Вопрос 2. Обоснование торговых надбавок в розничной торговле




 

Одной из главных составляющих системы управления доходами предприятия, обеспечивающей многие приорите­ты экономического развития, является ценовая политика. Она оказывает значительное влияние на объемы деятельнос­ти и финансовое состояние предприятия, формирование его имиджа, конкурентоспособность. Коммерческий успех любо­го предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования. Разработка ценовой политики предполагает определение целей, которых пред­приятие собирается достичь с помощью установления цен на товары (максимизация рентабельности продаж, увеличение темпов роста объемов продаж, сохранение положения или за­воевание лидерства на рынке и др.). При установлении цены учитывают многие факторы, такие как конъюнктура рынка, уровень потребительского спроса, его эластичность, качес­тво и потребительские свойства товара, уровень торгового обслуживания покупателей, уровень цен конкурентов, мерк государственного регулирования ценообразования и другие. Для оптимизации ценовой политики предприятия необходимо применение различных ценовых стратегий, варьирование ими в зависимости от изменяющейся рыночной ситуации. Приме­няемая торговыми предприятиями ценовая политика должна способствовать укреплению их положения на рынке, улучше­нию конечных финансовых результатов деятельности, дости­жению намеченных целей развития.

Формирование доходов предприятия непосредственно за­висит от порядка ценообразования. Основным источником до­ходов от реализации на предприятиях торговли является тор­говая надбавка к цене, по которой приобретается товар. Розничная цена товара включает следующие элементы:

• цена закупки на товары на предприятиях торговли;

• торговая надбавка на предприятиях торговли;

• НДС.

Предприятия торговли самостоятельно уста­навливают розничные цены. При этом основная часть цены (цена закупки) формируется производителем или поставщи­ком, а размер торговой надбавки устанавливается самими предприятиями торговли. Следовательно, именно торговые надбавки, а не цена в целом явля­ются предметом их ценовой политики. Следует отметить, что свобода предприятий в установлении цен и торговых надбавок ограничена. Нижним пределом изменения цены яв­ляется цена приобретения товара, а верхним - цена спроса покупателей.

Размер надбавок рассчитывается с учетом их назначения и конъюнктуры рынка. Торговая надбавка предназначена для возмещения текущих затрат (издержек обращения предприятий торговли) и образования прибыли. Общий размер торговой надбавки зависит от формы товародвижения. В случае наличия посредника торговые надбавки производят как оптовые, так и розничные предприятия.

Чрезмерно высокие размеры торговых надбавок приводят к завышению розничной цены товара, а, следовательно, к уменьшению спроса и количества покупателей. С другой стороны, занижение размера надбавок на товары может повлечь за собой снижение рентабельности и ухудшение финансового состояния торгов предприятия.

Следовательно, элементами тор­говой надбавки являются уровень издержек обраще­ния и рентабельность продаж (уровень прибыли).

Торговые надбавки устанавливаются в процен­тах к цене приобретения товара без НДС.

Размеры торговых надбавок могут быть едиными для пред­приятия или дифференцированными по группам товаров, так как издержкоемкость и условия реализации их разные. При установлении размера торговых надбавок необходимо учиты­вать ряд факторов: соотношение спроса и предложения, усло­вия хозяйственной деятельности предприятия; его положение на рынке и другие.

Необходимо отметить, что органы местной исполнительной власти могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельной их величины на некоторые социаль­но значимые товары (хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, молоко и молочные продукты и др.). При определении размеров торговых надбавок могут быть использованы различные методы и модели (ориентация на текущие затраты, целевую прибыль, конъюнктуру рынка и другие). Выбор метода обосно­вания размера торговых надбавок (наценок) зависит от ценовой политики предприятия.

 

Таким образом, в процессе экономического обоснования торговой надбавки необходимо учитывать, что торговая надбавка (ТН) - это основной источник дохода и предназначена для покрытия расходов (издержек) и получения прибыли. Торговая надбавка (ТН) устанавливается в % к отпускной цене изготовителя без НДС. Издержки обращения и прибыль, как составные элементы торговой надбавки устанавливаются в % к розничной цене.

 

Расчет можно представить следующим образом:

1. % ТН к розничной цене = Уровень издержек по плану % + Уровень прибыли по плану % = (Ур.И.О. + Ур. пр.)= Уровень дохода%

2. % торговой надбавки к отпускной цене без НДС = (Ур.И.О. + Ур. пр.) / 100% - (Ур.И.О. + Ур. пр.) * 100%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: