Из гнезда при сильном ветре




Фильмы и стихотворения для ПРОФ ЭТИКИ

Средь бела дня

Сюжет

В выходной день несколько семей с детьми выезжают для отдыха за город. Однако рядом с ними оказывается компания пьяных молодчиков, среди которых есть даже один подросток-школьник. Они провоцируют отдыхающих на конфликт, в том числе наносят удары женщинам и маленьким детям. Мужчины из числа туристов пытаются оказать сопротивление, однако хулиганы явно сильнее. Случайные свидетели не вмешиваются, за исключением одного купальщика, оказавшегося самбистом. Когда хулиганов с большим трудом удаётся прогнать, самбист настоятельно советует туристам срочно ретироваться с этого места — так как хулиганы обязательно вернутся мстить, возможно, в большем числе и с оружием — однако добропорядочные отдыхающие решают игнорировать этот совет, как оскорблённые и раззадоренные. Вскоре после того как спортсмен уходит, хулиганы действительно возвращаются, причём начинают с ещё большей злобой оскорблять, бить и унижать семьи отдыхающих. В какой-то момент рабочий мебельной фабрики Константин Михайлович Мухин (Валерий Золотухин), не соизмеряя силы, наносит два удара березовым поленом по голове главарю хулиганов, отчего тот погибает; оставшиеся хулиганы начинают причитать и грозить ему смертной казнью, за убийство человека. Так в одно мгновенье передовик производства и примерный семьянин превращается в преступника. Правоохранительные органы практически сразу выясняют всех фигурантов дела; удаётся найти и привлечь в качестве свидетеля даже самбиста, помогавшего отгонять хулиганов и потом советовавшего уехать сразу, несмотря на то, что тогда он не представлялся и особых примет у него не было (просто мужчина в плавках). Двух хулиганов (в нападении участвовало четверо) приговаривают к небольшим условным срокам; третьего, как несовершеннолетнего, и вовсе оставляют в покое. Убийцу же, несмотря на очевидность его справедливого отмщения за надругательство над его семьёй и друзьями, собираются карать очень строго. Константин Мухин почти сразу признаёт свою вину. Более того, он считает, что совершил умышленное убийство, хотя ему предлагают признать только непредумышленное убийство по неосторожности. Особо гнетущее впечатление на него производит встреча с убитой горем женщиной-железнодорожником, по причитаниям которой Мухин понимает, что перед ним мать убитого им парня. Старый следователь, прокурор и члены их семей, друзья хулиганов (все соседи, поддерживающие дружеские отношения) горячо спорят по делу Мухина. Некоторые (например жена прокурора) действительно предлагают расстрелять его.

Суд: слушание дела об убийстве организуют как показательный процесс в битком набитом районном клубе. Так как погибший был местным, а Мухин — приезжим, сперва собравшиеся настроены на то, что убийца должен быть наказан максимально сурово. Однако, по мере выяснения обстоятельств случившегося, симпатии зала резко меняются — в ответ на страстное восклицание Мухина о том, что же должен делать человек, когда ему плюют в душу, старик, по всей видимости ветеран войны, кричит: «Убивать! Убивать!». Женщина-судья призывает к ответственности. Председатель профсоюза той фабрики, где много лет работал Мухин, поначалу опасается за свою репутацию и не спешит давать положительный отзыв об ударнике, оказавшемся убийцей. Но, в конце концов, он не может поступиться своей совестью и целиком встаёт на сторону Мухина. Даже государственный обвинитель неожиданно вступается за подсудимого и произносит речь в его защиту, однако Мухина всё равно приговаривают к семи годам заключения в колонии усиленного режима… В самом конце фильма по протесту прокурора приговор отменён, и при новом рассмотрении дела Мухин полностью оправдан.

 

Офицеры

События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. Идёт Гражданская война. По окончании училища курсант Алексей Трофимов направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется со своей женой Любой.На новом месте службы взводный Трофимов знакомится с таким же молодым командиром, Иваном Вараввой. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Могабит-хана. У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором. После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию, но воинская судьба бросает друзей по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Алексей пересекается с Вараввой, находящимся в качестве военного советника в рядах китайской армии, воюющей с японцами.Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером. Алексея направляют для прохождения службы в Испанию, где он получает ранение в спину. Начинается Великая Отечественная война. Алексей и его сын отправляются на фронт, а Люба становится начальником передвижного госпиталя. На одной из остановок поезда её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука Ивана, так как сама отправляется на передовую и не может ухаживать за ребёнком.На одной из остановок санитарный поезд выдерживает атаку неожиданно прорвавшихся немецких танков. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына и Машу.В послевоенное время Герой Советского Союза Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует Кантемировской танковой дивизией (той самой, где служил его сын). Его внук Иван, названный в честь Вараввы, определён в Московское Суворовское военное училище и красуется на доске почёта. Хотя он и не всегда безупречен. Однажды, находясь в увольнении, Ваня, любуясь бегемотом, задерживается в зоопарке и опаздывает в училище. За это он получает взыскание: его не отпускают в очередное увольнение и вместе с другими нарушителями дисциплины заставляют драить полы училища. Алексей, приехав в училище, обнаруживает Ивана среди нарушителей и просится потолковать с ним. "Позор... Суворовец Трофимов... Если уж Вы в грош не ставите генерала, пощадите хоть бабушкины нервы",- говорит Ивану Алексей. Ваня, не сдержав слёзы, сообщает, что у него два наряда. Алексей приказывает ему отставить сопение и по форме доложить, что произошло. Иван признаётся, что опоздал из увольнения и что смотрел бегемота.Алексея вызывают в Министерство обороны к одному из начальников управлений. Здесь он неожиданно встречает Варавву — уже в звании генерал-полковника, дважды Героя Советского Союза, назначенного руководить управлением. Последний предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Он обещает подумать, но, посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой, решает, что пока повременит с окончательным переездом в столицу.В конце фильма третье поколение семьи Трофимовых — внук Иван, уже взрослый кадровый офицер ВДВ, получает поощрение от командования и досрочное повышение в звании майора. Также показана героическая смерть его родителей на войне и кадры из боевой молодости Алексея и Вараввы.

 

Ворошиловский стрелок

Пенсионер Иван Фёдорович Афонин, бывший железнодорожник, ветеран Великой Отечественной войны и кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды», скромно живёт со своей любимой и единственной внучкой Катей, которая учится в музыкальном училище. В соседнем доме живёт бизнесмен Борис Чуханов, у которого периодически собираются два приятеля — Игорь Зворыгин и Вадим Пашутин (одноклассник Кати). По средам («Женский день») эта компания водит к себе проституток. Однажды, вечером среды, когда никого пригласить не удалось, они видят с балкона возвращавшуюся домой Катю. Игорь и Вадим заманивают её в квартиру Бориса под выдуманным предлогом (якобы у Бориса день рождения и его никто не поздравил). Когда она собирается уходить, её загоняют в спальню, где по очереди (вначале Борис, затем Игорь, после Вадим) насилуют. После этого Вадим, поначалу отговаривавший приятелей от их затеи, предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, успокаивает его, считая, что старик ничего не сможет им сделать.

Придя домой вся в слезах, Катя ничего не может сказать своему дедушке, но тот, увидев у неё на ноге кровоточащий синяк, понимает, что произошло, и сообщает об этом своему соседу — участковому Алексею Подберёзкину. Вызван наряд милиции. Милиционеры во главе с капитаном Кошаевым врываются в квартиру Бориса и задерживают всю троицу. Борис, Игорь и Вадим, будучи под сильным «градусом», при первичном допросе, проводимом опытным офицером милиции, сознаются в совершении изнасилования. Однако при содействии местного большого начальника — полковника милиции Пашутина (отца Вадима) всё обвинение разваливается. У Кати в прокуратуре не принимают заявление, потому что нет прямых улик: она, придя домой, приняла душ и смыла все «улики». В результате дело закрыто; троицу отпускают.

Больше не надеясь на правосудие, Афонин решает действовать сам: продаёт за 5000 долларов племяннику-банкиру свой дом в родной деревне, на месте которой через полгода планируется строительство шоссе. В это время полковник Пашутин пытается загладить перед Афониным вину своего сына с помощью денег; но старик, вернувшись домой и увидев конверт с деньгами, относит их полковнику домой и швыряет их хозяину в лицо. Затем, за ужином узнав от Кати, что одна соседка уехала на дачу и оставила ключи для присмотра за попугаем, он идёт к ней в квартиру и замечает, что её окна в зале выходят как раз на окна квартиры Бориса. Афонин отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием, у которых приобретает снайперскую винтовку СВД с глушителем. При испытании оружия Афонин так метко поражает цели, что один из торговцев восхищённо называет его «Ворошиловским стрелком».

Вернувшись из Москвы Афонин той же ночью прячет винтовку в квартире соседки. Когда наступает очередная среда и троица собирается на квартире у Бориса, Афонин начинает свою месть — стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую в тот момент держит между ног Игорь, и наносит ему тяжёлое ранение в пах, в результате которого парень становится кастратом. Через неделю, в следующую среду, Афонин из той же из квартиры соседки стреляет в бензобак нового автомобиля Бориса, из-за чего тот взрывается; Борис, хоть и остаётся жив, но получает серьёзные ожоги в области паха и ягодиц. Пашутин, после ознакомления с данными экспертизы, сообщившей о следах пуль, а также, тщательных допросов сына, понимает неслучайность этих происшествий. Об этом полковник сообщает Вадиму, пугая сына о его очереди следующей жертвы. У Вадима начинает развиваться неконтролируемая паранойя.

Узнав о получении Афониным пяти тысяч долларов и неизвестно на что потраченных, Пашутин лично (в сопровождении оперативников) отправляется с обыском на квартиру подозреваемого. Во время проведения обыска к Афонину за ключами приходит соседка, вернувшаяся из отъезда. Милиционеры, узнав о входе пенсионера в её квартиру проводят обыск там. Но, к удивлению самого же Афонина, никакого оружия там не находят. Однако Пашутин твёрдо уверен, что за всем этим стоит Афонин (он нашёл в его квартире улику — отмеченный крестиком листок календаря: день, когда был взорван автомобиль Бориса) и с помощью угроз требует у того, чтобы тот не трогал Вадима. Неожиданно Афонин говорит, что он опоздал, потому что с Вадимом «уже случилось». Пашутин, забыв обо всём, несётся домой, но дверь квартиры закрыта изнутри и тогда он стреляет из пистолета в замок. Из квартиры раздаётся ответный выстрел и пуля, пройдя через дверь, попадает Пашутину в живот, нанося ему тяжёлое ранение. Взломавшие затем дверь оперативники находят спрятавшегося с ружьём за холодильником сошедшего с ума Вадима, бьющегося в истерике, и вызывают ему скорую психиатрическую помощь.

В тот же вечер Афонин узнаёт от участкового Подберёзкина, что это тот, догадавшийся о действиях пенсионера и сочувствующий ему и Кате, вынес и тайком спрятал винтовку у себя в сарае. Он неофициально конфискует винтовку, отпуская Афонина домой. Придя домой, Иван Фёдорович слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь».

Суд

На медведя охотились трое: старый охотник-медвежатник Семен Тетерин, начальник строительства Дудырев и фельдшер сельского медпункта Митягин. Собаки долго гнали медведя и наконец настигли. Тетерин слышал звук гармошки, но не успел предупредить. Его крик прозвучал одновременно с выстрелом — и в результате убит человек. Началось следствие. Один из троих будет отвечать за его смерть…

 

Дела и люди

О строителях первой пятилетки.

На одно из крупных строительств первой пятилетки приезжает американский специалист. Встав во главе бригады, он добивается высоких показателей. Но, освоив новую технологию, рабочие участка Захарова в следующем соревновании с американцем одерживают победу.

 

Большая семья

В фильме рассказывается о большой семье Журбиных — потомственных рабочих-судостроителей. Вместе живут три поколения: дед Матвей, его сын Илья Матвеевич, четверо сыновей Ильи Матвеевича (Виктор, Костя, Антон и Алексей) и младшая дочь Антонина, второй сын Антон приезжает из Ленинграда внедрять новый метод сборки кораблей, старший сын Виктор, мастер по изготовлению моделей будущих кораблей, пытается сконструировать универсальный станок для изготовления моделей. Самым сложным характером отличается и самые сложные перипетии сюжета проходит младший сын Ильи Матвеевича Алексей: отделился от семьи, намереваясь жениться, но его любимая девушка Катя увлекается заведующим клубом, который бросает её, когда узнаёт, что она в положении; Алексей находит в себе силы простить её и вернуть вместе с маленьким ребёнком. Из семьи Журбиных уходит Лида, жена Виктора, которая чувствует себя чужой в семье, где вся жизнь каждого в первую очередь связана с постройкой кораблей. В связи с реорганизацией производства многим членам семьи приходится менять профессию. Илья Журбин пытается изучить основы алгебры, чтобы не отстать от других, и ссорится со своим старым другом мастером Басмановым, считающим, что их время уже ушло в прошлое. Последний художественный фильм в советском кинематографе, широко изображающий тему рабочего класса на примере преемственности поколений, и тему особой роли пролетариата в истории. Красной нитью в фильме проходит идея гордости рабочих, глашатаем которой является Илья Журбин. В дальнейшем подобные киноэпопеи сталинского периода были заменены «фильмами о производстве», особенно характерными для 1970-х годов. Сцена, в которой дед Матвей отечески журит директора за то, что у него два автомобиля и что парикмахер приходит к нему в кабинет, звучит пророчески[источник не указан 983 дня] по отношению к номенклатуре брежневских времён.

 

Председатель

После Великой Отечественной войны фронтовик Егор Трубников возвращается в родную деревню восстанавливать разорённое колхозное хозяйство и налаживать собственную семейную жизнь.

Фильм-свидетельство о выдающемся подвиге советского народа в период восстановлении сельского хозяйства в послевоенные годы. В фильме в натуралистической форме показана жестокая реальность послевоенной русской деревни: председатель — ветеран-инвалид, колхозники — женщины-вдовы, разруха и ужасающая нищета. В этих трудных социальных условиях председатель Егор Трубников принимает на себя ответственность за восстановление нормальной жизни.

В выражении темы послевоенной деревни, проявляется режиссёрская идея о том, что борьба и испытания советских людей не закончились в мае 1945 года победой над фашистской Германией, а продолжались после окончания войны.

Созданное во второе послевоенное десятилетие современниками войны произведение, является посланием от людей, переживших испытания, которые трудно представить в современности об истинных возможностях и силе советского народа.

Премия

Действие происходит в СССР в 1970-х годах. Фильм решён в камерном стиле, и почти всё действие разворачивается в одном помещении.

 

Рядовое заседание парткома строительного треста превращается в серьёзный разговор о проблемах планового хозяйства, и начинает его простой бригадир Василий Потапов.

Потапов и вся его бригада (17 человек) отказываются от премии, которая выдана по результатам года всем работникам треста № 101 за перевыполнение плана. Дело в том, что в прошлом году руководство треста ходатайствовало перед главком о корректировке установленного плана «по объективным причинам». План был сокращён, благодаря чему в этом году трест перевыполнил его и даже занял третье место в соцсоревновании.

Бригадир Потапов душой болеет за работу, не может терпеть простоев и беспорядка, утверждая, что все причины сокращения плана — внутренние, и они могли быть преодолены самим трестом при надлежащей организации труда. Несколько участников заседания, и прежде всего управляющий трестом Батарцев, поначалу пытаются поставить «бунтовщика» на место. Однако парторг Соломахин поддерживает выступление Потапова, намереваясь разобраться в ситуации.

Далее выясняется, что бригадир тщательно подготовился к своему демаршу. Его бригада с помощью сотрудника планового отдела Дины Милениной провела глубокий экономический анализ и предметно обосновала, что у треста не было объективных причин для сокращения плана, и он мог бы его выполнить. Потапов вносит предложение — вернуть премию, полученную трестом нечестно и незаконно.

Выступление Потапова побуждает каждого участника собрания выразить свою принципиальную позицию. Неожиданно ход заседания прерывает телефонный звонок. Выясняется, что только что семеро членов бригады Потапова всё же получили премию. Поникнув, бригадир молча покидает заседание. Собираются разойтись и остальные коммунисты, но секретарь парткома Соломахин останавливает их. По его словам, уход Потапова в принципе ничего не меняет. Проблема всё равно осталась, и Соломахин выносит на голосование решение об отказе от годовой премии всем трестом. В итоге большинством голосов, включая Батарцева, предложение Потапова принимается.

 

Волжская баллада

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча —

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

<Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев>.

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

— Здесь лежит Алексей Ковалев. —

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли — этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Повалившись в кровать головой,

В голос вдруг закричала, завыла она:

— Где ты, Леша, соколик ты мой?! —

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет — безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

— Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена, —

Пусть как память живет он в дому.

— Вот спаситель ваш, — детям сказала она, —

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез...

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж — Алексей Ковалев —

С перевязанной правой рукой.

— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива...

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге — припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

 

Из гнезда при сильном ветре

Птенчик выпал как-то раз.

И увидел в полуметре

Желтый блеск кошачьих глаз.

Птенчик дрогнул, заметался,

Гибель так недалека.

Кот сурово изгибался,

Примеряясь для прыжка.

Вдруг спасительница мама,

Что-то пискнув на лету,

Опустилась вниз и прямо

Смело ринулась к коту.

Грозно перья распушила

И в один присест потом

(Показалось то иль было?)

Злого вора проглотила

Вместе с шерстью и с хвостом!

Впрочем, как тут усомниться?!

Даже тигров побеждать,

Я уверен, может птица,

Если птица эта - мать!

 

11. Люблю я собаку за верный нрав,

За то, что, всю душу тебе отдав,

В голоде, в холоде или разлуке

Не лижет собака чужие руки.

У кошки-дуры характер иной.

Кошку погладить может любой.

Погладил - и кошка в то же мгновенье,

Мурлыча, прыгает на колени.

Выгнет спину, трется о руку,

Щурясь кокетливо и близоруко.

Кошке дешевая ласка не стыдна,

Глупое сердце не дальновидно.

От ласки кошачьей душа не согрета.

За крохи немного дают взамен:

Едва лишь наскучит мурлыканье это -

Встанут и сбросят ее с колен.

Собаки умеют верно дружить,

Не то что кошки - лентяйки и дуры.

Так стоит ли, право, кошек любить

И тех, в ком живут кошачьи натуры?!

 

Сердце матери

(Галина Алимова)

Мама растила крошку-сыночка,

Был для неё он центром Вселенной,

Лучиком солнца, милым комочком,

Самым любимым, самым бесценным.

Песни ему колыбельные пела,

Нежность и ласка звучали в словах,

Кроху любовь материнская грела,

Сладко у мамы он спал на руках.

Ночи бессонные – сколько их было,

Порой от усталости падала с ног,

В минуты такие Бога молила,

Чтобы сынишку Господь уберёг.

И слёзно просила день ото дня –

Господи, только дитя сохрани,

Если же, Боже, иначе нельзя,

Ты не его, ты меня забери…

Сын подрастал, становился мужчиной,

Твёрдо стоял на родимой земле,

Встретился с девушкой – ладной, красивой,

Не было краше её на селе.

А через месяц и сватов заслали,

Дан положительный был им ответ,

Свадьбу весёлую вскоре сыграли,

Гулянья такого не видывал свет.

Жену, что собою солнце затмила,

Боготворил, не сводил с неё глаз,

О чём бы она его не попросила –

Просьбу её исполнял в тот же час.

Была для него она светом в окошке,

Но вот как-то раз говорит – Иди,

И принеси для меня на ладошке

Сердце из материнской груди.

А мать, хоть к такому была не готова,

И спрятав от сына печаль и грусть,

Пред ним, не сказав ни единого слова,

Свою распахнула грудь…

Каприз был исполнен, ладони греет

Тёплое сердце мамы его.

Теперь бы вернуться ему поскорее

К любимой, что ждёт. Он торопится, но

Упал, и сердце из рук покатилось –

Сын в спешке споткнулся о мамин порог,

И вдруг он услышал, как сердце спросило:

- Ты не ушибся, сынок?..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: