Установление дипломатических отношений между государствами.




Доклад.

Дипломатические отношения - это официальные отношения, которые добровольно устанавливаются двумя государствами путем дружественных контактов любого характера между их правительствами в политической, экономической, культурной и других сферах деятельности и дают право обмена дипломатическими представителями. Согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. (вступила в силу в апреле 1964, ратифицирована СССР в марте 1964, Россией – как правопреемницей Союза – автоматически сразу после образования РФ), установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Первым шагом на пути установления дипломатических отношений является признание того или иного государства и ее правительства со стороны другого государства. Согласно международному праву, существует две формы признания государств: де-факто и де-юре.

Признание де-факто имеет неполный характер, то есть, не имея возможности отрицать факт существования государства, правительство другого государства не устанавливает с ней дипломатические отношения, но, несмотря на это, вступает с ним в деловые контакты, как правило, торгово-экономические. Иногда такая форма отношений может использоваться на протяжении длительного времени, но обычно она имеет краткосрочный характер, именуется "ad hoc", в буквальном смысле - "для этого", "для данного случая". В современной международной практике такая форма отношений применяется сравнительно редко. Иногда, при признании одного государства другим лишь де-факто, интересы государств на территории друг друга осуществляются консульскими учреждениями.

Наиболее распространенной формой признания является признание де - юре, или полное дипломатическое признание. Оно предусматривает установление документального оформления официальных дипломатических отношений, основания дипломатических представительств на соответствующем уровне, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, гуманитарных и иных связей.

В международной практике не существует некоего специального единого порядка установления дипломатических отношений, но страны оформляют эти договоренности письменно:

§ путем обмена личными нотами;

§ подготовкой специального соглашения;

§ публикацией обеими сторонами соответствующего согласованного коммюнике;

§ путем обмена письмами, телеграммами по этому поводу на высоком уровне.

 

Однако подобные заявления, независимо от своей формы, должны содержать в себе следующие положения:

§ факт установления дипломатических отношений;

§ уровень дипломатических представительств (посольство или миссия);

§ дата вступления в силу соглашения;

§ срок и порядок его опубликования.

 

Конкретные переговоры по установлению дипломатических отношений могут быть поручены, скажем, правительственной делегации, которая приезжает в страну по случаю празднования провозглашения независимости, или, чаще, в одном из своих дипломатических представительств за рубежом (в том числе Постоянными Представительствам государств в ООН). Во время таких переговоров достигают договоренности о сам факт установления дипломатических отношений, уровень дипломатических представительств, о сроке вступления в силу достигнутого соглашения, форму документа, который зафиксирует эту сделку, и порядок и срок публикации этого документа или только сообщение (коммюнике) с согласованием текста. Примером подобных документов является, в частности, Со­вместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне послов. Другой формой проведения переговоров об установлении дип. отношений является посредничество (или о просьба об подобном посредничестве) дипломатических представителей третьих государств, которые берут на себя роль гаранта успешного исхода переговоров.

Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване, установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании.

 

Список источников:

 

1. Мовчан А. П., Ушаков Н. А., Венская конференция по вопросу о дипломатических сношениях и иммунитете

2. Сагайдак О. П. Дипломатический протокол и этикет, Учебное пособие, Киев: Знание, 2006. - 380 c.

3. Бирюков П.Н. Международное право, Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: