ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»




Преподаватель: Чернышева А.Н.

Г.

Наименование тем Задания для самостоятельной работы
  Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования. 1. Значение и роль физической культуры в воспитании здорового ребенка. Физической развитие является одним из трех способов нормально развития человека. Эти аспекты помогают добиться личности самостоятельности и независимости. Физическое развитие связано с увеличением таких функций организма как рост, вес, мышечная активность и т.д. Это главная роль физического воспитания. В психологическом развитии человека происходят изменение поведенческих факторов, формирование качеств на усиление своего психологического здоровья. Роль физического воспитания в следующем. В аспекте социального развития ребенка возникает чуть больше проблем. Необходимо помочь ребенку привыкнуть к окружающему его социуму и при этом не стать жертвой этого социума. В этом тоже есть роль физического воспитания. Из всего этого выходит то, что физическое развитие – это интегрированный процесс к изменению функций организма под воздействием социальных и внешних природных факторов. В сокращённом понятии этот термин используется для описания биометрического состояния ребенка, которое контролирует роль физического воспитания. В более подробном понятии термин физического развития представляется в качестве описания физических качеств ребенка. В детском саду два раза в год проводятся специальные тесты для выявления уровня физической подготовки ребенка, они еще раз доказывают роль физического воспитания. При каких либо отклонениях с ребенком проводятся необходимые дополнительные занятия, ведь роль физического воспитания велика и его нельзя упускать, роль физического воспитания просто огромна. Физическая подготовка – это уровень развивания двигательных функций и навыков. В процессе длительных исследований над детским организмом, ученые добились выработки специальной программы по развитию здоровых и активных детей. Эти программы направлены в лоно тех программ, которые позволяют создавать документы для детских учреждений, регламентирующие роль физического воспитания. Физическое воспитание – это в большем педагогический процесс, направленный на достижение наибольших аспектов развития у ребенка. Роль физического воспитания в том, что в процессе развития, развиваются не только двигательные возможности ребенка, но и его другие возможности. Но так трактуется стандартный кодекс воспитания, который не представлен полному понимаю в развитии ребенка. Роль физического воспитания в том, что правильное физическое воспитание направлено на развитие широкого круга проблем и социальных качеств. В комплекте с социальными факторами, направляющим, движущим звеном являются внешние факторы развития ребенка. Физическая подготовка направлена на физическое воспитание ребенка. Это главная роль физического воспитания ребенка. Воспитатель в детском саду является примером для ребенка и поэтому он должен обладать целым рядом различных функций, которые должны быть поставлены в пример ребенку. Физическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей для ребенка, которые должен вложить в ребенка учитель для нормального развития ребенка. Также физическая культура является достижением всего общества, которое стремиться к нормальному физическому и психологическому развитию общества. Это также важная роль физического воспитания. В состав физической культуры входит: 1. Личная гигиена (самостоятельность, аккуратность, чистоплотность). 2. Закалка организма. 3. Физические упражнения для укрепления здорового духа. 2. Воспитатель – организатор здорового образа жизни. Внимание к повседневному бытию ребенка, к образу его жизни ставит перед воспитателем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая — к садику. Воспитатель знакомится с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня дошкольника, изучает особенности его отношений с родителями, фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий контакт. Знание семейно-бытовых условий создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если есть необходимость, то и для подключения компетентных организаций с целью оказания финансовой помощи или для защиты прав ребенка. В саду воспитателю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, дискуссии о направлениях моды и отношениях с родителями, эгоизме и равнодушии детей. Наконец, порой возникает потребность организовать всех воспитанников для оказания той или иной помощи одному из них. Профессиональные способности воспитателя можно разделить на три основные группы: рефлексивно-аналитические; организаторские; коммуникативные. Первую группу составляет способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, воспитатель должен овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценивать уровень индивидуального развития дошкольника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внесадичной среды на воспитанника; учить отдельных детей и группу в целом анализировать свою жизнь и работу. Организаторская деятельность воспитателя предполагает умение ставить перед собой и перед детьми цели, причем только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы с детьми; способность создавать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, возможность индивидуальной самореализации детей и др.); обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и саду. Коммуникативные качества воспитателя, во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Для этого требуется подход к нему с «оптимистической гипотезой», вера в его силы и возможности, демонстрация желания понять, поддержать и защитить его. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; устанавливать дружеские отношения детей своей группы с другими - параллельными, младшими и старшими; достигать взаимопонимания с родителями.    
2. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка. 1. Основы теории и практики физического воспитания. Понятие «физическое воспитание», входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менеe существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью, а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. В системе дошкольного образования теории и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры. Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию. Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология). Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания. 2. Задачи и средства физического воспитания; Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце,воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств. Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.   3. Дидактические принципы, методы и приемы обучения детей физическим упражнениям; Дидактические принципы, т.е. принципы теории обучения, определяют содержание, методологию, формы и методы учебной работы. Правильное использование принципов теории обучения (дидактики) лежит в основе работы педагога при построении плана занятий, при разработке такой структуры урока, которая бы стимулировала творческую активность учащихся, заинтересовывала их и тем самым позволяла добиваться высоких результатов обучения. Дидактические положения в сочетании с целями и методами воспитательной работы создают основы для профессионально грамотного, квалифицированного проведения различных форм учебной работы, таких, как урок, семинарские занятия, лабораторные или практические работы и т.д. Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования. Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности. Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания. Принцип наглядности у дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др. Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход, необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия. Принцип систематичности - функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. 4. Развитие произвольных движений ребенка с рождения до 7-ми лет; На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие Происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка. В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства. При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчивости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных традиций. Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного. С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.). Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций — динамическому стереотипу. Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы длительной эволюции животного мира. Так, регуляция работы сердца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции на болевые, температурные раздражители осуществляются примерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрезвычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы. В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-но более древние, исполняют относительно примитивные функции. Эволюционно более новые центры объединяют различные системы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в ответ на зрительные и слуховые раздражители. В области промежуточного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физиологи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие. Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сигналы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров. Таким образом, функции коры головного мозга — это способность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реакции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непостоянны и видоизменяются в процессе своей реализации. При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее. По мере развития нервной системы у ребенка появляются статические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влиянием социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начинает выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения. На становление навыков движения огромное влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения. В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и другими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализатора у ребенка влияет на становление двигательных функций, которые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных воспринимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы. Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захватывает ее. Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями Co-подчиненности. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления навыков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях. Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движений обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухожилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой системы двигательных центров головного мозга. Собирая информацию от органов чувств всего тела, они решают сложные двигательные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Одной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспечивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в общей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразительность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной системы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сформированы. По мнению Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно любовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмические движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кружиться. К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пирамидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга. Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают боль-Шее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы — регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным Движениям; по утверждению Л.О.Бадаляна, эти возможности безграничны. Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Способность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная деятельность становится более рациональной и имеет большие возможности для скорейшего достижения результатов. Готовые формулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность запоминать движение в целом и использовать его в случае необходимости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы. Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок Он как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка зависят такие характеристики движения, как точность, соразмерность мышечного усилия двигательной задаче, твердость походки способность быстро перераспределять напряженность отдельных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой МОТ3°аРпериод детства происходит сложнейший процесс формирования нервной системы. Он многогранен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением. Для формирования двигательного стереотипа требуется определенная повторяемость и последовательность применения раздражителей Таковыми являются физические упражнения, которые подбираются соответственно возрасту и проводятся в определенной СИСНачиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движении, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие пебенка Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как следствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6 месяцам ребенок начинает ползать. На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к кониу его начинает бегать. На втором и третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания. На третьем году жизни появляются подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни. До 2-х лет период развития органов чувственного восприятия. Выпрямление - ходьба - речь (облик грудного ребенка). С 2-х лет идет развитие мышления. Ассоциирование содержания восприятий. Переход от облика грудного младенца к облику маленького ребенка. С 4-х до 5-ти лет развивается чувствознание, творческая фантазия, облик маленького ребенка. С 5-ти до 7-ми лет идет развитие направленной воли. Школьная зрелость. Переход к облику ребенка школьного возраста.  
  1. Развитие самостоятельности и творчества физических упражнениях;
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку. В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков. На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д. В старших группах (для 5—6-летних детей) широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет. 6. Основы обучения ребенка двигательным навыкам и умениям; Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: