Модель применения ДРИ в работе с травмой




Инструкция для подростков

Я попрошу каждого из вас вспомнить какое-то событие в собственной жизни, носящее неприятный характер, воспоминание о котором не слишком болезненно. Это событие не обязательно должно носить характер мощной травмы — любой факт, который вами субъективно оценивается как травматичный, неприятный, вне зависимости от его степени тяжести. Подчеркну, что это тот факт или событие, с переживаниями по поводу которого вы хотели бы сегодня поработать.

Вспомнив это событие, сосредоточьтесь на тех чувствах, которые оно у вас вызывает, что вы чувствуете, когда вспоминаете сейчас об этом.

Теперь я предлагаю воплотить эти чувства в символический образ. Это как бы зрительное отражение ваших чувств. Он может носить как фантастический, так и совершенно абстрактный характер. Главное — это не фотография того, что происходило с вами, а символическое отражение чувств, связанных с этим, тех чувств, которые вы испытываете сейчас...

А теперь я попрошу посмотреть на этот образ со стороны, как на картину, и придумать рассказ по этой картине. Рассказ должен иметь начало, основную часть и конец. Размер его не имеет значения.

Если вам сложно сразу придумать историю, можете воспользоваться следующей схемой.

1. Опишите действующих лиц (кто представлен в вашем образе).
2. Расскажите, что происходило до изображаемого на картине-образе.
3. Опишите, что происходит сейчас (в момент, когда вы смотрите на картину).
4. Придумайте, чем закончится история.

Возможен другой вариант инструкции:

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем теле, на ощущениях в теле. Почувствуйте стул, на котором вы сидите, ощутите пол под ногами... Обратите внимание на дыхание...

Теперь представьте, что перед вашими закрытыми глазами мелькают всякие картинки, как на телеэкране. Не вдумывайтесь в их смысл — просто позвольте им мелькать... Когда я скажу: «стоп!» — остановите движение будто нажатием клавиши «пауза» на пульте видеомагнитофона.

Стоп.

Зафиксируйте картинку. Внимательно рассмотрите ее.

Сейчас я попрошу посмотреть на нее со стороны и придумать рассказ по этой картине. Рассказ должен иметь начало, основную часть и конец. Размер его не имеет значения.

Если вам сложно сразу придумать историю, можете воспользоваться следующей схемой.

1. Опишите действующих лиц (кто представлен в вашем образе).
2. Расскажите, что происходило до изображаемого на картине-образе.
3. Опишите, что происходит сейчас (в момент, когда вы смотрите на картину).
4. Придумайте, чем закончится история.

Видно, что вторая инструкция сформулирована менее проблемно. Она направлена на взаимодействие с телесным состоянием клиента. Использовать ее следует либо тогда, когда состояние человека очень острое, либо в случае, если мы боимся «нагородить» лишнего и у нас нет задачи акцентировать внимание на неприятных переживаниях.

Основная идея заключается в следующем. Так как история — проекция актуального состояния, то в рассказе будут отражаться переживания клиента, связанные или опосредованные травмой. Очевидно, что в этом случае категории интерпретации клиентских историй должны несколько отличаться от обычной ситуации. Очевидно, что они должны соответствовать той или иной концептуальной модели протекания травматического стресса.

Я взял за основу подход к анализу переживания травмы, описанный известным специалистом по психодраме Е. Лопухиной, основывавшейся при этом на теории Ф. Паркинсона. Этот подход успешно применяется большим количеством практических психологов в нашей стране.

Его главная идея такова. Задача нормальных постстрессовых реакций — дозированное предоставление психике впечатлений, допуск только того, что человек может переработать на данный момент. Это очень хорошо видно по культурным традициям, которые построены именно на естественной реакции на травму. Можно сказать, что переживание травмы — это способ отсрочить столкновение психики с ужасом, от которого можно сойти с ума.

В соответствии с ним можно выделить четыре фазы постстрессовой реакции:

• Шок и отрицание.

• Гнев.

• Депрессия.

• Исцеление.

Модель применения ДРИ в работе с травмой

Нормальное, естественное протекание постстрессовой реакции случается далеко не всегда. Чаще всего у нас остаются «недоделки» на той или иной фазе. Иногда они превращаются в фиксацию, мешающую продвигаться дальше. Если фиксация сильная, тогда состояние человека как бы консервируется на той фазе, где произошло «застревание».

В таком случае наша задача в ДРИ — способствовать естественному протеканию процесса через:

— снижение влияния тех представлений о действительности, которые мешают естественному проживанию травмы;

— передачу представления о нормальности, но и конечности происходящего. Другими словами, цель заключается в том, чтобы снизить тревогу, связанную с предполагаемым повторением события.

В зависимости от фиксации переживаний на определенной фазе будут различаться как особенности клиентской истории, так и построение ответного «целительного» рассказа. Каждой фазе соответствуют определенные категории интерпретации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: