Слова - «маркеры», передающие действия автора текста




Как оформлять текст?

Для этого есть определенные слова – «маркеры».

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в худ-ных и публиц-ских текстах?

Обычно они:

- нравственные; - морально-этические; - экологические; - социальные; - психологические;

- философские; - социально-психологические;- социально-философские; - политические;

- идеологические; - межнациональные и т.д.

 

Когда найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть ее актуальность.

Проблема может быть:

злободневной; животрепещущей; актуальной; жизненной; насущной; острой; важной; серьезной; спорной; неотложной; основной; глубокой; назревшей; неразрешимой; наболевшей; жгучей; мучительной; тяжелой; первоочередной; принципиальной; главной; сложной и т.д.

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

а) к какой категории относится избранная автором проблема;

б) насколько она злободневна;

в) что делает ее злободневной;

г) традиционна ли эта проблема или нова;

д) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;

е) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она(прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

- как удалось автору привлечь внимание к этой проблеме;

- как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т.д.).

Это план весьма условен, ты можешь выбрать лишь часть вопросов(например, в,б,в,г,д,ж), а пункты Е,З использовать при аргументации и изложении собственной позиции.

Проблема может заставить читателя:

глубоко задуматься; серьезно размышлять; рассуждать вместе с автором; лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира и хрупкость мира, природы, человека т.п.); серьезнее относиться к …; переосмыслить свое отношение к …; по-иному посмотреть на …; критичнее относиться к …; обратиться к примерам из собственной жизни (литературы); поделиться мыслями о …; развивать мысль о …; оценить истинный масштаб чего-либо; оценить собственную позицию; открыто выразить свое отношение к …; заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.); заняться глубоким изучением этой проблемы; с горечью понять, что …; иронично относиться к …; отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или ее отсутствие); испытать потребность в чем-либо и т.п.

Определимся, чего не должно быть в твоем комментарии:

1) пересказа исходного текста или любой его части;

2) рассуждений по поводу всех проблем текста;

3) комментариев о действиях героев текста;

4) общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать ОДНУ из проблем.

 

Слова - «маркеры», передающие действия автора текста

Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут НЕ сбиться на пересказ:

Начало комментария - Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… - Этот вопрос автор раскрывает, изучая … - Рассматривая проблему (чего?) на примере …, автор с иронией (тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что … - Комментируя данную проблему, хочется отметить ее типичность (новизну, актуальность и т.д.) - Проблема актуальна особенно сегодня, потому что … - На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям - Комментируя эту проблему, нельзя не отметить ряд ее интересных аспектов (аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.) - … - лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на …
Продолжение комментария(подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии) - Автор текста обращает внимание читателя на … - Писатель, ведя повествование от лица …, дает возможность … - Две контрастные картины – и читатель понимает, что … - Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому … - Автор так воссоздает эту историю, что … - Каждая реплика героя текста позволяет понять, что … - Избранный автором художественный прием … усиливает эмоциональное воздействие рассказа - В (диалоге, художественной детали ит.д.) проясняется художественный замысел автора … - Композиционный прием (указать, какой …) помогает автору … - Избранный автором художественный прием (указать, какой …) помогает глубже понять …, усиливает эмоциональное воздействие текста - Проникновенность авторской речи объясняется тем, что … - Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается … - Автор объективно показал, почему … - По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни - Автор дает прямые оценки явлениям и событиям - … - все это углубляет восприятие текста - … -все это дает возможность автору показать … - Интересен у автора способ раскрытия характера героя … - Хорошее знание психологии позволило писателю … - В читателе писатель предполагает единомышленника, и поэтому … - Автор за частными судьбами видит …, и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о … - Текст привлекает внимание читателя не только глубиной авторской мысли, но и композиционным построением - … ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателя приковано к … - Взаимодействие текста и подтекста позволяет … - Художественные детали помогают автору подчеркнуть … - Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют … - Композиция текста помогает понять, что … - Автор не делает прямых выводов, а … - Автор убедительно показывает, что …. В этом ему помогает (подтекст, прием иронии и т.д.). - Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность.. - Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, подчеркивает … - Неслучайно писатель особо подчеркивает … - Автор через события рассказа показал (нравственную,философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность - Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя … - Автор утверждает, что … Автору важно убедить читателя в том, что …
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна: … - … - вот авторская позиция по данной проблеме. - Автор считает, что …  
Позиция автора и способы ее выражения Согласие с мнением автора можно изложить по-разному: - Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений; - Автор убедительно доказывает, что …; - В правоте авторских оценок не приходится сомневаться; - Не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что …; - Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю; - Полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Например, так: - Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … - Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … - На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях - Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. - Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … - Автор, несомненно, прав, утверждая, что …, но я убежден, что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … - Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что … - Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: … - Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … - Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … - Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но,по-моему, он ошибается в том, что … - Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … - Вызывает сомнение тезис о том, что … -Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений: … - Подобная категоричность суждений автора несколько настораживает, так как … - Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора ….

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: