Понятие и признаки административного процесса.




 

Различают внутриведомственный административный процесс или управленческий, который регулируется локальными актами, нарушение норм которых влечет дисциплинарную ответственность, и межведомственный процесс, который регулируется нормативно-правовыми актами, которые образуют институт административного процесса в его качественном понимании. Существует два подхода к понятию «административный процесс». 1. Юрисдикционный подход. Н.Г. Салищева: «Административный процесс – это деятельность по разрешению споров, в том числе, связанная с применением мер административного принуждения». А.Е. Лунев: «Административный процесс – это деятельность, связанная с расследованием административных правонарушений, а также их рассмотрением как в административных, так и в судебных органах». Соответственно базовый ответ на вопрос: возникает ли административный процесс? – наличие спора. (конфликтно-охранительная)   2. Управленческий подход. С.С. Студеникин: «Административный процесс – это деятельность исполнительно-распорядительных органов в целом». В.М. Манохин: «Административный процесс – это не только деятельность государственных органов по разрешению индивидуально-конкретных дел, но и прежде всего порядок реализации административно-правовых норм». (конфликтно-охранительная, регулятивная). Считается, что необоснованный подход … фактически делая его синонимичных понятию государственного управления. Видится, что определение должно быть сужено как минимум до правовых форм государственного управления.  
Базовое определение: Административный процесс – это урегулированное административно-процессуальными нормами деятельность органов публичного управления по рассмотрению и разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления в процессе реализации задач и функций государственного управления».   ОМСУ входит толко тогда, когда реализует полномочия ГО.   В административно-процессуальную деятельность включается: а) разрешение дел об административных правонарушениях: б) деятельность судов по разрешению жалоб гражданина; в) разрешение любых иных индивидуально-конкретных дел, которые влекут или могут повлечь изменение правового статуса личности.  
Цель административного процесса – это обеспечение эффективной реализации властных полномочий. Административный процесс есть способ ограничения полномочий реализации … Административный процесс есть средство соблюдения законности при осуществлении государственного контроля.   Задачи административного процесса: а) формирование желаемой модели поведения; б) принятие соответствующей нормы права; в) реализация нормы.  
Функцией административного процесса является проведение операций с нормами административного права с целью упорядочения управленческой деятельности и актов.  
Принципы административного процесса: а) законность – наличие закона, повсеместное соблюдение закона и соответствие закону права. б) объективность и материальной истины – процесс строит на том, что истина познаваема и существует – отсутствие при принятии решения… влияние личных ценностей, установок и убеждений. в) равенства сторон – принцип равенства процессуальных возможностей, в теории рассматривается его конфликт с общеправовым … поскольку стороны в процессе имеют принципиально разный материальный правовой статус. Процессуальный статус равный; г) обеспечение охраны прав субъектов административного процесса; д) быстрота процесса- процесс долен отвечать требованиям экономичности и эффективности; е) самостоятельность принятия решений- уполномоченный орган имеет право принять окончательное решение по делу, что исключает возможность волокиты; ж) двухступенчатость административного процесса-гарантия незаинтересованности лица, принимающего окончательное решение, поскольку субъект, начинающий производство и завершающий его должны различаться; з) дисциплинарная, если говорим о судье - должностная; и) гласность административного процесса.
Что такое юридический процесс? Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Свойства административного процесса: Все признаки юридического процесса. 1. это сознательная и целенаправленная деятельность, то есть деятельность осуществляется по воле человека и имеет …; 2. это государственно-властная деятельность, то есть при осуществлении административного процесса; 3. административный процесс связан с методом правового регулирования; 4. административный процесс ориентирован на юридический результат; Что такое юридический результат? Изменение правового статуса. 5. стадийность-смена стадии сопровождается сменой должностного лица ведущего дело Три стадии: возбуждение, рассмотрение, принятие, (обжалование) решения по делу; 6. административный процесс – это динамическое понятие, при помощи которого достигается материальный результат. По материально-правовым результатом мы понимаем результат изменения правового статуса  
  Признаки административного процесса: 1. это специфический способ осуществления исполнительной власти; 2. он связан с исполнительно-распорядительной деятельностью, он являются ее частью, подлежащей правовой регламентации; исполнительная деятельность – проведение в жизнь законов, распорядительная – деятельность по распоряжению государственными ресурсами. 3. результатом процесса является принятие акта или совершение действия. Результатом всего процесса может являться только принятие акта. Промежуточные стадии или процедуры могут завершаться действием. 4. сложная структура. Во-первых, выделяют три вида процесса: правотворческий, правонаделительный и юрисдикционный. Во-вторых, каждый процесс включает в себя большое количество производства, производство, в свою очередь, состоят из процедур. Дополнительную сложность вызывает то, что административный процесс зачастую регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами.; 5. широкий круг субъектов, который складывается из административных органов и судов, которые работают по разным принципам, актам и процессам. Исключение, дела об административном правонарушении, так как по КоАПу.; 6. обслуживает нормы других отраслей права, это связано с наличием у административного права охранительной функции и присутствии в системе источников кодекса об административных правонарушениях.  
