Общие требования к учебным проектам.




Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

• оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, планкарта, постер, фильм, выставка, праздник и др;

• публично защищается (презентуется);

• должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;

• получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);

• представлен по необходимости в печатном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;

• оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);

• рассчитан на взыскательное читательское и зрительское восприятие содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

 

3. Вывод. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Это подлинное сотрудничество. На этапе защиты проекта учитель вообще может «отойти в сторону» и предоставить «экспертам», «ведущим» самим вести презентацию проектов различных исследовательских групп, организуя оппонирование, обсуждение, дискуссию. В этом случае учитель может быть лишь равноправным участником общего обсуждения представляемых и защищаемых результатов проведенных исследований. Эта часть – самая интересная в проектной деятельности. Вопросы учащиеся могут задавать любому участнику проектной группы, и каждый должен быть готов защищать общегрупповую позицию.

Следует отметить, что влияние проектного метода обучения на личност­ное и профессиональное развитие подрастающего поколения является много­плановым и многоаспектным, а результаты использования элементов проектности в учебно-познавательной деятельности школьников проявляются как на уровне отдельного индивидуума, так и на уровне детского коллектива в целом. Так, у школьников наиболее полно формируются такие качества личности как:

- развитость мышления (аналитического, технического и др.);

- уверенность в себе;

- целеустремленность;

- самостоятельность, независимость;

- самоуважение;

- адекватная самооценка;

- интерес к себе, к людям, к организации, к социально-экономической,

- политической и культурной жизни общества;

- интерес и способности к управлению, знание и умение использовать в

- практической деятельности психологии людей;

- ответственность за результаты и последствия своей деятельности, как дляокружающих людей, так и для природы и техносферы;

- умение предвидеть результаты деятельности;

- практичность;

- психофизиологическая устойчивость.

5. Экспериментальные исследования:

Педагогический эксперимент - метод педагогических исследований, при которых происходит активное воздействие на педагогические явления путём создания новых условий, соответствующих целям исследования.

1. Первым этапом проведения педагогического эксперимента стало, создание ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) в составе учителей технологии Кузнецова Сергея Николаевича, Семёновой Ольги Михайловны, Шуляковой Людмилы Станиславовны.

2. Определены экспериментальные площадки для проведения исследования это: МБОУ «СОШ № 19», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 57» города Брянска.

3. Проведение исследований влияния применения инновационных форм и методов обучения, на повышение мотивации обучающихся к изучению общеобразовательной области «Технология», Кузнецовым С.Н. МБОУ «СОШ № 19» влияние проектного метода обучения, Семёновой О. М. МБОУ «СОШ № 29» применение ИКТ, Шуляковой Л. С. использовние нетрадиционных форм проведения занятий по предмету технология.

4. Характеристика участвующих в эксперименте лиц: в каждом образовательном учреждении были созданы по 2 группы учащихся.

5. Экспериментальное исследование содержит несколько этапов:

- Выявление до учебного уровня отношение к учебным предметам (анкета № 1и № 2)

- Проведение этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (анкета № 3)

- Проведение контрольно-оценочного этапа экспериментальной работы

и подтверждение его результатов методами статистической обработки.

 

Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы показал, результативность применения инновационных форм и методов обучения учащихся общеобразовательной области «Технология».

 

 

6. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

10. Афанасьева Т.П., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и др. Всероссийские олимпиады школьников по технологии в 2007 г. М., АПК и ПРО, 2007.

11. В.Д. Симоненко Технологическая культура и образование.- Брянск:

Издательство БГПУ, 2001.- 214с.

12. Ганин Н.Б. «Компас -3D V7: Самоучитель.-М.:ДМК Пресс,2005.- 384 с.

13. Журнал «Школа и производство», №6, 2000-2009 г.

14. Обучение учащихся 5-11 классов проектной деятельности

Монография В.Д. Симоненко Москва 2005 г.-212 с.

15. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту

Методическое пособие МИОО Москва 2006г.- 23 с.

16. «Технология (технический труд) 7 класс»/ П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко под ред. В.Д. Симоненко, М.:Вентана-Граф, 2009 год..-160 с.

17. «Технология (технический труд) 8 класс»/ П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко под ред. В.Д. Симоненко, М.:Вентана-Граф, 2009 год..-180 с.

18. «Творческий проект учащихся 5-9 классов»/ под редакцией.

В.Д. Симоненко, Брянск.-238 с.

19. Хотунцев Ю.Л. Всероссийские олимпиады школьников по технологии в 2006 г. (номинация «Техника и техническое творчество»), М., АПК и ПРО, 2006

20. Ю.Л. Хотунцев О.А. Кожина методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2009/2010 учебном году, М 2009 г.-32 с.

21. Н.В. Матяш Иновационные педагогические технологии. Проектное обучение Москва, «Академия» 2011 год.-138 с.

 

6. Приложение № 1. Анкета для учащихся (отношение к учебным предметам) Заполни, пожалуйста, анкету. Напротив учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя:

необходимо (1 часть таблицы) или интересно (2 часть таблицы).

Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

Необходимые предметы

Предмет

Причина

Интересные предметы

Предмет

Причина

Ответы: Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»

1- Знание этого предмета необходимо для развития Экономики страны

2- Эта наука бурно развивается и играет большую роль в жизни общества

3- Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз

4- Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни

5- Этот предмет учит разбираться в жизни

6- Этот предмет считают значимым мои родители

7- Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор

8- Этот предмет будет в итоговом тестировании

II Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

1- Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях

2- Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности

3- Интересно выяснять причины событий

4- Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету

5- Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения и практические работы

6- Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними

7- Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и решать ее, проводить исследование

8- Интересно, т.к. учитель преподает необычно и этим привлекает учеников

9- Интересно, т.к. этот предмет дается мне легко

10- Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов

11- Интересно, т.к. по этому предмету легко получить хорошую оценку

12-
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет мыслить

Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам. Отношение школьника к учению выражается в активности:

-готовность выполнять учебные задания

-стремление к самостоятельной деятельности

-сознательность выполнения задания

-систематичность обучения

-стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность

-осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя,

Познавательная деятельность и самостоятельность школьников не отделимы.

Интерес - вечный двигатель мотивации. JI.C. Выготский сказал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем - либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило»

Приложение № 2. Анкета для учащихся (определение доминирующих мотивов учения)

- Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

- Хочу закончить школу и учиться дальше

- Понимаю, что знания мне нужны для будущего

- Хочу быть культурным, развитым человеком

- Хочу получать хорошие отметки

- Хочу, чтобы родители были довольны

- Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

- Хочу быть лучшим учеником в классе

- Хочу отвечать на уроках лучше всех

- Хочу занять достойное место в классе

- Мне нравится учиться

- Люблю узнавать новое

- Нравятся необычные и нестандартные уроки

- Нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

- Люблю уроки, на которых можно рассуждать

- Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои успехи

Мотивы обучения:

6. мотив долга и ответственности (1)

7. мотив самоопределения и самосовершенствования (2-4)

8. мотивы собственного благополучия (5-7)

9. мотивы престижности (8-10)

10. мотивы содержания учебной деятельности (11-13)

11. мотивы отношения к процессу учения (14-16)

Анкета для учащихся

(определение мотивации к предметам)

Отметь, пожалуйста, мотив к изучению преподаваемых в школе предметов: Предмет

Информатика, Экология, Технология, Физкультура, ОБЖ, Черчение, Музыка, Рус. Язык, Экономика, Обществознание, Математика;

Мотивы

12. Интересное содержание предмета

13. Интересное преподавание

14. Предмет имеет практическое значение

15. Уважаю учителя

16. Хотел бы получать дополнительные знания

 
 

 

Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей - основу составляющей успеха с волшебным словом «хочу» - можно только воспитывать.

 

рис.2

 

Такие графические представления позволяют выявить_сущность еще одного важного параметра - обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей.

Обучаемость определяется уровнем интереса к предмету и объемом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных навыков и психофизиологическими особенностями личности. Поэтому на обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры (рис.2)

Такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей - его обучаемость.

 

 

Приложение № 3. АНКЕТА(для учащихся)

Выбери 10 пунктов, которые лично тебе обеспечат на данный момент комфортные условия обучения и желание учиться в таких условиях.

1. поощрения учителя за хорошо выполненную работу.

2. порицания за ошибки.

3. учебно-познавательные игры.

4. демонстрация видеофильмов и опытов.

5. задания, которые получаются.

6. свободный выбор заданий.

7. учитель считает меня личностью.

8. содержания задач и вопросов взяты из реальной жизни.

9. учитель учитывает мои интересы.

10. на уроке я сама разбираюсь с проблемами.

11. учитель не использует много непонятных слов.

12. я могу действовать на уроке разными способами.

13. мне можно придумывать что-то новое.

14. много таких заданий, где нужна смекалка.

15. мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе.

16. мы говорим о людях, которые мне интересны.

17. ученики на уроках могут помогать друг другу.

18. успех всех зависит от успеха каждого.

19. мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на оценку друга.

20. меня информируют об обязательных результатах обучения.

21. мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке.

22. учитель дает мне задания, которые сразу не получаются.

23. я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками.

24. работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность.

25. на этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я сам отвечаю за результаты учения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: