Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: Криминология.

 

Направление подготовки (специальность): 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Ростовский филиал

 

Кафедра уголовного права

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2012г.

№________)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

 

Дисциплина: Криминология.

 

Направление подготовки: 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

 

Ростов-на-Дону

Автор:

 

И.А. Подройкина, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук, доцент

 

Ответственный за выпуск:

А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук

 

Рецензенты:

Е.В. Серегина, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент;

 

М.Б. Смоленский, декан юридического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор.

 

© Российская таможенная академия, 2012


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Модуль 1. Общая часть

Тема 1.1 Понятие, предмет и система криминологии

(Форма обучения: очная)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите, в чем выражается самостоятельность науки криминологии.

2. Каковы цели и задачи криминологии.

3. Выясните, с какими науками наиболее тесно связана криминология.

II. План семинарского (практического) занятия

1. Криминология как наука – понятие и значение.

2. Предмет и методы криминологии.

3. Система криминологии ее задачи.

4. Связь криминологии с другими науками.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию

Изучение криминологии необходимо начинать, прежде всего, с уяснения сущности криминологии как науки о преступности, необходимо понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины. Далее следует изучить элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс, очерченный рамками уголовного закона и проявляющийся в виде статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших; личность преступника и ее особеннос­ти; факторы преступности (детерминанты, влияющие на нее, причины и условия преступности); механизм индивидуального преступного поведения; предупреждение преступности.

Необходимо обратить внимание на систему криминологического знания, функции криминологической науки. Обозначить значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях. Для наиболее полного раскрытия вопроса следует показать связь криминологии с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления), связь криминологии и демографии, криминологии и статистики.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.

2. Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.

Дополнительная литература

1. Антонян, А.И. Криминология : курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.

2. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. – 184 с.

3. Гилинский, Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб. : Изд-во Юридический центр Пресс, 2002. – 502 с.

4. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.И. Курганов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/76385

5. Ломброзо, Ч. Преступление ; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

6. Малков, В.Д. Криминология : учебник для вузов / В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2011. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/10850

7. Марлухина, О.Е. Криминология / О.Е. Марлухина. – М.: Маркет+, 2008. – 650 с. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/39713

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чём состоит качественное отличие объекта и предмета науки криминологии.

2. В чём заключается комплексный характер криминологии?

3. В чём заключается специфика применения в криминологии общенаучных методов?

Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы

(Форма обучения: очная)

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотреть основные этапы развития криминологии как науки.

2. Изучить основные криминологические теории.

 

II. План семинарского (практического) занятия

1. Периодизация истории криминологии.

2. Криминологические идеи и взгляды классической и неоклассической школы уголовного права.

3. Биологические и социологические теории преступности.

4. Отечественная криминология – основные этапы становления.

5. Криминологические учреждения и общества.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835–1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало.

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 г. книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».

На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с философскими, политическим, правовыми учениями в первой половине XIX века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований: 1) антропологическое; 2) статистическое; 3) социально-экономическое, социологическое и др., в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния; 4) социально-правовые. Суть данных исследователей должен уяснить студент в процессе подготовки к семинарскому занятию.

Криминология к концу XIX в. окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины XIX в. и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, со становлением криминологии как науки эти разделы в нем не существуют.

В истории отечественной криминологии можно выделить четыре основных этапа: конец XIX в. – 1917 г.; начало 20-х – середина 30-х годов. XX в.; конец 50-х – 80-е годы XX в.; начало 90-х годов XX в. – настоящее время.

В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не было развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологический школы и, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом.

В нашей стране криминология в своем развитии прошла непростой путь: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой, до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью. Криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало в конце 50-х – начале 60-х гг. Криминология быстро развивается на основе коммунистической идеологии, которая породила несколько постулатов: первый – социализм не содержит коренных причин преступности и не порождает их; второй – преступность проходящая, она исчезнет с построением высшей фазы социализма – коммунизма. В остальном советские криминологи были свободны в своем творчестве.

В мае 1963 г. организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Советская криминология добилась больших успехов и именно в эти годы она сформировалась как самостоятельная наука. Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а так же проведении криминологических экспертиз проектов уголовного кодекса относятся к началу 1990 г.

В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений юридических высших учебных заведений. Криминология и дальше будет изыскивать пути стабилизации преступности, уменьшения ее размеров и опасности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.

2. Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.

Дополнительная литература

1. Антонян, А.И. Криминология : курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.

2. Бахарев Д.В., Степаненкова З.В. Вопрос о причинах преступности в работах русских писателей и публицистов второй половины XIX в. // История государства и права. – 2012. – № 4. – С. 25-28.

3. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. –

4. Ломброзо, Ч. Преступление ; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

5. Шестаков Д.А. Криминология : Новые подходы к преступлению и преступности : Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире : учебник. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 561 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие принципиальные криминологические идеи были высказаны в трудах просветителей Ш. Монтескье и Ч. Беккариа?

2. Почему Ч. Ломброзо и А. Кетле считаются основателями науки криминологии?

3. В чём, по Э. Дюркгейму, заключается социальная функция преступности?

4. Чем характеризуется послереволюционный период отечественной криминологии?





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!