В ходе реализации административного процесса возникают административно-процессуальные отношения. Административно-процессуальные отношения – это а) регламентируемые правом б) общественные отношения, в) складывающиеся по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел органами публичной администрации и судами. В классической теории права процессуальные отношения являются трехсторонними.  
Административно-правовые отношения возникают при реализации административно-правовых норм. Административно-правовая норма – это стандарты поведения, регулирующие практическую реализацию властных полномочий органами публичного управления.
Исходя из различных аспектов содержания и структуры административно-правовой нормы административный процесс классифицируется по нескольким основаниям.
1. По структурному элементу нормы, подлежащей реализации: а) процесс реализации диспозиции – правоприменительный процесс; б) процесс реализации санкции – юрисдикционный процесс. 2. По характеру предписания правовой нормы: а) административно-правонаделительный; б) административно-правотворческий; в) административно-юрисдикционный. 3. По степени общности: а) общий процесс (формирование кадров, прохождение государственной службы, делопроизводство); х---кте-е- для к-жд-г- г-суд--стве---г- --г---   б) специальный процесс. В-еш-евл-ст--я деятель--сть с-ец-ф-ц---в----я в з-в-с-м-ст- -т з-д-ч - фу-кц-й.  
Административно-правотворческий процесс. Административно-правотворческий процесс состоит в создании подзаконных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить организацию практического исполнения норм закона. Задачи административно-правотворческого процесса: а) обновление законодательства; б) восполнение пробелов в законодательстве; в) уничтожение переживших норм права.  
Особенности административно-правотворческого процесса: 1) позитивный характер; 2) ограниченный круг субъектов процесса. 3) результатом процесса является принятие подзаконного правового акта (правового акта управления); Реквизиты акта: · наименование органа (органов), издавшего акт; · наименование вида акта и его название; · дату подписания (утверждения) акта и его номер; · наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт. Отсутствие одного из данных реквизитов влечет недействительность акта, то есть акт не порождает правовые последствия, а все результаты действий, принятых в рамках данного акта, должны быть обнулены.  
В зависимости от органа, осуществляющего административно-правотворческий процесс выделяют следующие производства: 1) производство по принятию Указов Президента РФ; 2) производство по принятию актов Правительства РФ; 3) производство по принятию нормативно-правовых актов федеральными министерствами; 4) производство по принятию актов федеральными органами исполнительной власти. 5) производство по принятию актов органами исполнительной власти субъектов федерации. Все принимаемые в результате осуществления данных производств акты объединяются под названием правовой акт управления. Правовой акт управление – это решение, применяемое органом государственной власти в процессе осуществление своей деятельности, имеющий исполнительно-распорядительный характер.  
Признаки правовых актов управления: 1. разнообразие актов: а) разнообразие форм; б) разнообразие содержания: · нормативные акты, которые могут быть общими, межведомственными и внутриведомственными; Формы: постановление, приказ, распоряжение, правило, инструкция и положение. Акты, изданные в ином виде, например, директивы, письма, телеграммы, не могут иметь нормативного характера.   Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Исключение составляют акты, принятые в порядке делегирования. · индивидуальные акты; Индивидуальные акты – это акты о применении нормы права к конкретному лицу. Они бывают юрисдикционные (если акт, разрешающий спор) и правоприменительные (если решается о наличии или отсутствии у гражданина субъективного права). Индивидуальные акты классифицируются на исполнительные (регистрация брака) и правоохранительные. К индивидуальным актам предъявляются следующие требования: 1) соответствие нормативно-правовым актам, 2) принятие в пределах компетенции; 3) мотивированное принятие акта; 4) наличие установленных реквизитов. 2. мобильность актов, то есть частое их изменение; Особый порядок отмены. а) для ФОИВ – акты отменяется Правительством по представлению Минюста. б) для ОИВ субъектов РФ – акты отменятся Президентом РФ по представлению Правительства РФ (Министерства Юстиции РФ). 3. акты могут быть приняты в порядке делегирования полномочий; 4. акт может быть принят только в процессе исполнения должностных обязанностей. Следовательно, крайне важным является дата и фамилия конкретного должностного лица, подписавшего акт; 5. акт должен быть принят в установленном порядке, как правило, этот порядок регулируется регламентом соответствующего государственного органа.
Государственная регистрация нормативного акта. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие: · гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; · гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; · механизм реализации прав, свобод и обязанностей; б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы): · об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, · устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции; в) имеющие межведомственный характер. Регистрацию осуществляет Минюст РФ, это процедура является необходимой для вступления акта в силу, срок регистрации 10 дней, зарегистрированные акты вносятся в реестр Минюста, который является открытым и размещается в сети Интернет.
в Административно-правонаделительный процесс.  
Административно-правонаделительный процесс состоит в разрешении дел бесспорного характера. Признаки: а) позитивная (деятельность, которая не подразумевает спора) деятельность органов публичного управления; б) реализация процесса требует активного добросовестного исполнения должностных полномочий – как правило, инициатором процесса является не властный субъект, но вся остальная деятельность ложится на властный. в) широкий круг субъектов реализации процесса; г) отсутствие правовой оценки события; д) отсутствие мер принуждения; е) результатом процесса является правоприменительный акт.
Административно-правонаделительный процесс включает в себя две части: · внутренний процесс: Процесс делопроизводства – ведение внутренней документации в системе субъекта. Внутри государственного органа. к внутреннему процессу относят также межведомственный информационный обмен · внешний процесс: это внешневластные действия, направленные на объект управления, и содержащий указания, обязательные к исполнению. Внешний процесс включает в себя производства: регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство о предоставлении того или иного статуса; экзаменационное производство, экспертно-удостоверительное производство, государственно-поощрительное производство, обеспечительное производство. Каждому из этих видов производства характерны общие стадии …, однако, конкретное содержание принимается нормативно-правовым актом. В целом, все эти производства направлены на обеспечения исполнения публичных юридических обязанностей.  
Административно-разрешительное производство. Оно многовариантно и спецификой является то, что она ведется в отношении граждан и юр.лиц.   Производство по рассмотрению обращений граждан. Нормативная база: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 21.04.2006 Закон выделяет три вида обращений: 1. Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию государственно-управленческой деятельности. 2. Заявление – это: а) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, б) сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, в) критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 3. Жалоба Производство совпадает с производством по административной жалобе (см. стр. 23).  
Административно-юрисдикционный процесс Административно-юрисдикционный процесс представляет собой порядок судебного или внесудебного разбирательства дела о субъективном публичном праве. Что такое субъективное публичное право? Субъективное публичное право – это мера разрешенного (а не возможного) поведения, обеспечиваемого государства. Права невластного субъекта во взаимодействии с властным. Впервые конструкция появилась в римском праве и называлась иск общей пользы. --мля-е --зыв-л- эт- --ссм-т-е--я -ск- к -бщей --льзе.  
Особенности административно-юрисдикционного процесса: а) наличие спора; б) инициатива процесса может принадлежать управляющему (субъекту) и управляемому (объекту); в) в результате процесса, дается правовая оценка действиям сторон (судебный и внесудебный-административный порядок); г) стороны процесса несут ответственность перед государством -> юрисдикция в широком смысле; д) казуальное регулирование – возможность государственного органа выхода за стандарт правовой нормы в конкретной ситуации. В качестве примера, ст. 2.9 КоАП о малозначительности. е) административно-юрисдикционный процесс – это самостоятельный вид правоохранительной деятельности. Он осуществляется особыми государственными органами, которые называются органами административной юстиции. Что такое юстиция? Юстиция – это деятельность гос.органов, связанная с предотвращением, разрешением юридических конфликтов и исполнением судебных решений. Юстиция – это система органов государственного управления, которые помогают судам поддерживать законность и справедливое положение дел в стране. В широком смысле юстиция – это исполнительно-процессуальная деятельность государства. Что такое юрисдикция? Юрисди́кция — пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти. Юрисдикция – это вид и характер дел, разрешаемый юстиционным органом в процессе юстиционной деятельности. Юрисдикцией называется та область права, которая определяет полномочия конкретного органа государственной власти. То есть, в юриспруденции это означает то, что кто-то или что-то находится в подчинении; это область полномочий, которые принадлежат конкретному органу.   Существуют две трактовки структуры органов административной юстиции: 1. Широкая трактовка. Органы административной юстиции – это все государственные органы, правомочные разрешать публично-правовые споры в рамках государственно-управленческих отношений, решать дела о правонарушениях, оценивать правомерность поступков, применять санкции. 2. Узкая трактовка. Органы административной юстиции – это органы судебного контроля за управлением. Виды производства: 1) Дисциплинарное производство; Что такое дисциплинарное производство? Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.  
2) Административное исковое заявление (АИЗ). Нормативная база: кодекс административного судопроизводства (). Право на подачу АИЗ имеют а) граждане, б) иностранцы, в) юридические лица, г) общественные и религиозные объединения. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами Производство по АИЗ платное (облагается государственной пошлиной). Предмет жалобы – нарушенное или оспариваемое право, свобода или законный интерес граждан или организаций, если такое нарушение возникло из: административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Подведомственность заявления: АИЗ подается в суд по месту нахождения госоргана, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Исключение из общего правила, предусмотрены ст. 22 КАС РФ.   Что такое подведомственность? Подведомственность - это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа.
 
Срок рассмотрения: 2 месяца, может быть продлен на месяц. Завершается вынесение решения, в котором решается вопрос об ответственности перед государством.
3) Административная жалоба. Административная жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; которая подана непосредственно в органы публичного управления (не в суд, то есть ведут органы государственной власти). Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной.   Производство по жалобе бесплатное.  
Выделяют два вида административных жалоб: 1. Общая административная жалоба Производство осуществляется в рамках ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан». 2. Специальная жалоба. Предмет жалобы, сроки подачи жалобы, сроки и порядок рассмотрения предусмотрены специальными законами, регулирующими отдельные аспекты исполнительно-распорядительной деятельности 1) Производство по общей административной жалобе. Различают два вида таких производств:
  А. Производство по устной жалобе: Устная жалоба подается гражданином во время личного приема руководителями и уполномоченными на то лицами органов публичного управления. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Информация является общедоступной в том числе посредством сети интернет. Ведение личного приема граждан является обязательным. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Ответ на обращение может быть дан: · устно в ходе личного приема – если факты и обстоятельства являются очевидными и гражданин согласен получить ответ в устной форме; · в виде отказа в рассмотрении обращения, если ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов; · в виде разъяснения куда и в каком порядке гражданину следует обратиться; · письменно по существу поставленных в обращении вопросов. В этом случае жалоба рассматривается в порядке производства по письменной жалобе. Основания нарушенные права как и в устной форме.  
Б. Производство по письменной жалобе. Общий срок производства 30 дней с момента регистрации, может быть однократно продлен на тот же срок   Этапы производства: а) подача жалобы гражданином. Запрещается преследование гражданина в связи с его жалобой. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, а) содержащихся в обращении, а также сведений, б) касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений - передача, содержащаяся в обращении информации, если это необходимо для рассмотрения жалобы по существу.   Требования к письменной жалобе: · наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, · фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, (анонимки не рассматриваются) · почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, (можно электронный вариант) · суть жалобы, · личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии. Весь массив информации может быть подан в электронном порядке. б) регистрация жалобы – регистрация жалобы осуществляется в течение пяти дней после подачи; Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. На этом этапе жалоба может быть возвращена заявителю только если рассмотрение этой жалобы входит в исключительную компетенцию суда. в) рассмотрение жалобы; Орган или должностное лицо, рассматривающее жалобу: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; Гражданин эти данные не обязан, они должны быть получены в ходе межведомственного обмена. Срок на эти действия составляет 15 дней. 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. г) принятие решения по жалобе. Орган или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Исключения из этого правила предусмотрены ст. 11 ФЗ №59    
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: