1. Преемственность экономических идей: от Древнего Востока к современности.
2. Современность взглядов Аристотеля.
3. Вклад меркантилизма в развитие экономической теории.
4. Меркантилизм как первая попытка обоснования необходимости государственного вмешательства в экономику.
5. Вклад У.Петти в развитие экономической науки.
6. Физиократы – первая школа экономистов.
7. Адам Смит и формирование системы категорий классической политической экономии.
8. Политическая экономия Д. Рикардо.
9. Марксизм: история и современность.
10. Маржинализм: сущность, особенности.
11. Монетаризм: история и современность.
12. Американский институцонализм.
13. Неолиберализм: фрайбургская школа.
14. Неоавстрийская школа неолиберализма.
15.«Мэйнстрим» и альтернативные направления современной экономической теории.
16. Экономический империализм.
17. М.И. Экономическая теория М.Туган-Барановского.
18. Взгляды русских экономистов на пути экономического развития России в конце ХIХ – нач. ХХ вв.
19. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа.
20. Православные традиции и рыночная экономика (С.Н. Булгаков).
21. Экономическая теория А. Чаянова.
22. Экономические взгляды Н. Кондратьева.
23. С. Де Сисмонди и раскол либерализма.
24. Дж. М. Кейнс и макроэкономическая революция.
25. Лозаннская школа маржинализма.
26. Критика политической экономии и доктрины социализма.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ
1. Вклад Г. Мюрдаля в обоснование государства благосостояния.
2. Дж. К. Гэлбрейт и его концепция техноструктуры.
3. Д. Белл, О. Тоффлер и постиндустриальное общество.
4. В. Ойкен и ордолиберализм.
5. Новые идеи, внесенные Дж. Кейнсоном в экономическую теорию.
|
6. Противоречия неоклассиков и кейнсианцев.
7. Новая экономическая история Д. Норта.
8. Разногласия монетаристской и кейнсианской теорий.
9. Неоавстрийская школа в свете развития современного хозяйства.
10. Современен ли марксизм?
11. «Неоклассический синтез»: теоретические основы концепции.
12. Теоретическое наследие А. Богданова.
13. Модели роста для стран третьего мира Э. де Сото.
14. Идеи эволюционизма в истории экономической мысли.
15. Нейроэкономика.
16. Теория общественного выбора.
17. Психология и поведенческая экономика.
18. Р. Коуз - теория прав собственности и трансакционные издержки.
19. Протекционизм: от меркантилистов до 21 века.
20. Политическая экономия советского периода. Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ).
21. Теории международной торговли.
22. «Другой канон» Эрика Рейнерта.
23. Роль государства в различных экономических теориях.
24. Реальный социализм. «Экономика дефицита» Я. Корнаи.
25. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: история вопроса, теоретическая концепция одного из представителей.
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса, его практическое значение. Периодизация истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай): проблематика, основные достижения.
3. Экономическая мысль античного мира.
4. Экономическая мысль средневековья.
5. Меркантилизм – первая попытка разработки программы экономического поведения. Две стадии развития меркантилизма: общее и особенное.
|
6. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Т. Мэн (Англия). Кольбертизм. А. Монкретьен (Франция). Итальянский меркантилизм.
7. Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции.
8. Экономическая школа физиократов: общая характеристика идей. Работы Ф. Кенэ
9. Экономическое учение Адама Смита.
10. Экономические взгляды Давида Рикардо.
11. Ж.Б. Сэй: теория трех факторов производства, «закон рынков».
12. Т. Мальтус: «Закон народонаселения» и теория реализации.
13. Дж. С. Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.
14. Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала».
15. Карл Маркс: трактовка категорий «стоимость», «двойственный характер труда», «капитал», «заработная плата». Теория прибавочной стоимости. Теория ренты.
16. Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Краткая характеристика школ.
17. Предпосылки возникновения, сущность и особенности маржинализма.
18. Этапы «маржиналистской революции», их общие и отличительные признаки. Предшественники маржинализма: Г. Госсен, И. Тюнен, А. Курно, Ж. Дюпюи.
19. Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем–Баверк. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржиналистской революции».
20. А. Маршалл – основоположник «кембриджской школы» маржинализма, родоначальник «экономикса». Теория спроса, предложения, цен и доходов.
21. Лозаннская школа маржинализма.
22. Развитие русской экономической мысли в пер. пол. XIX – нач. XX вв.
|
23. Эволюция экономических воззрений С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.
24. Основные направления развития американского институционализма.
25. Теории предпринимательства и прибыли.
26. Концепции рынка несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).
27. Вклад Дж.М. Кейнса в экономическую науку.
28. Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес.
29. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства.
30. Монетаризм.
31. Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции.
32. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.
33. Вклад Н.Д. Кондратьева в теорию кооперации сельского хозяйства. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.
34. Концепция «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.
35. «Мэйнстрим» и альтернативные направления современной экономической теории.
36. Экономический империализм.
37. Поведенческая экономика.
38. Эволюционная экономика.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «История экономических учений»
Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»
Профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Квалификация выпускника: бакалавр
Автор
Татьяна Викторовна Лобас
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
представленного кафедрой экономической теории
[1] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения