Существуют иные формы организации обучения.




Интегрированные уроки - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Нетрадиционные уроки.

По определению С. В. Кульневич, нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но мы остановимся наиболее распространенных типах нетрадиционных уроков, которые используют именно в начальной школе:

· Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-выставка и другие. Целью таких уроков является становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.

· Уроки, основанные на имитации каких-либо занятий или видов работ: урок-экскурсия, урок-путешествие, защита проектов. Целью таких уроков является расширение кругозора учащихся.

· Уроки на состязательно-игровой основе: урок-игра, урок-КВН, урок-«Что? Где? Когда?», уроки-викторины, урок-эстафета. Цель этих уроков - стимулирование познавательного интереса.

· С целью приобщения к активным формам внешкольной жизни можно использовать урок-праздник, урок-театр, урок-концерт, урок-мастерская, инсценировка художественного произведения.

Практика учителей показывает, что практически все педагоги используют в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Учителя отмечают, что нетрадиционные формы проведения урока позволяют им внедрить в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат, предоставляют возможность учащимся:

- проявить себя с позиции творческого субъекта;- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;- проявить свой интерес и активность;- шире развивать познавательные способности.

В основном ими проводятся: уроки-путешествия, уроки-сказки, разнообразные игры, уроки-соревнования, интегрированные уроки, уроки типа КВН, уроки-экскурсии, уроки - эстафеты.

Требования к современному уроку:

Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: