Развитие пожарной охраны в 20в




 

Как в городах, так и в сельской местности России характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров. Выделяемые земскими управами пожарные насосы снабжались ограниченным количеством рукавов. Это приводило к тому, что на пожарах техника не могла использоваться из-за удаленности от водоисточника. Вопросы водоснабжения городов и сел не были разработаны (водопроводная сеть в начале XX века имелась в 215 городах). К тому же были случаи засыпки пожарных водоемов санитарной службой.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей.

После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими - порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию. Изданные около 50 лет назад, они совершенно устарели и не отражали действительной картины. Например, в Москве в 1911 году действовало штатное расписание, утвержденное в 1823 году.

Министерство внутренних дел предпринимало попытки изменить сложившееся положение путем издания особенных временных правил. На их основании в большинстве случаев удовлетворялись ходатайства городов о передаче пожарных команд в их ведение, но за полицией оставлялось право руководства на пожарах и контроль за состоянием команд. Такой подход оказал положительное влияние на развитие пожарной охраны. В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде власти, например, изыскали средства на устройство электрической сигнализации; в Архангельске, Николаеве, Курске и других городах - на создание новых пожарных частей. Пожарные обозы стали пополняться более совершенными паровыми насосами и т.п. В ряде населенных пунктов, где не имелось пожарных формирований, население активно принимает участие в их организации. Характерен пример села Шельбово Ивановской губернии, в котором пожар 1907 года уничтожил 87 домов. На сельском сходе в 1912 году жители избирают правление команды, строят депо, на собранные деньги приобретают пожарный обоз. Ежедневно от дома к дому в качестве напоминания переставляется "дежурная доска", увидев которую хозяева знали, что пришла их очередь нести вахту в депо. Эта традиция сохранялась в селе многие десятилетия. Тем не менее обстановка с пожарами продолжала оставаться сложной. Для выяснения причин, принятия надлежащих мер, Государственная Дума в марте 1910 года признала необходимым образовать в своей структуре комиссию по борьбе с пожарами в составе 23 депутатов. По мнению депутатов Думы, главными причинами пожаров являются, отсутствие в законе определенных требований о принятии со стороны земства и городов, противопожарных мер; неудовлетворительное состояние градостроительства; незначительные ассигнования со стороны земских и городских учреждений на борьбу с пожарами. Ежегодный расход на противопожарные меры в России составлял 5 млн. руб., из которых половина приходилась на Санкт-Петербург, Москву и некоторые крупные города, а половина - на 1000 городов и сельскую местность.

декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы под. готовила четыре законодательных предложения.

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать под разделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А.Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: "О пожарном уставе" и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии". Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности включены были и специалисты пожарной охраны. Однако новый закон не устанавливал строгих норм по освещению, вентиляции, противопожарным разрывам, использованию строительных материалов и прочему.

Поднимаемые законодательными органами и общественностью вопросы борьбы с огнем требовали более активного участия государственных структур. С учреждением в 1894 году в составе Министерства внутренних дел страхового комитета и отдела, а затем в 1904 году совета и Главного управления по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета и Отдел страхования и противопожарных мер главного управления. Не располагая достаточными штатами (по пожарному делу имелось 2 сотрудника), точными сведениями об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции. Это побудило министерство в ноябре 1916 г. усилить личный состав отдела страхования и противопожарных мер.

В декабре 1916 года пожары на фабриках и заводах, вы пускающих военную продукцию, приняли массовый характер. Попытка в законодательном порядке решить вопрос об организации проверок этих предприятий и создать при от деле страхования и противопожарных мер МВД специальную комиссию успеха не имела. Дальнейшие шаги в этом направлении связаны с работой комиссии при морском министерстве под руководством П.К.Яворовского, попытавшейся скоординировать усилия всех министерств в области пожарной безопасности.

В начале 1917 года один из видных организаторов пожарного дела в России Ф.Э.Ландезен так оценивал сложившуюся ситуацию: "Полная неопределенность нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределенность, многовластие и путаница..."

апреля 1918 года советским правительством издан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем".

году создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагается осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

марта 1923 года в Москве открывается первая Всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы - пожарные из городов России, а также делегации Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

году для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты создается Пожарно-испытательная лаборатория.

году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория, ставшая впоследствии Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО). Благодаря ее работе Россия стала родиной пенного тушения.

году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны, создается Главное управление пожарной охраны, где складывается единая система Государственного пожарного надзора.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пожарные помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города.

Более 2000 пожарных отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем блокадный Ленинград.

ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись защищать город.

году московским пожарным объявлена благодарность за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.

году пожарная охрана Ленинграда награждена орденом Ленина.

В 1947 году орденом Ленина награжден Московский пожарный гарнизон.

году согласно Указа Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сегодня ведется работа по внесению изменений и дополнений в ранее принятые нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с тем, чтобы привести их в соответствие с требованиями законодательства.

 

Особенности службы

 

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

Только в московской команде в 1912 году пострадало более 34 процентов личного состава пожарных. Такая же кар тина была характерна и для других городов. Пожарные за свой счет страховались в обществе "Голубой крест", чтоб; в случае увечья получить единовременное пособие. Исключение составляли брандмайоры и брандмейстеры, которым пособие выплачивала городская казна.

Дисциплина была палочной. За малейшие провинности наказывали розгами, назначали вне очереди в наряды, лишали увольнения. Но несмотря на низкую зарплату, тяжелый быт, в пожарной охране продолжали развиваться боевые традиции - самоотверженность, готовность в любую минуту придти на помощь. "Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой", - так писал В.Гиляровский об этих людях.


Заключение

 

Зарождение пожарной охраны на Руси начинается при Иване III, когда принимаются первые нормативные акты в сфере пожарной безопасности и берет свое начало служба пожаротушения. Если древнерусские правовые акты ("Русская Правда", "Псковская судная грамота", "Судебник" 1497 г.) содержали законодательные меры только в отношении поджигателей, то предпринятые Иваном III инициативы являли собой превентивную систему противопожарной безопасности на Руси, поскольку основной причиной большинства пожаров была беспечность населения при обращении с огнем. Необходимо было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. Впервые появляются своеобразные контрольно-пропускные пункты ("решетки" и "рогатки") с соответствующим персоналом, перед которыми стояла специальная задача -профилактика пожаров и недопущение умышленных поджогов. Однако и решеточных приказчиков, и сторожей при рогатках нельзя отнести к профессиональным пожарным - это были обывательские формирования, несшие повинность, а, следовательно, не знавшие глубоко специфику противопожарной деятельности. Главным способом борьбы с огнем были снос ближайших к очагу пожара строений и попытка залить его водой.

В начале XIX в. защита от пожаров принимает более масштабный и планомерный, характер. С учреждением Министерства внутренних дел начинается? процесс создания профессиональных подразделений по борьбе с пожарами сначала в С.-Петербурге и Москве, а затем в др)тих городах Российской империи, входящих в структуру ведомства. Предпринятые властями меры для развития пожарного дела носили, безусловно, прогрессивный характер: имея; постоянных, закрепленных за огнегасительными снарядами лошадей, пожарный обоз прибывал на пожары значительно быстрее, а подготовка в северной столице специалистов по техническим средствам пожаротушения для губерний и комплектование штатов пожарных команд в соответствии с местной спецификой, а также размещение их в специально оборудованных помещениях, приближало устройство пожарной службы в губерниях к более высокому, профессиональному уровню. Этапным моментом развития пожарной охраны России середины XIX в. стало утверждение "Нормальной табели составу пожарной части в городах", которая упорядочила организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей для городов.

С принятием 17 июня 1870 г. "Городового Положения", вводилось новое городское самоуправление, в сферу главных направлений деятельности которого относилось и "попечение о пожарной части". Пожарные команды переходили на содержание городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции. Позднее начинают учреждаться общественные пожарные команды, финансируемые из местного бюджета и полиции уже не подчинявшиеся, а также другие добровольные формирования.

К 1917 г. в Российской империи сложилась достаточно развитая система взаимодействия государственных структур, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение пожаров. Не всегда профилактика и пропаганда мер пожарной безопасности давали ожидаемые результаты, однако активные действия различных организаций и отдельных лиц, ставивших проблемы пожарной безопасности перед обществом и попытавшим их разрешить, были очевидны. К тому же внимание представителей высших слоев к этим проблемам в лице "Императорского Российского пожарного общества" и "Общество Голубого Креста", способствовало повышению престижности профессии пожарного, а также осознанию населением важности всего комплекса мер пожарной безопасности.

Новые территории, присоединенные к Югу России в конце XVIII в., в частности Черномория, выделялись своей спецификой управления, геополитическим расположением, военной и экономической значимостью. Создание и совершенствование деятельности противопожарных формирований в Черноморском казачьем войске являлось важной сферой общественной безопасности, требующей повседневного внимания и участия не только Войсковых властей, но и жителей региона. В' 1802 г. в Екатеринодаре была образована штатная пожарная команда для несения караульно-пожарной службы и оказания помощи населению при пожарах, которая находилась в ведении Полицейской экспедиции, однако никаких пожарных инструментов не имела. 17 мая 1825 г. она получила весь скромный по тому времени арсенал технических средств для тушения пожаров и с этого времени начинается отсчет истории пожарной охраны Кубани. В сельских местностях региона надзор за предупреждением и тушением пожаров'осуществляли земские сыскные начальства округов, в ведении которых находились куренные атаманы, вместе с выборными десятскими отвечающие за противопожарную безопасность и организацию пожаротушения во вверенных им станицах. Скромный бюджет Черноморского войска не позволял изыскивать материальные средства на приобретение противопожарных инструментов в полном объеме и подготовку специалистов в Москве, однако, тем не менее, к концу 1850-х годов в регионе функционировали две городские пожарные команды (Екатеринодарская и Ейская) со всем необходимым пожарным инвентарем и строениями, а в станицах, в случае необходимости, комплектовались пожарные команды или из числа полицейских служителей, или из числа местных жителей, при обязательном наличии нехитрых огне-гасительных средств.

В начале XX в. увеличивается штатная: численность пожарной команды Екатеринодара, а с ней - и ее содержание, учреждаются еще два: отделения в отдаленных районах города. В этот период наблюдается тенденция к, снижению числа пожаров вплоть до революций 1917 г. и Гражданской войны, когда эти показатели резко повысились, что вполне объяснимо. С приходом Советской власти на Кубань начинается новая эпоха в развитии пожарной службы региона на основе заложенных узаконений и традиций.

 


Список литературы

 

1. Артузи H.A. Беседа пожарного: Сборник бесед по "истории пожарного дела" и "пожарной тактике". Самара, 1926.

2. Бабенко А.М. Формирование государственной системы пожарной безопасности в дореволюционной России: По материалам Курской губернии: Дис. канд. ист. наук. Курск, 2005.

3. Бернадацци А.И. Беглый взгляд на прошлое и настоящее пожарного дела. - Одесса, 1885.

4. Бородин Д.Н. Международный Пожарный Конгресс. СПб., 1912.

5. Бородин Д.Н. Пожарная реформа (проект законодательного предложения). СПб., 1913.

6. Бородин Д.Н. Пожарное дело в царствование дома Романовых (1613- 1913).-СПб., 1913.

7. Брушлинский H.H. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. - М., 1998.

8. Воронцов И. Служба с огоньком // Трибуна. 2008. - № 23.

9. Голубев С.Г., Зильбсрштейи Ф.Б., Савельев П.С. Пожарное дело в; СССР. -М, 1968;

10.Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987.

11.Савельев А. "Пожарный" юбилей // Аргументы и Факты-Юг. - 2010

12.Савельев П.С. Пожарные добровольцы России (к 100-летию ВДПО)

13.Савельев П.С., Голубев С.Г., Зильберштейн Ф.Б. Пожарное дело в СССР

14.Черных В.В. История пожарного дела (1800-1990-е гг.): Монография. Иркутск, 2000.

15.Чехов А.П. Исторический очерк пожарного дела в России. СПб., 2002.

16.Шапиро Л.А. Пожарная охрана в прошлом и настоящем. - М., 2008.

17.Шапиро Л.А. Пожарные в прошлом и теперь. - М., 1937.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: