.

Федеральные службы и агентства опираются на Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также на положения о них, утверждаемые Президентом или Правительством РФ.

В федеральных службах и агентствах образуются коллегии, которые утверждает Правительство России. Здесь ситуация обстоит так же, как и в Правительстве.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации являются вторым уровнем исполнительной власти.

Стоит отметить, что система органов исполнительной власти в разных субъектах РФ неодинакова. Различия можно наблюдать, как в количестве составляющих органов, так и их в организационно-правовых формах. Разделяют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции.

Систему и правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяют их конституции, законы и иные акты; в других субъектах Федерации – в краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях – их уставы, которые принимаются в соответствии с президентскими законами и указами.

К органам общей компетенции относят:

— правительства республик и других субъектов РФ, которые образуются представительными органами госвласти или при сочетании выборности глав правительств и назначений на должности других членов правительств;

— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

В республиках система организации исполнительной власти может быть построена различным образом. Всего на территории России существует 6 разных систем.

Первая – когда глава республики (президент) является также и председателем правительства своего региона (республики Бурятия, Коми).

Вторым способом организации исполнительной власти является такая система, когда кабмин республики (правительство) – исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики, подчинен главе республики (республики Башкортостан и Татарстан).

Третий вид организации исполнительной власти – когда президент республики – это высшее должностное лицо данного субъекта Федерации (Якутия, Чувашия).

Четвертым видом организации является такая система, в которой президент республики имеет полномочия главы исполнительной власти (республики Тыва и Северная Осетия-Алания).

По еще одной системе в республике существует коллегиальное формирование и организация исполнительной власти. В таком случае правительство республики формирует депутатский корпус (Удмуртия), а исполнительный орган власти – это коллегия, образующая правительство республики (Госсовет в Республике Дагестан).

Последним видом системы организации исполнительной власти в республике является такая схема, при которой президент субъекта РФ является главой республики и ее высшим должностным лицом (республики Калмыкия и Кабардино-Балкария).

Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти

Системой органов исполнительной власти в Российской Федерации называется такая юридически упорядоченная и внутренне согласованная совокупность разных по своей организационной и правовой форме органов, которые соподчинены друг другу на основе разделения компетенций и которые образуют взаимопроникающее единство, реализуя исполнительную власть на территории Российской Федерации. Данная система является комплексной и имеет свою структуру, представляющую собой вертикальную иерархию с горизонтальными уровнями. Система органов исполнительной власти в России организует свою деятельность на правовой основе, соответствующей государственной политике, что обеспечивает каждодневное оперативное управление процессами, которые происходят в обществе. Система органов исполнительной власти в России существует по принципу федерализма, сочетает в себе централизацию и децентрализацию, законность, гласность, а также отраслевые, межотраслевые и территориальные начала в госуправлении.

Система органов исполнительной власти построена в соответствии с разграничением полномочий в этой сфере между Федерацией и ее субъектами, обозначенным в Конституции РФ. Согласно главному нормативно-правовому акту страны, органы исполнительной власти действуют в пределах ведения Российской Федерации, в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектов РФ.9 В ведении Федерации – установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении РФ и субъектов Федерации – установление общих принципов организации системы органов государственной власти, однако и здесь остается принцип иерархии. В самих субъектах РФ федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

В свою очередь, по вопросам исключительных полномочий, которые отнесены к их ведению, органы исполнительной власти субъектов Федерации действуют сами, без вмешательства федеральных органов исполнительной власти. Субъекты Российской Федерации имеют право самовольно устанавливать систему органов исполнительной власти на подчиненной им территории на основе Конституции РФ и общих принципов государственного строительства, описанных в федеральных законах. Конституция РФ предусматривает процесс перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектами, которое на практике осуществляется на основе заключаемых соглашений.

Федеральные органы исполнительной власти делятся на два уровня:

– руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);

– органы госадминистрации (министерства и другие ведомства).

2.1 Президент Российской Федерации

Теоретики не прекращают споров по поводу включения Президента Российской Федерации в систему органов исполнительной власти. Правовой статус Президента остается неопределенным, так как статьи 10 и 80 Конституции Российской Федерации не относят данный орган ни к одной из ветвей государственной власти. По одной из точек зрения он стоит над тремя ветвями власти и не принадлежит ни к одной из них. У Президента имеются полномочия исполнительной власти, но он не входит в систему ее органов. Согласно другому мнению, законодательная власть сосредоточена в руках парламента, судебная принадлежит судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ имеет собственную форму власти - президентскую.

Нельзя не согласиться, что Президент Российской Федерации наделен достаточно широкими полномочиями. Однако обе вышеназванные теории в корне противоречат существующему принципу разделения властей. Самой оптимальной нам представляется третья точка зрения, по которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти (Коренев А.П., Овсянко Д.М.) и его можно рассматривать как главу исполнительной власти (Баглай М.В.). В результате появилось такое понятие, как "фактический глава исполнительной власти" (А.П. Агапов).

Президент РФ может руководить госадминистрацией как через правительство, так и напрямую. В области исполнительной власти он обладает обширными полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией РФ (статьи 80-90) и федеральными законами, он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и главные направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Госдумы) или увольняет Председателя Правительства и самолично ставит на должность или смещает с нее любого из членов Правительства. Президент может быть Председателем на каком-либо из заседаний Правительства. В его власти отменить тот или иной акт, принятый подконтрольным и подотчетным ему Правительством РФ. Президент является прямым руководителем целого ряда ведомств госадминистрации: свыше четверти федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ.

Все вышеперечисленное – далеко не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти, дает нам основания полагать, что главой исполнительной власти в России является именно Президент РФ, а не Председатель Правительства или само Правительство РФ.

2.2 Понятие и состав Правительства Российской Федерации

Широкие полномочия Президента РФ в части исполнительной власти не означают, что Правительство РФ обезличено. Его компетенция определена высшим нормативным правовым актом – Конституцией РФ и федеральными законами. Правительство руководит системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и полностью отвечает за свои действия. Согласно статье 110 Конституции, исполнительная власть в России осуществляется Правительством, а по статье 1 ФЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 1997 года оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.

Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.

Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На членов Правительства в связи с их пребыванием в его составе распространяются ограничения, предусмотренные Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1997 г.

Правительство руководит министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Президент осуществляет руководство госадминистрацией, которая, в свою очередь, управляет такими сферами, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение ЧС и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство имеет право только координировать деятельность этих органов. Такое разграничение руководящих полномочий Президента и Правительства заложено в статьях 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены статьей 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" от 1997 г. Отсюда можем сделать вывод, что Российской Федерации, как и другим полупрезидентским республикам, свойственен дуализм в руководстве исполнительной властью. Двойственность можно заметить и в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц госадминистрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

2.2.1 Полномочия Правительства РФ

Общими и основными полномочиями Правительства РФ являются:10

- осуществление реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

- разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- обеспечение в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

- осуществление управления федеральной собственностью;

- обеспечение проведения единой госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан страны, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и госбезопасности;

- обеспечение единства системы исполнительной власти в России, направление и контроль деятельность ее органов;

- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

- реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.11

Более полный список полномочий представлен в Законе "О Правительстве РФ" от 1997 г. Правительством РФ также осуществляются другие функции, которые описаны в Конституции РФ, в федеральных законах и в указах Президента РФ.

Правовые формы реализации правительственных полномочий – это постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления имеют нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим поводам, не являясь нормативными актами. Любой из правовых актов Правительства может быть обжалован в суде. Правительство имеет право принимать обращения, заявления и другие акты неправового характера.

Как уже было сказано выше, Правительство в своей деятельности преследует принципы, заложенные в таких документах, как Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, Правительству присущи такие свойства, как народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, профессионализм, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2.2.2 Организация деятельности Правительства РФ

Основная форма деятельности Правительства – это заседания, проводящиеся не реже одного раза в месяц. Заседать члены Правительства могут как открыто, так и закрыто. Подготавливается и проводится заседание на основе правительственного регламента. Каждый из членов Правительства обязан лично принимать участие в его заседаниях, так как на них возложена важная миссия – принятие решений путем голосования.

В заседании Правительства, имея право голоса, также могут принимать участие члены палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент РАН. В некоторых случаях председателем может быть избран Президент РФ.

Каждый из предложенных к рассмотрению вопросов требует присутствия лиц, непосредственно имеющих отношение к названной теме. Руководитель Аппарата Правительства занимается тем, что отбирает этих граждан по предложениям государственных органов и организаций, которые ответственны за подготовку вопросов повестки заседания. В заседании Правительства могут принимать участие сотрудники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие конкретный материал повестки заседания. Особо тщательно готовятся те решения, которые были приняты актами Президента или рассматривались на заседаниях под его председательством. Подобные проекты не могут пройти не согласованными Администрацией Президента.

Заседания ведутся Председателем Правительства. Он организует открытие и закрытие заседания, передает слово следующему выступающему, при необходимости проводит голосование. При равенстве голосов во время голосования решающее слово остается за Председателем.

Вопросы, которые относятся к сфере влияния Правительства, могут рассматривать на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума.

На заседаниях Правительства рассматриваются два вида вопросов:

– решения, по которым принимаются только в рамках заседаний Правительства;

– вопросы, имеющие особое значение (н-р, вытекающие из поручений Президента).

С целью обеспечить функционирование Правительства был создан Аппарат Правительства РФ, работающий под руководством его Председателя. Главой данного органа является руководитель Аппарата, который должен занимать пост, как минимум, федерального министра или зампреда Правительства. Аппарат Правительства России подготавливает и организовывает заседания Правительства, распределяет нагрузку между различными органами и организациями по обеспечению реализации полномочий Правительства, контролирует выполнение его решений.

Российская Конституция не ограничивает сроки полномочий Правительства. Лишь косвенно указывается срок в 6 лет: именно спустя такое время по нынешним законам переизбирается Президент. Таким образом, мы видим, что деятельность этих двух органов исполнительной власти зависит напрямую: новый Президент - новое Правительство. Однако не стоит забывать,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: