Балакшей Дарина.ОБ-РЛ-12.Реч.пр.
Лекц; 24.04 – практич. занятие
Этические, коммуникативные,
этикетные, собственно речевые и языковые нормы
Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.
Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные
нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более
низкого уровня?
Ответ 1: Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения.
Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей.
Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.
Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм.
Языковые нормы обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.
2. Этические и коммуникативные нормы считаются главными, так как вместе они составляют механизмы, помогающие согласовать все стороны общения.
3. Этические и коммуникативные нормы тесно взаимосвязаны. И если происходит нарушение большинства коммуникативных норм, то происходит нарушение и этических норм.
Текст. Выделяется пять видов норм – этические, коммуникативные,
этикетные, собственно речевые и языковые. Это виды норм разного уровня. Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным,
гармонизирующим.
Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,
к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.
К примеру, основы эффективного общения в образовательной организации - это соблюдение всех законов нравственности. Эти
нормы можно условно отнести к уровню взаимоотношений коммуникантов с миром в целом и конкретным человеком в частности.
Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения (учитель-ученик), во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.
Выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения – к тактике. Именно они регулируют выбор видов, форм, уровней и средств общения.
Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.
Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках системы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,
богатства, точности, логичности, выразительности, правильности
и чистоты).
Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,
общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.
Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово,
то есть оно одновременно нацелено на передачу информации
и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?
Ответ 2: Для того, чтобы передать собеседнику какую-либо информацию нам необходимо говорить грамотно, иначе нас могут не понять или понять неправильно. Для этого мы должны знать системы норм (этические, коммуникативные, этикетные, речевые и языковые нормы). Собеседнику куда приятнее слушать нас, если мы говорим в соответствии с этими нормами, когда речь правильная и богатая.
Задние 3: Можно выделить основные составляющие умения общаться:
• воспринимать и понимать другого человека и в то же время подавать себя, самовыражаться;
• сближать точки зрения – свою и собеседника;
• управлять общением.
Как они связаны с нормами речи? Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?
Ответ 3: Основные составляющие умения общаться тесно связаны с нормами речи. Если человек их соблюдает, собеседник идет на контакт и между вами завязывается диалог. Человек всегда будет более расположен к вам, если вы соблюдаете все нормы речи.
3.1. Лучше всего у меня получается воспринимать и понимать другого человека, нам самоподачей мне ещё стоит поработать. Не всегда у меня получается сблизить свою точку зрения и точку зрения собеседника, но я стараюсь развивать этот навык общения.
Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.
Ответ 4: Каждый из нас хочет быть интересным собеседником. Чтобы этого достичь, у человека должен быть богатый словарный запас, в речи не должны встречаться «слова-паразиты», также разносторонность и увлекательные истории могут привлечь интерес собеседника. Но на мой взгляд, все же главным критерием остается грамотно поставленная речь.