В СССР Бриттен приезжал с кратким визитом на разные международные фестивали, например «Английская музыка» (1963) или «Дни английской музыки в СССР» (1971). В СССР того времени его любили и играли его произведения.
Здесь Бриттен, Пирс, Шостакович.
Мстислав Ростропович (сидит сзади), Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен (за рулем) и Питер Пирс. Олдборо, 1961 год
В 1960-е годы Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе, и в 1965 году по приглашению знаменитого виолончелиста и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен и Пирс приехали в СССР.
Накануне Бриттен с Пирсом начали учить русский язык и по приезде купили прямо в аэропорту томик Пушкина, чтобы практиковаться в чтении. Когда Слава и Галя (так Бриттен называл своих друзей) читали эти стихи вслух, возник замысел небольшого цикла. Бриттен выбрал шесть стихотворений: «Эхо», «Я думал, сердце позабыло», «Ангел», «Соловей и роза», «Эпиграмма» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» — и написал очень короткий цикл общей длительностью чуть больше 12 минут. Галина Вишневская тут же его исполнила.
В 1974 году, когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская фактически были изгнаны из страны (а впоследствии лишены гражданства), Бриттен стал в СССР персоной нон-грата.
Бриттен был выдающимся пианистом
Вместе со Святославом Рихтером они играли на концертах виртуозные сочинения для двух роялей — сонаты и фантазии Моцарта, Шуберта, Шумана. Кроме того, Бриттен играл концерты вместе со своим другом Мстиславом Ростроповичем,
М.Ростропович (советский виолончелист) и Б.Бриттен
со скрипачом Иегуди Менухиным и со многими другими музыкантами. Но главным образом, конечно, он концертировал со своим постоянным партнером Питером Пирсом.
Произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном
1. В хоровом ансамбле«Родился мальчик» участвуют три группы голосов: женские, мужские и детские. 1933 г. С этим сочинением 19-летний Бриттен дебютировал в эфире Би-би-си.
2. Вокальный цикл «Семь сонетов на стихи Микеланджело» 1940г, Фортепиано: Бенджамин Бриттен. Вокал: Питер Пирс.
3. Фильм-опера «Питер Граймс» 1945 г. Премьера «Граймса» (1945) утвердила славу Бриттена как нового «британского Орфея», второго великого английского композитора после Пёрселла.
4. Главным успехом британского композитора считается Военный реквием (1961) В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчиков, два оркестра — камерный и симфонический.
5. «Золотая тщета» 1966 г. Это мини-опера для Венского хора мальчиков и фортепиано.
6. Третья сюита для виолончели соло. 1971 г Три сюиты для виолончели соло Бриттен сочинил для своего друга Ростроповича.
7. «Смерть в Венеции» 1973г. Эта опера по новелле Томаса Манна — прощание композитора. Он создавал ее как свое лучшее сочинение, как музыкальное завещание, как исповедь.
Д/З: прочитать, просмотреть прилагаемые фото, по каждому подзаголовку выписать главное, но обоснованно, значимо (не по строчке), как о творчестве, так и о друзьях + 7 осн.произведений.