Примерная схема изучения классного коллектива и составления психолого-педагогической характеристики.




СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

За время прохождения педагогической практики студенты должны:

 

1. Провести изучение ученического коллектива, используя следующие методы психолого-педагогического исследования:

- наблюдение за межличностными отношениями в коллективе в условиях трудовой, учебной, культмассовой деятельности;

- анкетирование, направленное на выявление особенностей ученического коллектива (карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива). Опросить не менее трех учителей, работающих с классом;

- беседу, направленную на изучение отношений в коллективе, уровня его сформированности, наличия лидерства, взаимопомощи и т.д. (беседа проводится с классным руководителем или с одним из учителей-предметников, хорошо знакомых с классом).

 

2. Оформить протоколы, проанализировать полученные данные, сделать обобщающие выводы.

 

3. Оформить психолого-педагогическую характеристику ученического коллектива по итогам проведенного исследования, соотнося между собой и обобщая данные трех методов: наблюдения, анкетирования и беседы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Во время практики студенты должны:

1. Ежедневно планировать работу и фиксировать выполненное содержание в документации по практике.

2. Осуществлять изучение ученического коллектива, используя методы в следующем порядке: сначала целенаправленное наблюдение, затем анкетирование и, наконец, беседу.


ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

1. Характеристика ученического коллектива объемом4-5 листов А4 печатного текста, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5, размеры полей: верхнее, правое, левое - 2 см, нижнее – 2,5см, отступ (красная строка) – 1,25 см.

 

2. Протоколы наблюдения за межличностными отношениями в коллективе с выводами (3).

 

3. Бланки анкеты коллектива (карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива) с обработкой результатов и выводами (3).

 

4. Протокол беседы с выводами (1).

 

Без протоколов и бланков характеристика считается НЕ действительной.


Образец оформления титульного листа

 

Психолого – педагогическая характеристика

классного коллектива 9«А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска

Выполнила: Иванова Наталья Сергеевна,

студентка 4 курса ФМФ.

 

Проверила: Левченко Анастасия Викторовна,

доцент кафедры психологии.

 


Примерная схема изучения классного коллектива и составления психолого-педагогической характеристики.

1. Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них юношей и девушек, возрастной состав, число второгодников, когда он сформировался, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).

2. Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость: наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного, руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь ее форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание);

б) жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе и спорту, коллекционирование и т. д. формы проявления этих интересов (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН «огоньки», диспуты и т. д.); участие класса в общешкольной жизни;

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины;

г) связь с шефствующими организациями, формы ее в ыражения; влияние на класс родительской общественности.

3. Руководство и организация классного коллектива:

а) организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; участие, класса в юношеских организациях характеристика их активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению);

б) наличие в коллективе неофициальных лидеров характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие аутсайдеров, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

в) взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявление взаимной требовательности чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения наличие или отсутствие группировок, их внутренняя ос­нова и степень заинтересованности в общих делах клас­са), критика и самокритика; особенности взаимоотноше­ния между мальчиками и девочками, проявление товари­щества и дружбы между отдельными учениками, внутрен­няя основа этих отношений; эмоциональное «благополу­чие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

г) личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, организатор­ские способности, знание психологии учащихся, их инте­ресов и т. д.); отношение к нему коллектива, его авто­ритет среди учеников.

4. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив.

Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» и коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т. д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути ликвидации этих недостатков




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: