Р а з д е л 1
ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫИ ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Глава 1
РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
Использование огня первобытным человеком было величайшим открытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что оно, кроме добрых начал, несет и начала недобрые.
Огонь принес человеку тепло и горячую пищу. Но постепенно становилось ясным, что в некоторых условиях он является причиной неисчислимых бедствий – пожаров. Постепенно формировалось сознание, что необходимо тушить пожары. И, наверное, постепенно на опыте можно было понять, что антагонистом огня является вода. Она и до сих пор является основным огнетушащим веществом.
Развитие пожарной техники
На протяжении многих веков создавались различные устройства для тушения пожаров водой. В приводимой ниже табл.1.1 ориентировочно указаны периоды, когда были созданы различные средства пожаротушения.
Таблица 1.1
№ п/п | Периоды, годы | Наименование устройств и машин для тушения пожара |
Около 200 лет до НЭ Начало ХV века Начало XVI века Середина XIXвека Начало ХХ века (1920…30 гг.) После 1931…1932 гг. | Пожарный насос. Двухплунжерный Водяные пушки Пожарные трубы. Двухплунжерные поршневые насосы, заливные Пожарные напорные рукава, сшиваемые из парусины Всасывающие рукава Напорные рукава без шва из естественных волокон Паровые трубы, бензомоторные трубы, пожарные автомобили Пожарные машины АМО Ф-15, ЯГ-4, ЯГ-10 Создание пожарных автомобилей на шасси грузовых автомобилей Горьковского автозавода (ГАЗ) и завода им.Сталина (ЗИС), позже переименованного в завод им.Лихачева (ЗИЛ) |
Неизвестно, был ли применен первый пожарный насос для тушения пожара. Можно утверждать, что уровень промышленности, по-видимому, не позволил его реализовать. И только, приблизительно, через 15…16 столетий начали применять водяные пушки (рис.1.1).
|
Рис.1.1. Принципиальная схема водяной пушки
1 – цилиндр (труба); 2 – плунжер; 3 – шток
Они предшственники современных одноплунжерных (однопоршневых) насосов. Их изготовляли из дерева или меди. Для их применения предписывалось всем хозяевам домовладений иметь несколько таких водяных пушек. Они имели два недостатка: малая подача воды и прерывистость ее подачи.
Двухплунжерные насосы, их называли пожарными трубами, благодаря клапанной коробке и воздушному шару обеспечивали равномерную подачу воды (рис.1.2).
Рис. 1.2. Пожарная труба
1 – заливной ящик; 2 – клапанная коробка; 3 – шар; 4 – труба (цилиндр); 5 – шток;
6 – коромысло; 7 – подача воды по трубе: а – суммарная подача от шара
Эти насосы были переносными, а затем устанавливали на конные ходы. Для обслуживания одной такой заливной трубы назначались команды до 50 человек. Из них 12 человек были качальщики, 8 человек обслуживали рукава и стволы и 30 человек подносили воду.
При наличии всасывающих рукавов состав команды уменьшался. Подачи воды были небольшими. При диаметре цилиндра трубы 5 ¾" 15-20 качальщиков при частоте качаний в одну минуту подавали до 30 ведер воды (6,25 л/с).
Следующим этапом развития средств тушения пожаров было создание паровых пожарных труб (рис.1.3).
В таких паровых трубах в качестве источника энергии использовались паровые машины. Воду подавали поршневыми насосами. Были созаны машины мощностью 15…40 лс (11…30 кВт). На них применялись по 2-3 поршневые насоса для подачи воды и привода каждого поршневого насоса. При мощности паровой машины 40 лс (29,5 кВт) можно было подавать воду до 38 л/с.
|
Трубчатые котлы таких машин вмещали 6…8 ведер воды (одно ведро 12, 299 л), создавая давление пара до 15 атм, что обеспечивало подачу воды на расстояние до 55…65 м. масса этих машин была в пределах 1,5…2,2 т. К месту пожара ее привозили лошадьми.
Принципиально новыми машинами подачи воды на тушение пожаров были бензомоторные трубы. В этих машинах впервые были применены коловратные или центробежные насосы с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Первоначально они были переносными, а затем устанавливалось на колесные ходы, транспортируемые лошадьми, а позже на шасси легковых автомобилей.
Российские инженеры и мастера внесли немалый вклад в развитие пожарного дела. Так, в 1779 г. Мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и был награжден медалью Российской Академии наук. В 1809 г. Механик К.В.Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Санкт-Петербурге и был награжден медалью «За полезное». К сожалению, эти изобретения не были реализованы.
Вода долгие годы оставалась единственным монопольным огнетушащим веществом. Развитие нефтедобывающей и других отраслей промышленности также сопровождались пожарами. Стало необходимым разрабатывать новые огнетушащие вещества. Российские инженеры обосновали направления развития новых огнетушащих веществ, приводимых в табл.1.2.
|
Таблица 1.2
Огнетушащие вещества | Краткая характеристика | Авторы предложений | Дата |
вода пена | Подача компактными струями Подача тонкораспыленными струями Температурно-активированная вода | На основании опыта Вермишев А.И. Роенко В.В. Пряничников В.А. | - |
Вода с пенообразователями различного назначения Пена различной кратности | Лоран А.Г. | ||
порошок | Порошки инертные (SiO2) Порошки различного химического состава | На основании опыта Ляпунов Д. | - |
газ | Инертные газы (СО2, N2) Отработавшие газы газовых турбин с подачей воды | Шумлянский П. Колеснок-Кулевич М. | |
Создан образец инженерами г.Грозного |
Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном поршневыми насосами (пожарными трубами), устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 году в России было около 10000 поршневых насосов и 160 паровых пожарных труб. Все они производились в России.