Бенджамин Бриттен и английская музыка
- В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Генри Пёрселла в 1695 году и Генделя в 1759 году (это английские композиторы) Британия фактически не вносила ничего нового в развитие классической и позже романтической музыки.
Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и остальной мир своим многочисленным и очень разнообразным наследием.
В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.
Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы — особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкальным сюжетом.
У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфониетты , сюиты, фортепианный, скрипичный концерты и Симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростроповича). И множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколько струнных квартетов.
Таким образом, Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: до него не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть даже в ХХ веке.
Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал всё новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессионистская музыка (например, «Озарения»), есть экспрессионистские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое авангардное того времени — произведения в додекафонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда
3. Множеством произведений для голоса Бриттен обязан Питеру Пирсу
Выдающийся музыкант и певец, артист, переводчик и либреттист Питер Пирс обладал очень красивым тембром голоса. Потому творчество Бриттена само собой «склонилось» в сторону вокальной музыки. Бриттен написал для Пирса множество вокальных циклов и едва ли не все теноровые партии своих опер. Бриттен был очень темпераментным и страстным человеком, Пирс обладал более спокойным и рассудительным характером. Встретившись в 1937 году, они не расставались никогда. Трудно предположить, кем был бы Пирс без Бриттена, как неизвестно, какие сочинения писал бы Бриттен без Пирса.
Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
Премьера детской оперы Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». 1958 год
Как самостоятельный жанр музыка для детей появилась в XIX веке у романтиков. В основном это были небольшие и несложные циклы пьес для детского музицирования, которые назывались «Детские альбомы» (у Чайковского)или «Альбомы для юношества» (у Шумана)
В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям, — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоминающимися мелодиями. Самыми известными из них стали сюиты «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и Бриттена «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».
Бриттен написал «Путеводитель» по заказу министерства просвещения в рамках работы над музыкой к документальному фильму «Инструменты оркестра» в 1945 году. Он взял за основу тему из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» и создал на ее основе цикл вариаций . Действующие лица «Путеводителя» — инструменты. Они «рассказывают», как аранжируется оркестровое произведение, как используются возможности разных инструментов и меняются жанры музыки.
Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например, песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводитель» стал одним из самых исполняемых в мире.