Структура и требования к реализации метода творческих проектов




МБОУ «СОШ № 19»; г. Брянска

Год

Содержание

1. Введение ………………………………………………….. стр. 3-5

2. Основное содержание……………………………………. стр. 5-11

3. Выводы……………………………………………………. стр. 12

4. Список литературы………………………………………. стр. 13

5. Приложения………………………………………………. стр. 14-18

а) Приложение №1 «Анкета определения отношения учащихся к учебным предметам».

б) Приложение №2 «Анкета определения мотивации к изучению преподаваемых в школе предметов».

в) Приложение №3 «Анкета определения комфортных условий и желания учиться в таких условиях».

г) Приложение № 4 Пояснительная записка творческого проекта:

«Комплект приспособлений для установки лобзиковых пилок».

Введение.

«Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

Качественный прорыв в преподавании предмета «Технология» в средней школе дает возможность использования современных активных методов обучения учащихся через развитие у них познавательной активности творческой самостоятельности. Этим объясняется выдвижение на первый план - метода проектов, открывающего большие возможности для раскрытия ученического творческого потенциала и вовлечение их в общественно полезный созидательный труд. Благодаря комплексному характеру этого метода, создаются условия для самостоятельного продвижения учащихся от идеи задуманного до готового изделия, с учетом таких его параметров как конструкторско-технологический, эколого-экономический и дизайнерско-оформительский. Причем новый метод не только не отменяет использование традиционных форм и методов работы по предмету, но и наоборот, предполагает их полноценное использование. Специфика проекта, как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении отношений в процессе обучения ученика. Педагогическая теория и существующая практика доказали, что эффективность обучения выше, если ученик сам становиться субъектом обучения. Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» - являются отличительной чертой проектной работы.

Обучение школьников творческой проектной деятельности, является частью технологического образования. Оно заключается в овладении обучающимися технологической культурой и определенным уровнем преобразовательной деятельности в материальном, духовном производстве или сфере услуг.

Метод проектов - отнюдь не универсальный способ разом решить все сложные дидактические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения. Такая система, по моему твердому убеждению, должна предусматривать, помимо метода проектов, обучение в сотрудничестве, разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (в школьной практике - разноуровневое обучение). Это цельная дидактическая система. Причем важно иметь в виду, что ученик может в определенный временной отрезок серьезно работать только над одним проектом, будь то монопроект или межпредметный.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Но это вовсе не означает, что проблемные методы должны ограничиваться рамками метода проектов. Они используются и как вполне самостоятельные методики в рамках общей дидактической системы.

 

Итак, необходимость работы заключается в следующем:

1. Развитие профессиональных компетенций учащихся является

приоритетным направлением в стандартах второго поколения Российском образовании.

2. Поиск, исследование, отработка инновационных форм и методов преподавания предмета технология на современном этапе развития системы образования.

3. Разработка методических рекомендаций для преподавателей общеобразовательной области «Технология», в свете перехода к работе по стандартам второго поколения.

4. Объект исследования: образовательный процесс предмета Технология, ориентированный на развитие и формирование эмоционально-волевых качеств обучающихся.

Предмет исследования: апробация и применение инновационных форм и методов преподавания общеобразовательной области «Технология», в преддверии перехода обучения на образовательные стандарты второго поколения.

Цель исследования: на основе анализа и исследования современной педагогической и методической литературы, обобщения опыта учителей технологии применяющих инновационные и формы и методы работы обосновать эффективность такого подхода в образовательном процессе и разработать методические рекомендации для учителей по заявленной теме.

Гипотеза: Если при проведении уроков технологии использовать инновационные формы и методы обучения учащихся предмету «Технология» как то: проектный метод, применение информационно-коммуникационных технологий и нетрадиционные формы проведения учебных занятий, то повышается мотивация к изучению предмета, возникает стремление к активной познавательной деятельности и как результат, изменениям у обучающихся по отношения, как к самому предмету, так и мотивации к его изучению.

Методы исследования: изучение и анализ методической литературы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках технологии, анкетный опрос учащихся, беседы, наблюдение, тестирование, обработка полученной информации.

База исследования: Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19», «Средняя общеобразовательная школа № 29», «Средняя общеобразовательная школа № 57» г. Брянска.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущность понятия метод проектов через представление разных точек зрения зарубежных и отечественных учёных и педагогов.

2.Представить существующие в педагогической науке взгляды на методику выполнения творческих проектов учащимися.

3.Составить методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках «Технологии» в современной школе.

4.Использование метода проектов на уроках, должно способствовать формированию и совершенствованию профессиональных компетенций учащихся.

Ожидаемый результат: методические рекомендации по использованию инновационных форм и методов обучения на уроках технологии повысят интерес учащихся к изучению предмету «Технология», усилят мотивацию познавательной деятельности, сделают процесс обучения более эффективным и качественным.

2. Основное содержание. Сущность и содержание проектного обучения

«Проект позволяет каждому учащемуся достичь

успеха в том, что он знает и умеет »

Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и я понял (Конфуций), так гласит древняя мудрость, которая очень четко характеризует технологию проектного обучения.

Прежде чем говорить о проектном обучении, необходимо раскрыть сущ­ность этого феномена. В настоящее время в педагогической науке накоплен бо­гатый материал по вопросам проектного метода образовательной деятельности, его структуре, содержании, основных функциях.

Так что же такое «проектная методика обучения»? Этимологически сло­восочетание "проектное обучение" восходит к термину проект, который был заимствован из латыни: причастие projectus означает «выброшенный впе­ред», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время можно насчитать огромное количество альтернативных определений данной категории, в том числе и применительно к образовательному процессу.

Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов и в журналистике, и на телевидении, и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Но это не означает возврата к опыту двадцатых-тридцатых годов, где познание строилось лишь на выполнении комплексных проектов.

Проекты в современном образовании используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Под проектом подразумевают план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.

Проект – э то самостоятельная, оригинальная работа, выполняемая учащимися в соответствии с избранной ими темой-проблемой и включающая в себя отбор, распределение и информатизацию материала. Результатом этой деятельности всегда должен быть какой-то материальный (стенгазета, брошю­ра, альбом, сценарий, изделия из текстильных и поделочных материалов, изделия из конструкционных и поделочных материалов, и др.) идеальный (радиопередача и др.) продукт.

Проект – (из опыта работы английских школ) завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей.

Проектирование - как метод познания окружающего мира способствует формированию целостной картины мира, глобального мышления, содействуют осознанию школьниками практической значимости теоретического материала, сообщаемого им в ходе преподавания различных дисциплин, развивает культуру мыслительной и проектно-прогностической деятельности. Благодаря этому знания превращаются из цели учебной деятельности, в средство самообразования и саморазвития школьников, основу преобразования окружающего мира.

В процессе обучения школьников элементам проектирования создаются оптимальные условия для интеллектуального, психофизического развития под­растающего поколения, формирования мировоззренческих подструктур лично­сти. Осуществляется включение молодежи в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование, удовлетворение их деятельностных, познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образова­ния и самообразования.

Проектный метод обучения – это совокупность таких приёмов и способов обучения, при которых учащиеся с помощью коллективной или ин­дивидуальной субъективно или объективно эвристической деятельности по са­модобыванию, отбору, систематизации и усвоению учебного материала по оп­ределенной теме или совокупности тем эффективно и творчески выполняют проектные задания или разрабатывают свои проекты.

Проектная методика – это:

а) система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и уме­ния в процессе решения проблемных ситуаций и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих проблемное содержание и творческий характер;

б) гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей в процессе создания материальных или идеальных продуктов в условиях сотрудничества со всеми субъектами учебного процесса.

В тоже время проектная методика характеризуется:

- высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, доказательства выбранных позиций, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за содержание и результаты своего труда;

- интеграцией естественно-математических, гуманитарных и технологических знаний;

- прагматичностью (полезностью) обучения;

- возможностью самореализации и саморазвития;

- креативностью;

- атмосферой учебного сотрудничества.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика,

Учебная программа, если последовательно применять этот метод, должна строиться как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач, от ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.

Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я смогу это применить» вот основной тезис современного понимания методов проектов.

Основу проектной методики по технологии составляет учебный технологический проектсамостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга), выполненное учащимися от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, под контролем и консультированием учителя.

Проектный метод обучения основывается на принципах педагогики сотрудничества, предполагая выполнение школьниками учебной работы не в условиях тотального контроля за каждым действием обучаемого, диктата и давления со стороны педагога, а в творческой атмосфере совместного решения актуальной для ребенка проблемы при сохранении за ним права самостоятельно проектировать и организовывать свою преобразовательную деятельность, ос-новываясь на собственных предпочтениях выбирать орудия труда и пути решения проблемы. Проекты выполняются не под назойливой опекой преподавателя, а вместе с ним. В этих условиях ученик и учитель превращаются в равноправных участников проектно-преобразовательной деятельности.

Педагог сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Это задача личностно-ориентированной педагогики. Иногда ее понимают как необходимость отказа от созданной Я. А. Коменским классно-урочной системы и в качестве альтернативы выдвигают известные с первой четверти века «даль-тон-план» или развившееся из него проектное обучение.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.

Проектное обучение выполняет следующие функции:

1. Воспитательная функция формирование нравственно-волевых качеств созидателя, творца.

2. Экстенсивная функция накопление, приобретение новых знаний.

3. Функция ориентирования определение себя в культуре, своего места в обществе.

4. Компенсаторная функция преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний.

5. Функция саморазвития совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.

6. Методологическая функция преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира.

7. Коммуникативная функция установление связей между науками, профессиями, возрастами.

8. Психологическая функция сохранение полноты бытия, чувства причастности к интеллектуальному движению человечества.

9. Сотворческая функция – с опутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее.

Структура и требования к реализации метода творческих проектов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: