СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
За время прохождения педагогической практики студенты должны:
1. Провести изучение ученического коллектива, используя следующие методы психолого-педагогического исследования:
- наблюдение за межличностными отношениями в коллективе в условиях трудовой, учебной, культмассовой деятельности;
- анкетирование, направленное на выявление особенностей ученического коллектива (карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива). Опросить не менее трех учителей, работающих с классом;
- беседу, направленную на изучение отношений в коллективе, уровня его сформированности, наличия лидерства, взаимопомощи и т.д. (беседа проводится с классным руководителем или с одним из учителей-предметников, хорошо знакомых с классом).
2. Оформить протоколы, проанализировать полученные данные, сделать обобщающие выводы.
3. Оформить психолого-педагогическую характеристику ученического коллектива по итогам проведенного исследования, соотнося между собой и обобщая данные трех методов: наблюдения, анкетирования и беседы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Во время практики студенты должны:
1. Ежедневно планировать работу и фиксировать выполненное содержание в документации по практике.
2. Осуществлять изучение ученического коллектива, используя методы в следующем порядке: сначала целенаправленное наблюдение, затем анкетирование и, наконец, беседу.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ
1. Характеристика ученического коллектива объемом4-5 листов А4 печатного текста, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5, размеры полей: верхнее, правое, левое - 2 см, нижнее – 2,5см, отступ (красная строка) – 1,25 см.
|
2. Протоколы наблюдения за межличностными отношениями в коллективе с выводами (3).
3. Бланки анкеты коллектива (карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива) с обработкой результатов и выводами (3).
4. Протокол беседы с выводами (1).
Без протоколов и бланков характеристика считается НЕ действительной.
Образец оформления титульного листа
Психолого – педагогическая характеристика
классного коллектива 9«А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска
Выполнила: Иванова Наталья Сергеевна,
студентка 4 курса ФМФ.
Проверила: Левченко Анастасия Викторовна,
доцент кафедры психологии.
Примерная схема изучения классного коллектива и составления психолого-педагогической характеристики.
1. Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них юношей и девушек, возрастной состав, число второгодников, когда он сформировался, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).
2. Содержание и характер коллективной деятельности:
а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость: наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного, руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь ее форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание);
|
б) жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе и спорту, коллекционирование и т. д. формы проявления этих интересов (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН «огоньки», диспуты и т. д.); участие класса в общешкольной жизни;
в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины;
г) связь с шефствующими организациями, формы ее в ыражения; влияние на класс родительской общественности.
3. Руководство и организация классного коллектива:
а) организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; участие, класса в юношеских организациях характеристика их активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению);
б) наличие в коллективе неофициальных лидеров характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие аутсайдеров, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;
в) взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявление взаимной требовательности чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса), критика и самокритика; особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками, проявление товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;
|
г) личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т. д.); отношение к нему коллектива, его авторитет среди учеников.
4. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив.
Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» и коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т. д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути ликвидации этих недостатков