Место юридической психологии в системе научных знаний.




РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫНАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: «Юридическая психология».

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.

Тема: «Место юридической психологии в системе научных знаний».

 

Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич

3 курс(6 лет),ЮЮ 01 36 005

 

Белгород 2003.


 

 

Содержание.

1. Юридическая психология как комплексная научная дисциплина…………….3

2. Место юридической психологии в системе научных знаний………………….3

3. Список литературы……………………………………………………………….7


Юридическая психология как комплексная научная дисциплина.

 

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психи­ческая деятельность людей приобретает своеобразные черты, ко­торые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек—право» и «человек—право— общество», а затем — к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает по­ступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения и устанавливают­ся самими людьми в интересах либо всего общества, либо от­дельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и соци­альные. Первые регулируют деятельность человека по использова­нию природных ресурсов (нормы расхо­да топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы ре­гулируют отношения между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо соверше­ния каких-то активных действий.

Методологическая особенность юри­дической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.

Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психо-

логия исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.

 

Место юридической психологии в системе научных знаний.

Судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный, междисциплинарный характер. Юридическая психология является как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может не занимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах. Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отрасля­ми прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с со­циальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являются базовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов. Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической, медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управления приме­нительно к решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­ной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­ми отраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего гносеологической природой установления истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетом закономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательной деятельности человека.

«Многие процессы и явления, изучаемые... юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.».

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участни­ков процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала до завершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера.

Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства». Ана­логичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установ­ленных судебной психологией».

Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабаты вались на протяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объектив­ность установления истины и принятия судебных решений.

Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­яний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическим терминам, процедура расследова­ния (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную по­мощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должна перейти от распространенного психо­логического комментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­здание психологической службы в системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое глав­ное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилакти­ческих мероприятий и т.п.

Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный про­вес: независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7, 9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения Например, если в уголовном процессе материалы предва­рительного следствия уже содержат модель подлежащего исследова­нию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовки дела».

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголов­ная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психо­логией.

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).

Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов.

Для этого необходимо:

более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;

введение института судебного психолога в систему республикан­ских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценност­ные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

 


Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1).

 

 

 

рис.1


Список литературы.

1. В.В.Романов «Юридическая психология», Москва, «Юрист», 1999г.

2. В.Л.Васильев «Юридическая психология», С.-Петербург, «Питер», 2000г.

3. Б.Ф. Ломов «Теория, эксперимент и практика в психологии», Психологический журнал,

1980г.т.1

4. Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и др. « Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью», Вопросы борьбы с преступностью, 1983. Вып. 38.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: