I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Определить особенности русской экономической мысли.
3. Составить блок-схему по теме «Школы и направления в русской экономической мысли XIX – начале XX вв.».
4. Охарактеризуйте особенности отечественной экономической науки в 1920-30-е гг.
5*. Познакомьтесь с исследованиями Конъюнктурного института.
6*. Рассмотрите состояние и тенденции развития современной экономической теории в России.
II. План семинарского занятия
(форма обучения: очная, заочная на базе среднего образования)
1. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского.
2. Экономические дискуссии 1920-х гг. о природе планового хозяйства.
3. Теория семейно-трудового хозяйства и стадий кооперации А. Чаянова.
4. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.
III. План практического занятия
(форма обучения: очная)
Занятие проходит в форме тренинга.
Цель тренинга: систематизировать знания студентов по проблеме развития экономической мысли России (XIX – нач. XX вв.).
Правила проведения тренинга:
1. В ходе тренинга рассматриваются экономические воззрения, концепции 14 известных экономистов России XIX - нач. XX вв. Два студента объединяются в одного «экономиста».
2. В тренинге используются карточки, на каждой из которой приведена цитата, или факт научной биографии экономиста. Всего 42 карточки: по три цитаты (факта) на каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.
3. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три.
4. Задача студентов – обмениваясь, собрать по три карточки с высказываниями (или фактами биографии) одного из обозначенных выше экономистов.
|
Подготовка тренинга:
1. Преподаватель готовит карточки с высказываниями (яркими фактами научной биографии) следующих экономистов: Н.С. Мордвинова, А.К. Шторха, И.В. Вернадского, Н.Г. Чернышевского, И.К. Бабста, В.П. Воронцова, Д.И. Менделеева, А.И. Чупрова, И.И. Янжула, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева.
2. Студенты изучают литературу по данной теме, знакомятся с экономическими воззрениями, концепциями указанных выше экономистов.
Порядок проведения тренинга:
1. Организационная часть: преподаватель объявляет студентам цели, правила проведения тренинга; при необходимости студенты объединяются в малые группы; студентам выдаются таблицы для записи результатов, карточки с цитатами (фактами биографии) экономистов.
2. Тренинг: студенты анализируют высказывания (факты научной биографии) экономистов, обмениваются, подбирают карточки.
3. Итоговая часть: преподаватель собирает таблицы с записями результатов, выставляет баллы, определяет победителей.
IV. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому и практическому занятиям
Изучение темы целесообразно начатьсвыяснения особенностей русской экономической мысли. Для этого необходимо познакомиться с тематикой работ российских экономистов, определить круг проблем, волновавших российское экономическое сообщество. Далее постарайтесь понять, почему выраженная социальная, практическая направленность,повышенная озабоченность моральными проблемами были спецификой русской экономической мысли. Прокомментируйте мысль В. Автономова о том, что история развития экономической мысли в России была именно историей мысли – мнений, лозунгов по поводу экономической политики и главных вопросов общественной жизни.
|
Изучая рекомендованную литературу, составьте блок-схему, в которой должны быть отображены основные направления, школы экономической мысли России XIX - нач. XX вв.
При подготовке первого вопроса семинарского занятия детально проработайте экономические воззрения М.И. Туган-Барановского, особое внимание уделите теории стоимости и теории циклов и кризисов. Третий и четвертый вопросы посвящены изучению экономических взглядов А. Чаянова и Н. Кондратьева. Второй вопрос семинара посвящен экономическим дискуссиям в период НЭПа.
Следует уяснить специфику политэкономии в 1920-30-е гг. С одной стороны, стоящие на классовых позициях большевики исходили из необходимости подчинения экономической науки интересам пролетариата, а с другой - именно в этот период российская наука имела достижения мирового уровня. Важно показать многообразие подходов к исследованию следующих проблем: соотношение плана и рынка, пути стабилизации финансов и производства, проведение структурных преобразований.
Самостоятельно прорабатывая данную тему, познакомьтесь с исследованиями Конъюнктурного института, особое внимание стоит уделить теоретическому наследию Евгения Слуцкого (теория потребительского спроса, исследования в области математического моделирования конъюнктуры).
Следующим шагом должно стать знакомство с первой в истории моделью экономического роста, разработанной Григорием Фельдманом. Далее выясните, в чем состоит сущность метода линейного программирования, предложенного Леонидом Канторовичем (Нобелевская премия по экономике 1975 г.) и экономической модели «затраты-выпуск», разработанную американским экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым (Нобелевская премия по экономике 1973 г.).
|
При изучении политической экономии советского периода, необходимо помнить, что основной стержень обсуждений и споров разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Выделите главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.
Познакомьтесь с научным творчеством Евгения Варги (исследования основ монополизации производства, сферы обращения и потребления, проблемы трансформации капитализма в связи с влиянием мировой войны), Николая Вознесенского (организация хозяйственного расчета, рациональное размещение производительных сил, анализ специфики действия экономических законов), Александра Анчишкина (исследование проблем экономического роста, разработка Комплексной программы научно-технического прогресса).
В заключение целесообразно изучить тенденции в российской экономической науке на современном этапе.
V. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 22-24.
2. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 24-28.
Дополнительная литература
1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. М., 2007. Гл. 2, 15. 17.
2. Гловели Г.Д. Геополитическая экономия в России: от дискуссий о самобытности к глобальным моделям (XIX – первая треть XX в.). М., 2009.
3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002.
4. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. В 5 т. Т.3. М., 2005.
5. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учебное пособие. М., 2007.
6. Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995.
7. Цвайнерт Й. История экономической мысли в России. 1805-1905. М., 2007.
8. Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. В 2 т. М., 2009.
VI. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему теоретическая и практическая линии в экономической мысли России первой половины XIX в. имели различную тематику?
2. Какие западные экономисты были популярны в России в начале XIX в.?
3. В чем заключалась теория цивилизации Г. Шторха?
4. Кто был автором первого русского учебника политэкономии и к какому из западных экономистов он был близок?
5. Какие основные направления и школы формировались в экономической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв.?
6. В чем состоит практическая значимость теории больших циклов Н.Д. Кондратьева?