Формы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования
«Если бы в кабинете у врача, юриста или
Дантиста одновременно собрались 40 человек
С разными желаниями и потребностями, а
Некоторые, не имея желания там находиться,
Постоянно мешали бы ему работать, а врач,
Юрист или дантист должен был бы в течение 9
Месяцев, применяя все свое мастерство,
Добиться высоких профессиональных
Результатов, вот тогда, возможно, он бы
Получил некоторое представление о работе
Школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн)
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к результатам обучения учащихся начальной школы. Особо важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Реализация данного направления требует применения различных форм организации учебной деятельности на уроке.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя начальных классов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Форма - наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего либо.
Форма обучения - внешняя сторона организации учебного процесса, зависит от целей, содержания, методов, средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других элемент.
|
Выделяют следующие формы обучения:
1.Индивидуальная - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником. Работать индивидуально - значит работать полностью самостоятельно. При этом ребенок мыслит и действует наиболее активно, что приводит к более прочному и осмысленному формированию знаний, умений и навыков. При индивидуализированной форме обучения каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных возможностей. Учитель подбирает каждому такие задания, дает такие инструкции, которые наиболее оптимально позволяют учиться ребенку.
2.Фронтальная - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками в едином темпе и с общими задачами.
Эта форма работы на традиционном уроке. При такой организации в классе, который состоит из 26-30 человек, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их.
3.Групповая (парная) - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы (пары) по каким – то признакам, основам и организует работу учеников в таких группах.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
|
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; – возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
– возрастает сплочённость класса;
– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
4.Коллективная форма обучения - Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса
Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
|
Проведение уроков в начальной школе имеет свои особенности. Учитель начальных классов является одновременно педагогом, психологом и воспитателем. Именно от преподавателя начальных классов во многом зависит формирование личности ученика, его отношение к школе и уровень успеваемости. При подготовке к уроку, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, современные требования, предъявляемые к уроку в начальных классах, планируемые результаты.
Урок имеет определенную структуру - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность
Структура урока - соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой (Л.П.Крившенко).
С введение федерального государственного образовательного стандарта изменились и требования к современному уроку.
Современный = актуальный
Принципы построения современного урока
¥ Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
¥ Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
¥ Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)
¥ Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
¥ Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения
¥ Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора
¥ Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности