Тема 2. Понятие личности. Структура личности. Признаки личности.




Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».

Учебные группы: ОКБ-3, ОКД-3.

Преподаватель Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема 2. Понятие личности. Структура личности. Признаки личности.

Цель: раскрыть значение обучения, воспитания и трудовойдеятельностив становлении человека как личности, раскрыть общественно-историческую природу личности, ее признаки.

 

План:

1.Общественно-историческая природа личности.

2.Формирование и развитие личности.

3.Этапы развития личности в течение ее жизни.

4.Признаки личности.

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование личности.

Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Источники и факторы развития личности:

 

Внешние факторы     Внутренние факторы 1.Влияние среды. 2.Воспитание   1.Биологические задатки. 2.Совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних факторов. 3.Саморазвитие (активность самой личности). Результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов является развитие и формирование личности.

 

С.Л.Рубинштейн определил три основных положения, имеющих принципиальное значение для понимания психологии личности.

1.Психические свойства личности в её поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. Поэтому равно неправильны статистическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного и рассматривает её действия и поступки лишь как проявление независимой неизменной сущности, а также динамическая точка зрения, которая вовсе растворяет личность в ситуации и, пытаясь безостаточно объяснить поведение из складывающихся в ней динамических соотношений, превращает все свойства личности лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, даже относительной устойчивости.

Первая точка зрения знает личность только как предпосылку, вторая – в лучшем случае только как результат деятельности или лишь как собственно мнимую, воображаемую точку пересечения различных сил динамической ситуации. В действительности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка, и результат её деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, складываются в ее поведении. Нельзя, таким образом, ни отрывать личность от динамики её поведения, в котором она и проявляется, и формируется, ни растворять.

2.В психическом облике выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности. Поэтому равно неправильны как точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, превращающей её психический облик в туманность, так и противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты и, утратив внутреннее единство психического облика личности, тщетно ищет корреляций между внешними проявлениями этих черт.

3.Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Эта последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический облик личности, которая в свою очередь накладывает свой отпечаток на образ жизни.

 

Контрольные вопросы:

1.Какова решающая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности?

2.Какое значение труда в становлении человека как личности?

Домашнее задание:

1.Каковы признаки личности?

2.Назовите признаки творческой личности.

3.Каковы факторы развития и формирования личности?

 

Литература

1.Общая психология / Маклаков А.Г. – СПб.: Питер, 2001.

2.Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624с.

3.Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник /А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: