Бабынин Юрий Алексеевич
В раздел: региональная политика в сфере обеспеченья здоровья и формирования здорового образа жизни детей и молодежи.
Тема: «Формирование культуры здоровья детей через создание и развитие школьных лиг по видам спорта».
За последнее время наше общество разительно изменилось, а вместе с ним и способы времяпрепровождения, которыми пользуются дети. Они могут гулять и одновременно разговаривать по мобильному телефону и проводить часы, имея доступ к информации в интернете, у портативных компьютеров. Многие образы, которые дети видят на экране телевизора, не являются позитивными с точки зрения здорового образа жизни. Этот «прогресс» был оплачен ценой того, что было принято считать само собой разумеющимся – физической активностью детей.
Уровень посещаемости спортивных мероприятий и других программ для занятий физической активностью снизился, поскольку многие дети и их семьи предпочитают другие занятия, требующие меньших физических усилий [1]. Участие в физкультурно-спортивной деятельности является значимым аспектом не только потому, что во многом обуславливает вовлечение в спорт в будущем, но также, поскольку это важнейший инструмент детского развития. Для того чтобы развивать свою самооценку и личностную идентичность, необходим опыт движения[4]. А ограничение мышечной деятельности, в свою очередь, приводит к гипокинезии и гиподинамии организма. Гипокинезия – снижение общего объема двигательной активности, и гиподинамия– снижение силы и тонуса сокращений, уменьшение напряжения мышечной системы.[3]
Известно, что одним из средств профилактики сердечнососудистых заболеваний в клинической медицине является физическая культура и физическая активность [2].
|
В настоящее время в Белгородской области учреждения дополнительного образование детей физкультурно-спортивной направленности переводится из системы образования в управление физической культуры и спорта. Все эти учреждения должны заниматься подготовкой резерва для спорта высших достижений. В сложившейся ситуации массовый спорт и детский спорт могут остаться без внимания.
Кто возьмет на себя функцию по развитию массового спорта, кто предложит методики в сфере «спорт для всех»?
На данный момент в управлениях физической культуры и спорта районов и городов слабо развита методическая работа, логично было бы доверить всю эту работу федерациям по видам спорта, но с функциями, которые получили от управления физической культуры и спорта они справляются не всегда. Как и чем занять детей, которые не проходят отбор в олимпийский резерв, как повысить количество занимающихся физической культурой на любительском уровне, как сделать эти занятия любимым хобби на всю жизнь и чьими силами воспитать эти чувства - вот какие вопросы остаются после переподчинения учреждений дополнительного образования детей перед управлениями образования.
Все попытки создания проектов по развитию отдельных видов спорта упираются в одну неразрешимую проблему – кадры, которые будут работать по нему. Обучение специалистов, финансовое обеспечение их работы в представленных проектах не оговаривается.
Как складывается ситуация на данный момент:
• большинство спортивных залов принадлежат образовательным учреждениям, после окончания уроков пользуются ими тренеры-преподаватели управления физической культуры и спорта по заключенным договорам на безвозмездной основе, а значит затраты за эксплуатацию оплачивает образовательное учреждение;
|
• отсутствуют школьные лиги по видам спорта;
• работа школьных спортивных клубов сводится к ведению статистики результатов обучающихся, которые получены в учреждениях дополнительного образования детей;
• низкий уровень подготовки в видах спорта из-за небольшого количества соревнований;
• отсутствие обучения и воспитания болельщиков.
Как будет:
• необходимо создать нормативно-правовую базу для введения должности тренера-преподавателя в штатное расписание общеобразовательного учреждения с оплатой труда рекомендованной департаментом образования Белгородской области для учреждений дополнительного образования детей;
• после создания школьных лиг по видам спорта, результаты деятельности обучающихся и тренера-преподавателя пойдут в зачет образовательного учреждения. Лига А – обучающиеся 9-11 классов, лига Б – обучающиеся 5-8 классов;
• для школьных лиг предлагается развитие зальных командных видов спорта, т.к. учебный год 9 месяцев, из них 6 зимних.
• Создание календаря игр. Проведение соревнований лиг в спортивных залах образовательных учреждений с сентября по март (каждую субботу), апрель – финалы;
• укрепление традиций школьного спортивного клуба;
• воспитание болельщиков. Развитие движения поддержки команд (черлидинг).
|
Ожидаемые риски:
№ | Риск | Ожидаемые последствия наступления риска | Мероприятия по предупреждению наступления риска | Действия в случае наступления риска |
1. | Отсутствие руководящего органа управления школьными лигами | Отсутствие календарей соревнований для лиг | Самостоятельная верстка календаря соревнований органами управления образованием | Предложение федерациям по видам спорта кураторства над школьными лигами по видам спорта |
2. | Судейство соревнований коллегией судей по видам спорта | Отсутствие квалифицированных специалистов для судейства соревнований. | Создание нормативно-правовой базы для внесения вступительных взносов, чтобы обеспечить оплату судейства. Заключение договора с НИУ БелГУ, педагогическим колледжем | Использование кадров муниципальной системы образования, создание условий для повышения их квалификации |
Недостаточное количество специалистов, желающих включиться в реализацию проекта | Малочисленный состав лиг, школ желающих включиться в проект | Общее собрание педагогического коллектива решает вопрос о выборе видов спорта и вступления в лиги | Внесение изменений в проект. |
Привлечение молодых специалистов, студентов к работе в школьных лигах даст им положительный опыт, подготовит к дальнейшей работе.
В одном общеобразовательном учреждении должны быть созданы равные условия для участия в выбранной лиге девушек и юношей. Выбор видов спорта для мужской и женской команды связан с традициями в данном учреждении, и это необязательно один вид спорта.
Список литературы:
1. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ. Л.И. Заремской.-М.:АСТ:Астрель,2011.-320с.:ил.
2. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности [Текст]: монография / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинская. – М.: Советский спорт,2006. – 186 с.:ил.
3. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст]: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. – М.: Советский спорт,2006. – 280 с.
4. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов [Текст]: хрестоматия / Сост. и общая редакция И.П. Волкова, Н.С. Цукиновой М.: Советский спорт,2005. – 286 с.