Формирование познавательных УУД
Средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Воробьёва Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МАОУ Школы «Перспектива» г. Томска
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
В настоящее время вырос поток информации, поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками информации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого необходимо вооружить ученика именно познавательными УУД.
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в разных источниках информации, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Организовать целенаправленную работу поформированию познавательных универсальных учебных действий позволяет УМК «Перспективная начальная школа». Комплект дает ученику возможность освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Содержание учебного материала УМК «Перспективная начальная школа» даёт возможность сформировать у учащихся умения самостоятельно работать с разными источниками информации. На уроках создаются условия для применения словарей при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Ученики знакомятся с пятью видами словарей: толковый, обратный, словарь «Произноси правильно», словарь «Пиши правильно», словарь происхождения слов. В 3 классе добавляется словарь устойчивых выражений. Есть специфические (специализированные) словари в конце учебника математики и окружающего мира.
|
Материал в учебниках рассчитан как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу.
Отличительной чертой комплекта УМК «Перспективная начальная школа» является продуманная система по формированию общеучебных УУД, которые относятся к познавательным универсальным учебным действиям. В УМК создана единая система условных обозначений, система перекрёстных взаимных ссылок между учебниками, присутствие единых сквозных героев (брата и сестры). Они помогают обучаться школьникам, создавая проблемные ситуации, предлагая решения, сомневаясь в их правильности. В учебнике продумана внешняя интрига, которая сопровождает детей на протяжении всех четырёх лет.
Учебники данного комплекта – это самоучитель для ребёнка. Вся методика проведения уроков заложена в учебниках. Дети смотрят в оглавление, отвечают на вопросы, открывают словари, изучают тему, делают выводы. Учитель направляет работу детей, координируя их действия, даёт детям в руки инструмент – учебник и учит с ним работать.
|
В УМК «ПНШ» организована специальная работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками. Показателями сформированности информационной компетентности является умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также переводить информацию из одного вида в другой.
Например, Работа с информацией:
· Механизмы работы с одним источником информации:
ü работа с элементарными инструментами (рамка, лупа); (Литературное чтение 2кл.ч.2)
ü система ориентирования в учебной книге (содержание и оглавление; условные обозначения); (Литературное чтение 1кл.ч.1: с.6,25,30)
ü работа с таблицами; (Математика 2 кл.ч.1: с.29, математика 3кл. ч.1: с.30)
ü система маркирования; (смысловое маркирование значимых фрагментов текста) (Литературное чтение 1 кл.ч.1: с.58)
ü работа со схемами. (Математика 1кл.ч.1)
· Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта:
Система работы с учебными словарями русского языка:
ü Орфографический («Пиши правильно»)
ü Толковый («Толковый»)
ü Орфоэпический («Произноси правильно»)
ü Этимологический («Происхождения слов»)
ü Грамматический («Обратный») (Русский язык 4 кл.ч.1: с.89,94)
ü Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса)
ü Словообразовательный (с 4-го класса)
· Механизмы работы с несколькими источниками информации вне комплекта:
|
ü Система работы с библиотечными фондами (Литературное чтение 3кл.ч.1: с.72)
ü Система работы с Интернетом (Окружающий мир 2кл. ч.1: с.121)
ü Система работы с живописными и музыкальными произведениями (Литературное чтение 3кл. ч.1:с.8,9)
Каждый предмет в УМК «Перспективная начальная школа» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД.
Русский язык
Познавательные УУД – работа с информацией | |||
Что формируют | Пример | Комментарии | |
Формирование умения искать информацию по учебным словарям. | Данное задание позволяет ученику найти информацию в словаре по заданному параметру. | ||
Обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Данное задание позволяет ученику найти информацию, опираясь на данные из таблицы. | ||
Поиск и выделение необходимой информации | Данное задание позволяет ученику найти информацию в словаре для формирования грамотного письма. | ||
Понимание и преобразование информации. | На примере данного задания, ученик наблюдает за образованием окончаний в словах. | ||
Познавательные УУД - логические | |||
Умение подвести под понятие | Данное задание позволяет подвести ученика под понятие «части речи» сформулировав тему урока. | ||
Умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное | На примере данного задания ученики научатся сравнивать, анализировать и выделять общие признаки. | ||
Познавательные УУД - общеучебные | |||
Умение ставить, формулировать и решать проблемы. | Данное задание способствует развитию у обучающихся умения ставить и решать проблемы, выстраивая логические цепочки. | ||
Математика
Владеть общими приёмами решения задач. | Данные задания формируют умение выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек, указателей и др.), рисунков, схем. | |
Выполнять задания на основе рисунков и схем. | Данное задание даёт возможность ученику выбирать наиболее рациональные способы решения. | |
Выполнять задания на основе рисунков и схем. | Данное задание даёт возможность ученику выбирать наиболее рациональные способы решения. | |
Строить объяснение в устной форме по предложенному плану. | Данное задание даёт возможность ученику пользоваться планом для построения своего ответа. |
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД можно использовать следующие методики:
1.Фиксация развития УУД методом наблюдения в ходе учебно-воспитательной деятельности (1 класс (1-3 четверть)
2.Проба на определение количества слов в предложении (1 класс конец года)
3.Методика «Кодирование» (2 класс)
4.Методика «Нахождение схем к задачам» (3-4классы)
Таким образом, формируя познавательные УУД я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.