План
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие судебной власти ……………………………………......................4
2. Особенности судебной власти ………………................................................8
3. Правовой статус судей ……………………….................................................10
Заключение ………………………………………………………………….....19
Список использованной литературы ……………………………….................20
Введение.
Закон о статусе судей устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи. Единый правовой статус судей Российской Федерации не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон "О статусе судей Российской Федерации" указывает, что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду.
Понятие судебной власти
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Так с 25 декабря 1993 года — даты вступления действующей Конституции России в законную силу многонациональным народом - как единственным источником власти в ст. 3 Конституции РФ указан список не только субъекта, имеющего право наделять органы государственной власти властными полномочиями, но и способ наделения властными полномочиями органы государственной власти России, в том числе и судебную, и который является закрытым.
В статье первой Федерального Закона от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в российской федерации» Законодателем императивно определено, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице Судей, а Судьями являются лица: первоначально наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и в последующем исполняющие обязанности Судей на профессиональной основе (положения ст. 1 названного Федерального Закона не противоречат Основам Конституции РФ).
Положения пункта 2 раздела второго действующей Конституции РФ исключает применение Федерального закона от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в российской федерации» в части назначения граждан на должность судьи только по инициативе председателей судов, в которых образовалась вакансия, и квалификационных коллегий судей без учета наличия у кандидатов на должность судьи властных полномочий на осуществление правосудия «Именем Российской Федерации», приобретенных кандидатами ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по результатам добровольных всенародных выборов — ст. 3 Конституции РФ, как противоречащего Основам Конституционного строя России.
При этом Президент России в суды на должности назначает не простых граждан, а исключительно Судей для исполнения ими приобретенных полномочий по осуществлению правосудия на профессиональной основе. Статья 128, абзац «е» ст. 83, абзац «ж» ст. 102 Конституции РФ – не противоречат Основам Конституционного строя РФ.
Следовательно, все граждане, назначенные Президентом России на должность Судьи, а также на должности заместителя и председателя судов, без предварительного наделения таких граждан России исключительно Народом России мандатом Судьи: - властными полномочиями на осуществление правосудия в конституционном порядке, подпадают под признаки состава преступления, предусмотренные ст. 288, 190, 190.1 Уголовного кодекса РФ, а принятые такими нелегитимными Судьями судебные акты «Именем Российской Федерации» - изначально ничтожными по вышеизложенным основаниям
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.
Контрольная деятельность также представляет собой:
– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.
Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.
Особенности судебной власти.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Организация судебной системы предусмотрена Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ. Вопросы касающиеся судоустройства, находятся в исключительном ведении РФ.
Одной из особенностей судебной системы РФ является то, что судебную систему России образуют 4 самостоятельных вида судов: КС и Уставной Суд, суды общей юрисдикции (территориальные, военные, и специализированные) Арбитражные Суды, Дисциплинарное Судебное присутствие.
Особенностью судебной системы является то, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. [2]
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Главной особенностью судебной системы РФ является то, что по значительным делам судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией объективности, обоснованности принятого решения. Единолично решают два мировые судьи, но и тогда они действуют в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании.
Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов.
Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
Правовой статус судей
В соответствии с общими положениями теории права совокупность всех принадлежащих судье прав, свобод и обязанностей будет называться правовым статусом судьи. Но кроме прав, свобод и обязанностей в правовой статус судьи включают гарантии его независимости, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, порядок наделения граждан полномочиями судьи и т.д. Таким образом, под правовым статусом судьи понимают совокупность прав, обязанностей, ответственность, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, порядок назначения, а также гарантии их независимости.
Все судьи в Российской Федерации имеют единый правовой статус.
Правовые основы статуса судей базируются на правовых нормах, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и т.д.
К кандидатам на должность судьи федерального суда, предъявляются следующие требования:
· наличие гражданства Российской Федерации;
· наличие высшего юридического образования;
· возраст кандидата не менее 25 лет (для районного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда);
· отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность, установленное по результатам медицинского освидетельствования
· наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет (для районного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда). В указанный стаж включается время работы: по государственной должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в Российской Феде-рации до принятия действующей Конституции РФ; по муниципальной должности, в том числе в органах местного самоуправления; время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном суде РФ, в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях; время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; время работы в качестве адвоката и нотариуса;
Для получения правового статуса судьи законодатель устанавливает особую процедуру наделения полномочиями судьи. Данная процедура сводится к прохождению кандидатом ряда последовательных действий, сводящихся к их отбору на должность судьи, и, собственно, принятию полномочными субъектами решения о назначении на должность судьи. Условно такая процедура состоит:
· из сообщения об открытии вакантной должности судьи;
· подачи заинтересованным лицом заявления о сдаче квалификационного экзамена и сдача экзамена;
· обращения кандидата в квалификационную коллегию с заявлением о выдаче рекомендации на вакантную должность;
· проверки квалификационной коллегией достоверности представленных кандидатом документов и сведений;
· внесения представления председателем суда о назначении кандидата на вакантную должность;
· назначения на должность судьи.
Об открытии вакантной должности судьи председателем соответствующего суда сообщается в квалификационную коллегию судей в 10-дневный срок со дня открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей в тот же срок после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации. Одновременно указываются время и место приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также время и место рассмотрения поступивших заявлений.
Лицо, отвечающее всем требованиям на должность федерального судьи, обращается в квалификационную коллегию судей с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо заявления представляются: документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии, либо копии указанных документов; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Копии документов удостоверяются установленным порядком или членом экзаменационной комиссии.
При представлении всех документов претендентом ему не может быть отказано в сдаче экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей и создаваемой на срок полномочий соответствующих квалификационных колле
гий судей. В том случае, если претендент не был назначен на должность судьи, то после истечения трех лет он обязан повторно сдать квалификационный экзамен по общим правилам, как и судья, пребывавший в отставке более трех лет и пожелавший возобновить свою деятельность в качестве судьи.
Далее претендент на должность судьи обращается в квалификационную коллегию судей с заявлением о выдаче ему рекомендации на вакантную должность судьи. В заявлении претендент указывает о своем согласии на проведение соответствующих проверочных мероприятий компетентными государственными органами, а также на проведение проверки, касающейся отсутствия заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, и истребование сведений, составляющих врачебную тайну.
Помимо заявления представляются те же документы, что и при обращении с заявлением о сдаче квалификационного экзамена, а также сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена, т.е. удостоверение о сдаче экзамена и выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии. Кандидат на должность судьи представляет характеристику, отражающую оценку профессиональной деятельности по юридической профессии, его деловых и нравственных качеств.
Квалификационная коллегия судей проверяет, в том числе путем обращения в соответствующие органы, достоверность представленных документов и сведений.
Проведение проверки может быть поручено Судебному департаменту при Верховном суде РФ. Проверка проводится в течение двух месяцев.
Решение квалификационной коллегии судей о выдаче рекомендации направляется председателю соответствующего суда, который при согласии с ним вносит представлениео назначении рекомендуемого лица на должность судьи. При несогласии с решением о выдаче рекомендации председатель суда возвращает его в квалификационную коллегию. В дальнейшем при подтверждении своего решения квалификационной коллегией судей в количестве не менее двух третей от состава коллегии председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на вакантную должность.
Последним этапом процедуры получения правового статуса судьи является на значение претендентов на вакантную должность судьи. Так, Председатель Верховного суда РФ и Председатель Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ, которое направляется Президенту РФ за два месяца до истечения срока полномочии указанных должностных лиц (или не позднее трех месяцев со дня открытия вакансии при досрочном прекращении полномочий Председателей указанных судов).
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного суда РФ и Председателя Высшего арбитражного суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. При отклонении представленных кандидатур Президентом РФ об этом сообщается председателю суда, направившего представление.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия и отягчающим обстоятельством такого деяния является вмешательство в деятельность суда с использованием служебного положения (ст. 294 УК РФ). Уголовной ответственности подлежит гражданин за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 295 – 296 УК РФ).
Судьи назначаются на должность бессрочно. Законом установлен только предельный возраст пребывания судьи в должности – 70 лет. Судьи федеральных судов (за исключением судей Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на должность судьи на три года, и после истечения данного срока они могут быть назначены на должность судьи без ограничения срока. Полномочия судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии /55, ст. 13/. Кроме этого, по решению квалификационной коллегии судей полномочия судьи могут быть и прекращены. Все основания прекращения полномочия судьи отражены в п. 1 ст. 14 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Почетный уход или почетное удаление судьи с должности независимо от его возраста является отставкой. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, указанным в подл. 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12 п. 1 ст. 14 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». За находящимся в отставке гражданином сохраняется звание судьи, а также гарантии его личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности;
Правовые основы неприкосновенности судьи, отвечающие международным правовым нормам, содержатся в Конституции РФ. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судьи неприкосновенны, и судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Кроме этого, неприкосновенность судьи заключается в неприкосновенности его личности, занимаемых им жилых служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа, иного имущества, тайне переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Неприкосновенность судьи заключается также в непривлечении его к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, в том числе и после истечения его полномочий (исключение составляет
установленная вступившим в законную силу виновность судьи в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного постановления).
Материальное обеспечение судьи состоит из выплат заработной платы, соответствующих доплат к ней, обеспечения надлежащего имущественного положения судьи и т.д., особой защиты государством судьи, членов его семьи, имущества судьи и членов его семьи.
Государство обеспечивает личную безопасность судей и их близких родственников, а также имущества указанных лиц, других лиц, в отношении которых совершаются посягательства в целях противодействия правосудия.
Заключение.
Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.
Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации. Эффективное действие всех элементов названной системы будет способствовать повышению эффективности отправления правосудия.. Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве. Поэтому необходимо постоянное приведение в соответствие с правовой действительностью нормативного материала.. Особый статус судьи, сопряженный с предъявлением к нему специальных требований, должен гарантировать такую систему и такой уровень оплаты труда судей, которые бы соответствовали их высокому статусу и ответственности и исключали бы саму возможность сомневаться в неподкупности судьи. В качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.
Список использованной литературы.
I. Нормативные акты Российской Федерации:
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // “ Российская газета” N 237, 25.12.1993.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1993 г. N 63-ФЗ Принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г. // “Собрание законодательства РФ”, 17.06.1996 г. N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018. // "Российская газета", N 170, 29.07.1992,
"Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1792.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"//"Российская газета", N 170, 29.07.1992.
II. Книги брошюры.
5. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. – Москва: ИГ «Юрист», 2005. - 321 с.
6. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. Гуценко К.Ф. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Зерцало», 2010. – 440 с.
7.Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров / Под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 381 с.