Современное состояние применения информационных технологий в образовании




Повышение эффективности использования вычислительной техники в процессе обучения

Васин Борис Иванович

Особая роль в процессе внедрения и использования информационных технологий (ИТ) принадлежит образовательной системе - основному источнику квалифицированных кадров. Одним из главных потребителей информационных технологий является система среднего образования, как базовая среда роста качества системы высшего образования.

Современное состояние применения информационных технологий в образовании

Компьютеры мало используются для подготовки и проведения занятий и методических пособий или не используются совсем. Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процесс уже ни у кого не вызывает сомнения. В целом, в образовательных учреждениях довольно много компьютеров, хотя зачастую и устаревших. Однако, эффективность их использования в учебном процессе крайне мала. В основном они используются как "печатная машинка" с возможностью хранения и корректировки разнообразных текстов и в виде учебного пособия на уроках информатики.

Низкая эффективность использования ВТ в процессе обучения отчасти является следствием низкого уровня компьютерной грамотности преподавателей.

У преподавателей накоплено большое количество материалов, но они не являются доступными. Как правило, те преподаватели, которые используют ВТ для подготовки занятий, лекций, работают индивидуально, а не накапливают все материалы в единой базе данных школы, ВУЗа и т.д. Таким образом, масса полезных методических и учебных материалов, которые можно было бы использовать для повышения качества образования, улучшения методической базы, накапливается на локальных жестких дисках преподавателей.

Подготовка интерактивных занятий с применением компьютеров удел энтузиастов-программистов, которых среди преподавателей мало. Подготовка учебных курсов занимает огромное количество времени и средств. Преподаватель ЗНАЕТ методику преподнесения материала обучаемым, но не может это сделать с применением компьютера, т.к. отсутствует удобная и простая в использовании среда подготовки занятий преподавателями.

Чтобы получить качественный конечный продукт, специалист в той или иной предметной области (основной автор) вынужден сотрудничать с профессиональными программистами, профессиональными психологами, и т.д. Эффективность получаемых в результате программ может быть высокой лишь при условии, что все "соавторы" примерно в равной степени профессиональны, ответственны, добросовестны и т.п., а обеспечить такое сочетание посложнее, чем отыскать одного автора, способного написать хороший учебник.

Необходимо простое в применении инструментальное средство, которое поможет преподавателю самостоятельно создать полноценную обучающую программу без какого-либо вмешательства программистов.

Ученик является пассивным участником компьютерного урока. Он не может создавать и обновлять учебный материал совместно с преподавателем.

В существующих обучающих компьютерных курсах отсутствует обратная связь с преподавателем. База данных не пополняется и не обновляется.

В компьютерных уроках необходимо обеспечить обратную связь от ученика к преподавателю, что поможет не только повышать качество полученных учениками знаний, но и дополнять сам курс новыми материалами и методиками, повышать творческую инициативу учащихся.

Нет инструментальной среды, не зависящей от области знаний, с удобным пользовательским интерфейсом для подготовки занятий без использования программирования. Основная масса существующих обучающих программ оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что при их разработке не всегда привлекают преподавателей-методистов, делая упор на качество графики, специальные эффекты и качество программирования. Развитие вычислительной техники, появление мультимедиа и инструментальных пакетов позволяет в настоящее время создавать обучающие компьютерные программы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, повышая тем самым уровень освоения материала и мотивацию к обучению.

Учебные материалы разбросаны по учебным заведениями и не объединены одной доступной базой данных.

Преимущества обмена образовательной информацией между школами, ВУЗами и другими учебными заведениями не используются.

Нет единых стандартов обмена информацией между учебными заведениями.

Подготовкой продаваемых учебных CD-ROM, занимаются не преподаватели, а на основе предоставленных материалов, команды программистов.

В этих курсах крайне ограниченная функциональность и интерактивность, а также отсутствует обратная связь с преподавателем. Этот процесс крайне трудоемок и дорог и программы, как правило, устаревают уже при выходе на рынок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: