Аудит состояния забалансового учета по счетам 001 «Арендованные основные средства» и 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
Арендованные основные средства»
1. Цель
Получение достаточных доказательств, подтверждающих достоверность показателей отчетности, на формирование которых могли повлиять результаты распоряжения и использования арендованных основных средств.
2. Задачи
· Оценить СВК в части учета арендованных основных средств;
· Оценить наличие объектов арендованных средств и правильности оформления документов по ним;
· Проверка ведения регистров накопительного учета и аналитической информации об объектах арендованных основных средств;
· Проверка правильности переноса данных забалансового учета в части арендованных основных средств в Пояснениях к балансу.
3. Законодательство
· Гражданский Кодекс Российской Федерации;
· Налоговый Кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г;
· Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г;
· Федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998г;
· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации»;
· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6.10.2008г. № 106н);
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/2001 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н);
· Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/1999 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №32н);
· Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/1999 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №33н);
· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н);
· Постановление Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (от 21.01.2003 г. №7);
· Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (от 1.01.2002г. №1);
4. Источники информации
· Аудиторское заключение и Отчет аудитора за период предшествующий проверяемому;
· Бухгалтерская отчетность за проверяемый период;
· Приказ об учетной политике;
· Регистры накопительного учета (ведомости, книги) арендованных основных средств;
· Договоры аренды, лизинга;
· Первичные документы: сохранные расписки, акты приема-передачи, инвентаризационные описи и т.п.
5. Оценка СВК
При аудите аренды основных средств необходимо оценить СВК в части учета и отражения в отчетности данного объекта учета, а именно проверить:
· Правильность отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной форме, оформление актов передачи основных средств в аренду;
· Правильность и полнота оформления договоров аренды;
· Отражение финансовых результатов по соответствующим операциям;
· Ведение бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды;
· Начисление износа при долгосрочной аренде;
· Отражение капиталовложений в арендованные основные средства;
· Учет лизинговых операций.
6. Программа аудита
1) Существование и полнота: проверка того, что объекты арендованных основных средств действительно существуют и отражены в учете в полном объеме.
2) Права и обязательства: проверка того, что объекты арендованных основных средств действительно имеют документальное подтверждение.
3) Оценка: объекты арендованных основных средств отражены в оценке согласно подтверждающим документам или учетной политике.
4) Точность: информация аналитического учета арендованных основных средств соответствует данным Пояснений к Балансу.
5) Представление и раскрытие: при включении в Пояснения к бухгалтерской отчетности все объекты арендованных основных средств правильно классифицированы.
7. Типичные ошибки:
· Учет арендованных основных средств на счетах 01 или 08.
· Неправильная классификация арендованных основных средств.
· Неправильная оценка/отсутствие достоверной оценки арендованных основных средств.
· Отсутствие обособленного учета арендованных основных средств, находящихся за пределами РФ и прочие.
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
1. Цель
Целью аудиторской проверки забалансового учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, и товаров, принятых на комиссию, является изучение правильности организации учета поступления и списания данных объектов учета.
2. Задачи
•изучить финансово-хозяйственные договора, связанные с поступлением данных объектов учета;
•изучить состав принятых ценностей;
•ознакомиться с условиями их хранения;
•подтвердить правильность оценки данных ценностей;
•изучить порядок отражения в учете их поступления и списания;
•оценить качество проводимых инвентаризаций и правильность отражения в учете их результатов.
3. Законодательство
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)
4. Источники информации
Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов о проведении инвентаризации и т. п
5. Оценка СВК
Необходимо проверить организацию и осуществление расчетов с кредиторами и дебиторами на основе изучения и сопоставления документов первичного учета (платежные документы, накладные, агентские отчеты, отчеты комиссионеров и пр.), а также сравнить обороты по счетам учета расчетов и учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, на комиссию.
6. Программа аудита
Программа аудита включает следующие вопросы.
1) Аудит финансово-хозяйственных договоров для подтверждения обоснованности использования в учете забалансовых счетов.
2) Аудит тождественности показателей оборотов по забалансовым счетам учета и счетам бухгалтерского учета.
3) Аудит правильности проведения инвентаризации.
4) Аудит оформления первичных учетных документов.
5) Аудит правильности формирования результатов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и прав, не принадлежащих аудируемому предприятию.
6) Аудит правильности определения расходов, связанных с формированием стоимости предметов, принимаемых на забалансовый учет, и т. п.
7. Типичные ошибки
· отсутствие ведения забалансового учета;
· несвоевременность оприходования и списания;
· неправильное определение стоимости объектов учета;
· частичное отсутствие необходимых первичных документов и, как следствие, отсутствие необходимого комплекта документов для принятия к учету или же списанию;
· формальное проведение инвентаризации;
· отсутствие аналитического учета по объектам;
· неправильное понимание учетными работниками договоров хозяйственной деятельности предприятия, вследствие чего некорректное отражение операций, связанных с учетом на забалансовых счетах.