Введение
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, одним из самых сложных и важных вопросов.
Цель данной работы – создать собственный психологический портрет личности, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом, что является одним из важнейших аспектов моей будущей деятельности.
Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
В данной работе приведены практические положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из идеи психологии управления:
плохо относиться к человеку — невыгодно.
Глава 1. Психологический портрет личности
Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности.[1] Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности. Для наглядности сформируем рисунок развития индивидуальности (рис.1).
|
Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».
Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.
Рисунок 1. Развитие индивидуальности
На основе оценки свойств индивидуальности можно составить психологический портрет личности, включающий следующие компоненты:
1. темперамент;
2. характер;
3. способности;
4. направленность;
5. интеллектуальность;
6. эмоциональность;
7. волевые качества;
8. умение общаться;
9. самооценка;
10. уровень самоконтроля;
11. способность к групповому взаимодействию
Рассмотрим основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
Темперамент
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
|
Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова " желчь ", сангвинический — от слова " кровь ", флегматический — «слизь» и меланхолический — «черная желчь». Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.
В современной психологии словом «темперамент»[2] обозначают динамические особенности психики человека (обратим внимание на рисунок 1, где динамические характеристики формируются такими особенностями как активность, темп реакции и др.), т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.
|
Типы темпераментов:
1. Сангвиник —обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот); от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.
2. Холерик — обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением); можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения
3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы; за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны;
4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы, но ваша чувствительность делает Вас прекрасным другом.
К представителю каждого типа темперамента, можно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов. В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, всегда наблюдается объединение типов и доминанта одного из них.
По итогам тестирования, мой тип темперамента ХХХХХХХХХ
Определение фрустрационных реакций (тест Розенцвейга)
Первый этап.
GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Коэффициент определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета.
GCR составил: ХХХХХХХ%
Анализируя полученные данные, можно предположить, что низкий процент GCR, свидетельствует частому конфликту с окружающими, поскольку Я могу ХХХХХХХХ
Второй этап.
Изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию.
OD | ED | NP | СУММА | % | |
E | 33,3 | ||||
I | 20,8 | ||||
M | 45,8 | ||||
СУММА | |||||
% | 37,5 | 33,3 | 29,1 |
Рисунок 2. Анализ фрустраций
Направления реакций: M>E>I
Типы реакций: OD>ED>NP
Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл:
Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта.
Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.
По направлению реакции подразделяются на:
Экстрапунитивные ( E): реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
Интропунитивные( I): реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
Импунитивные (M): фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем", обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Рекомендации.
В целом, на основании результатов тестирования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать свои эмоциональные реакции на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности или к достижению цели.
Преобладающими реакциями на ситуации разочарования являются ХХХХ
Полученная повышенная оценка OD, говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у меня преобладает ХХХХХХХХ
Результаты тестирования считаю вполне приемлемыми за исключением ХХХХХ, поэтому ХХХХХХ. Например, ХХХХХХХ. А также понимать, что ХХХХХХХХ.
Интеллектуальность
Известный советский психолог С.Л. Pубинштeйн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение».[3] Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому. Французский психолог Ж. Пиаже[4] считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.
Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).[5]
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует понимать, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, усвоение логики, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
По результатам теста Азенка, мой уровень интеллекта составил ХХХХ, что говорит о ХХХХ
Характер
Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.
В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:
к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.)
Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.
К. Леонгард выделял определенные типы характера: гипертимический, возбудимый, эмотивный, педантичный, демонстративный и др.
Тест Леонгарда
По результаты тестирования на определение личностно-характерологических акцентуаций, мои акцентуации представлены ниже на графике № 1.
График 1. Личностно-характерологические акцентуации
Доминирующие акцентуации.
Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: сила, слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Философски переносит одиночество, размеренный режим. Однако не любит однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.
Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Застревающий тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
Нормированные акцентуации:
Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.
Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.
Педантичный тип. Высокие оценки могут говорить о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
Акцентуации низкой оценки
Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни.
На основании результатов тестирования можно сделать следующие выводы:
Высокие акценты моего характера выражены на ХХХХХХХХХХХ
Самооценка
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной
После прохождения соответствующего теста «Исследование самооценки личности» (таблица 1), получены следующие результаты: ХХХХ
Таблица 1. Частичные данные теста на самооценку «исследование самооценки личности»