Закон единства и борьбы противоположностей.




Первый принцип: принцип всеобщей связи.

Философское определение связи – в самом широком смысле, понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира.

Все что существует в мире, составляет отдельные, относительно самостоятельные и обособленные друг от друга отдельные предметы, явления и процессы. Но отдельность, обособленность вещей и процессов относительны. Вещи, явления и процессы находятся в многочисленных и разнообразных связях друг с другом, тем самым образуя единое бытие.

Возникновение нового было бы принципиально невозможным, если бы не было связи между явлениями и их взаимной обусловленности.

В мире, природе, обществе, мышлении мы можем указать на множество циклических связей.

Пример первый: пищевая цепочка; существует связь между климатом, темпераментом человека и формой психической активности; политика – наука – искусство.

Исследователи выделяют различные виды связей:

1. Прямые и косвенные

2. Внешние и внутренние

3. Необходимые и случайные

4. Генетические

5. Связи смены состояний предмета

6. Существенные и несущественные

И другие…

Науку и философию не интересуют все связи в полном объеме. Главным образом науку с философией интересуют существенные и внутренние связи. Наличие таких связей приводит к важному выводу о том, что мир имеет закономерный характер, и изменения, которые происходят в материальном мире, не случайны, а закономерны.

Закон – это повторяющиеся устойчивые внутренние общие существенные и необходимые связи между процессами и явлениями.

Взаимодействие – связь в результате воздействия предметов друг на друга и, которое вызывает их взаимное изменение.

Изменение в философии это движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает одновременно признание изменения движения, изменения развития.

Второй принцип развития:

Диалектика признает любые формы движения, например: хаотические движения, круговороты, функционирование, но особое внимание и интерес у диалектики вызывает развитие.

Развитие – это необратимое направленное и качественное изменение системы. Для развития характерна направленность.

Направленность – внутренняя связь изменения системы, которое ведет к появлению нового качества.

Сравнение развития и функционирования. Для функционирования характерна обратимость. Система испытывает одни и те же изменения, которые при этом не меняют качества самой системы.

Изменение происходящие в мире могут быть прогрессивными, то есть иметь тенденцию поступательного развития, изменения могут принимать противоположные направления, которое называется регрессом и означает движение вспять, ведущее к распаду сложных структур или к вымиранию отдельных видов.

Эти две тенденции выступают как необходимые противоположности развития. Развитие в этом смысле есть диалектическое единство прогрессивных и регрессивных изменений.

Всякий прогресс, как правило, выражает одностороннее развитие, а поэтому отсекает развитие в других направлениях. Прогресс представляет собой движение от простого к сложному, от старого к новому, но реальная значимость и ценность простого и сложного, старого и нового, может быть правильно понята в их конкретном соотношении.

Развитие как диалектическое единство в качестве своей ведущей противоположности имеет прогресс, потому что эти изменения необратимы и в конечном итоге сопровождаются появлением нового.

Другие виды движения могут быть вызваны внешними причинами по отношению к данной системе.

Развитие же это обязательное самодвижение. То есть источник изменений находится в самой системе и таким источником являются противоречия данного объекта или данной системы. Развитие является сложным многообразным процессом. Развитие может быть прямолинейным, зигзагообразным, замедленным и тому подобным.

Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Диалектическая концепция считает противоречия источником движения и саморазвития. По мнению Гегеля - противоречие движет миром, оно является корнем всякого движения и всякой жизненности.

Материалистическая диалектика рассматриваемому закону отводит центральное место и называет этот закон ядром диалектики.

Первый закон основан на признании противоречий самой природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства и тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обуславливают и составляют единства.

Примеры: не существует движения без отталкивания, не существует наследственности без изменчивости, вздоха без выдоха. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения – то есть единства.

У противоположности есть другая сторона, другой стороной является их взаимоотрицание или их борьба.

 

Противоположности находятся в отношении взаимоисключения и взаимоотрицания. Противоречие характеризуется единством и борьбой противоположностей, борьба характеризует изменчивость, единство здесь относительно, как относительный предмет, конечная система, конечное качество.

Противоречия в мире возникают, развиваются, преодолеваются и ведут к возникновению нового качества, это значит, что движение развития не приносится из вне, а представляет собой саморазвитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: