Программа
«Психолого – педагогическое сопровождение технически-одаренного ребенка»
Цель программы: гармонизация и развитиедетей с технической одаренностью, сохранение их психологического и физического здоровья.
Задачи:
§ выявление одаренных детей;
§ создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.
Психолог
1. Диагностический блок:
Цель – выявление детей с предпосылками технической одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления технически-одаренного ребенка.
Диагностическая программа по исследованию технических способностей
и технической одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники | Название методики, автор | Основное направление методики |
Дети | Методика «Палитра интересов» (Савенков А.И.) (Приложение 1) | Цель: получение информации о направленности интересов ребенка. |
Оценка уровня развития технического мышления (вариант теста Беннета) (Приложение 2) | Цель:выявление технических способностей ребенка. | |
Педагоги Родители | Анкета для родителей «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) (Приложение 3) | Цель: выявление области одаренности ребенка, степени выраженности у ребенка тех или иных способностей. |
Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) (Приложение 4) | Цель: определение области одаренности ребенка. |
2. Информационныйблок:
Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам технически-одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Техническая одаренность – наличие потенциально высоких способностей у человека в технической сфере.
Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.
Технические способности – это способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы»
Список литературы
1. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: Питер,1999. – 368с.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
3. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
4. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с. 73.
6. Вайнер М. Э. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. АНО «ПЭБ», 2006
7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия.- М., Воронеж, 1997, 448 с
8. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей ред. М. М. Семаго. «Аркти», 2001
Савенков, А. И. Одаренные дети в школе и дома. / А. И. Савенков.– М., 2000.
10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Академия, 2004.
11. Юнг К.Г. Феномен одаренности. Доклад. – М.: «Эскмо», 2005
Тематика консультаций для педагогов и родителей
Для педагогов (Приложение 5) | Для родителей (Приложение 6) |
1. Консультация для педагогов: «Одаренный ребенок в детском саду». | 1. Консультация для родителей: «Одарённый ребёнок» 2. Консультация для родителей: «Развиваем творческие и технические способности детей». 3. Консультация для родителей: «О технической одаренности». |
3. Развивающий блок:
Цель – проведение развивающих игр, занятий с детьми.
Тематика занятий с технически-одаренными детьми (Приложение 7)
Название игры | Цель |
«Волшебные палочки» «Накладываем детали» «Коробочки» | Развитие технического склада ума, развитие мышления, технических способностей |
«Конструирование по схеме» Занятие «Домик мой из кирпичей» «Металлический конструктор» «Флажки и гирлянды» «Паруса» | Развитие технических способностей, логического мышления. |