Одной из главных составляющих системы управления доходами предприятия, обеспечивающей многие приоритеты экономического развития, является ценовая политика. Она оказывает значительное влияние на объемы деятельности и финансовое состояние предприятия, формирование его имиджа, конкурентоспособность. Коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования. Разработка ценовой политики предполагает определение целей, которых предприятие собирается достичь с помощью установления цен на товары (максимизация рентабельности продаж, увеличение темпов роста объемов продаж, сохранение положения или завоевание лидерства на рынке и др.). При установлении цены учитывают многие факторы, такие как конъюнктура рынка, уровень потребительского спроса, его эластичность, качество и потребительские свойства товара, уровень торгового обслуживания покупателей, уровень цен конкурентов, мерк государственного регулирования ценообразования и другие. Для оптимизации ценовой политики предприятия необходимо применение различных ценовых стратегий, варьирование ими в зависимости от изменяющейся рыночной ситуации. Применяемая торговыми предприятиями ценовая политика должна способствовать укреплению их положения на рынке, улучшению конечных финансовых результатов деятельности, достижению намеченных целей развития.
Формирование доходов предприятия непосредственно зависит от порядка ценообразования. Основным источником доходов от реализации на предприятиях торговли является торговая надбавка к цене, по которой приобретается товар. Розничная цена товара включает следующие элементы:
|
• цена закупки на товары на предприятиях торговли;
• торговая надбавка на предприятиях торговли;
• НДС.
Предприятия торговли самостоятельно устанавливают розничные цены. При этом основная часть цены (цена закупки) формируется производителем или поставщиком, а размер торговой надбавки устанавливается самими предприятиями торговли. Следовательно, именно торговые надбавки, а не цена в целом являются предметом их ценовой политики. Следует отметить, что свобода предприятий в установлении цен и торговых надбавок ограничена. Нижним пределом изменения цены является цена приобретения товара, а верхним - цена спроса покупателей.
Размер надбавок рассчитывается с учетом их назначения и конъюнктуры рынка. Торговая надбавка предназначена для возмещения текущих затрат (издержек обращения предприятий торговли) и образования прибыли. Общий размер торговой надбавки зависит от формы товародвижения. В случае наличия посредника торговые надбавки производят как оптовые, так и розничные предприятия.
Чрезмерно высокие размеры торговых надбавок приводят к завышению розничной цены товара, а, следовательно, к уменьшению спроса и количества покупателей. С другой стороны, занижение размера надбавок на товары может повлечь за собой снижение рентабельности и ухудшение финансового состояния торгов предприятия.
Следовательно, элементами торговой надбавки являются уровень издержек обращения и рентабельность продаж (уровень прибыли).
Торговые надбавки устанавливаются в процентах к цене приобретения товара без НДС.
|
Размеры торговых надбавок могут быть едиными для предприятия или дифференцированными по группам товаров, так как издержкоемкость и условия реализации их разные. При установлении размера торговых надбавок необходимо учитывать ряд факторов: соотношение спроса и предложения, условия хозяйственной деятельности предприятия; его положение на рынке и другие.
Необходимо отметить, что органы местной исполнительной власти могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельной их величины на некоторые социально значимые товары (хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, молоко и молочные продукты и др.). При определении размеров торговых надбавок могут быть использованы различные методы и модели (ориентация на текущие затраты, целевую прибыль, конъюнктуру рынка и другие). Выбор метода обоснования размера торговых надбавок (наценок) зависит от ценовой политики предприятия.
Таким образом, в процессе экономического обоснования торговой надбавки необходимо учитывать, что торговая надбавка (ТН) - это основной источник дохода и предназначена для покрытия расходов (издержек) и получения прибыли. Торговая надбавка (ТН) устанавливается в % к отпускной цене изготовителя без НДС. Издержки обращения и прибыль, как составные элементы торговой надбавки устанавливаются в % к розничной цене.
Расчет можно представить следующим образом:
1. % ТН к розничной цене = Уровень издержек по плану % + Уровень прибыли по плану % = (Ур.И.О. + Ур. пр.)= Уровень дохода%
2. % торговой надбавки к отпускной цене без НДС = (Ур.И.О. + Ур. пр.) / 100% - (Ур.И.О. + Ур. пр.) * 100%.