Первый принцип: принцип всеобщей связи.
Философское определение связи – в самом широком смысле, понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира.
Все что существует в мире, составляет отдельные, относительно самостоятельные и обособленные друг от друга отдельные предметы, явления и процессы. Но отдельность, обособленность вещей и процессов относительны. Вещи, явления и процессы находятся в многочисленных и разнообразных связях друг с другом, тем самым образуя единое бытие.
Возникновение нового было бы принципиально невозможным, если бы не было связи между явлениями и их взаимной обусловленности.
В мире, природе, обществе, мышлении мы можем указать на множество циклических связей.
Пример первый: пищевая цепочка; существует связь между климатом, темпераментом человека и формой психической активности; политика – наука – искусство.
Исследователи выделяют различные виды связей:
1. Прямые и косвенные
2. Внешние и внутренние
3. Необходимые и случайные
4. Генетические
5. Связи смены состояний предмета
6. Существенные и несущественные
И другие…
Науку и философию не интересуют все связи в полном объеме. Главным образом науку с философией интересуют существенные и внутренние связи. Наличие таких связей приводит к важному выводу о том, что мир имеет закономерный характер, и изменения, которые происходят в материальном мире, не случайны, а закономерны.
Закон – это повторяющиеся устойчивые внутренние общие существенные и необходимые связи между процессами и явлениями.
Взаимодействие – связь в результате воздействия предметов друг на друга и, которое вызывает их взаимное изменение.
Изменение в философии это движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает одновременно признание изменения движения, изменения развития.
Второй принцип развития:
Диалектика признает любые формы движения, например: хаотические движения, круговороты, функционирование, но особое внимание и интерес у диалектики вызывает развитие.
Развитие – это необратимое направленное и качественное изменение системы. Для развития характерна направленность.
Направленность – внутренняя связь изменения системы, которое ведет к появлению нового качества.
Сравнение развития и функционирования. Для функционирования характерна обратимость. Система испытывает одни и те же изменения, которые при этом не меняют качества самой системы.
Изменение происходящие в мире могут быть прогрессивными, то есть иметь тенденцию поступательного развития, изменения могут принимать противоположные направления, которое называется регрессом и означает движение вспять, ведущее к распаду сложных структур или к вымиранию отдельных видов.
Эти две тенденции выступают как необходимые противоположности развития. Развитие в этом смысле есть диалектическое единство прогрессивных и регрессивных изменений.
Всякий прогресс, как правило, выражает одностороннее развитие, а поэтому отсекает развитие в других направлениях. Прогресс представляет собой движение от простого к сложному, от старого к новому, но реальная значимость и ценность простого и сложного, старого и нового, может быть правильно понята в их конкретном соотношении.
Развитие как диалектическое единство в качестве своей ведущей противоположности имеет прогресс, потому что эти изменения необратимы и в конечном итоге сопровождаются появлением нового.
Другие виды движения могут быть вызваны внешними причинами по отношению к данной системе.
Развитие же это обязательное самодвижение. То есть источник изменений находится в самой системе и таким источником являются противоречия данного объекта или данной системы. Развитие является сложным многообразным процессом. Развитие может быть прямолинейным, зигзагообразным, замедленным и тому подобным.
Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей.
Диалектическая концепция считает противоречия источником движения и саморазвития. По мнению Гегеля - противоречие движет миром, оно является корнем всякого движения и всякой жизненности.
Материалистическая диалектика рассматриваемому закону отводит центральное место и называет этот закон ядром диалектики.
Первый закон основан на признании противоречий самой природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства и тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обуславливают и составляют единства.
Примеры: не существует движения без отталкивания, не существует наследственности без изменчивости, вздоха без выдоха. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения – то есть единства.
У противоположности есть другая сторона, другой стороной является их взаимоотрицание или их борьба.
Противоположности находятся в отношении взаимоисключения и взаимоотрицания. Противоречие характеризуется единством и борьбой противоположностей, борьба характеризует изменчивость, единство здесь относительно, как относительный предмет, конечная система, конечное качество.
Противоречия в мире возникают, развиваются, преодолеваются и ведут к возникновению нового качества, это значит, что движение развития не приносится из вне, а представляет собой саморазвитие.