Класс – 5 а, б
Дата – 06.04.15
Тема - «Синоптические карты».
Цели урока: 1. Формирование знаний о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, типах погоды и ее предсказаниях; знакомство с синоптическими картами.
2. Формирование умений анализировать синоптические карты, делать прогноз погоды своей местности, используя приборы.
3. Развитие умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.
Воспитание экологического мышления.
Оборудование: барометр, термометр, гигрометр, мультимедийный проектор, компьютерная техника, диск «Планета Земля. Часть II. 6класс», синоптическая карта и карта тепловых поясов Земли в электронном виде, физическая карта мира, географический атлас 6 класс, презентация с таблицами и картами, диски с музыкой и видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала РТР, на доске запись параметров погоды, оперативный контроль по новой теме (электронный тест).
Этапы урока. | Ход урока | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный этап урока. | 1.Организация рабочего места, психологический настрой на урок. | Регулятивные УУД составление плана и последовательности действий. |
Актуализация опорных знаний и умений Физминутка | Просмотр творческих работ учащихся. Урок начинается под мелодию из французского фильма, которая звучит в прогнозе погоды на канале РТР. Часть доски с информацией по новой теме о параметрах погоды (метеорологические величины) закрыта от всеобщего внимания. Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы. Но прежде, закрепим ранее полученные знания о ней. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответы. 1) Что такое атмосферные осадки? Ответ: это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха. 2) Какие виды осадков вы знаете? Ответ: дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др. 3) Какие виды облаков вы знаете? Ответ: слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др. 4) Чем облака отличаются друг от друга? Ответ: образуются на разных высотах, по структуре частиц, из которых они состоят и по форме. 5) Почему не все облака дают осадки? Ответ: только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое. 6) Почему возможен золотой или лягушичьий дождь? Ответ: когда смерч проносится над территориями, где есть озера или пруды, закопанный в земле клад, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию всего, что встречается на пути, в том числе к засасыванию воды, нередко с ее обитателями, или того же клада, спрятанного на поверхности земли. 7) Какие виды облачности вы знаете? Ответ: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно. Учитель. А теперь давайте проведем небольшую разминку и проверим, как вы отгадываете загадки. Они связаны с атмосферными процессами. Учитель читает загадки, ребята на них отвечают. 1) «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает». Ответ учащихся: ветер. 2) «Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала- сыпала на поля - озерушки белый пух да перышки». Ответ учащихся: туча. 3) «Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит». Ответ учащихся: гром и молния. 4) Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло». Ответ учащихся: роса. 5) «В холоде горой, а в избе - водой». Ответ учащихся: снег. 6) «Серое сукно тянется в окно». Ответ учащихся: туман. 7) «Рассыпался горох на семьдесят семь дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица». Ответ учащихся: град. 8) «Крупно, дробно зачастило, всею землю напоило». Ответ учащихся: дождь. | Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – Познавательные УУД:воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД:слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических уменийПознавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
Формулирование задач урока | Определите одним предложением то, что мы сейчас с вами повторили. - Можно ли предсказать погоду? - Слышали ли вы что-либо о синоптических картах? - Кто догадался о теме урока? - Какие цели вы ставите перед собой? | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий. |
Изучение нового материала | Ребята, давайте посмотрим прогноз погоды, который нам показывают на канале Россия, и выявим основные элементы погоды, которые называет диктор, и запишем их в тетрадь. Используя интернет, учитель заранее выбирает любой видеофрагмент прогноза погоды с канала РТР, который на уроке выводится на экран с помощью мультимедийного проектора.Учащиеся просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в тетрадь элементы погоды, озвученные в нем.
1 ученик. Температура (например,+15°С в Москве);
2 ученик. Атмосферное давление (например, 736 мм рт.ст.);
3 ученик. Осадки и их виды (например, кратковременные дожди -продолжительностью <3 ч, град и др.);
4 ученик. Влажность воздуха (например, 70%);
5 ученик. Ветер (например, порывистый ветер – 17 м/с);
6 ученик. Облачность (например, переменная облачность с просветами);
7 ученик. Атмосферные явления (например, грозы в Санкт-Петербурге и в Москве).
Учитель. Погода чрезвычайно изменчива. Ее изменения в течение суток связаны, прежде всего, с изменением суточного хода температур - похолодание с наступлением ночи и разогрев воздуха после полудня. Изменение температуры воздуха сопровождается изменением направления и силы ветра, облачности, выпадением осадков.
Сезонные изменения погоды связаны в первую очередь с положением Земли относительно Солнца, а, следовательно, с количеством поступающего на данную территорию тепла.
На экран через мультимедийный проектор выводится электронная карта тепловых поясов Земли.
Наиболее отчетливо проявляются сезонные изменения погоды в пределах умеренного пояса, где ярко выражены четыре сезона года. Для жаркого пояса характерны погоды «вечного» лета, для полярных – «вечной» зимы. В этих поясах сезонные изменения погоды выражены слабо.
А теперь, обратите внимание на доску, где перечислены основные параметры погоды.
Учитель открывает закрытую часть доски, где сделана готовая запись с информацией о параметрах погоды (метеорологические величины).
· Атмосферные явления:
ü атмосферные осадки (дождь, снег, град)
ü туман
ü метель
ü гроза
ü смерч и т. д.
· Величины, определяющие «эквивалентную комфортную температуру»:
ü атмосферное давление
ü температура воздуха
ü влажность воздуха
ü скорость и направление ветра
· Величины, важные для транспорта и сельского хозяйства:
ü дальность видимости
ü атмосферная турбулентность
ü возможность обледенения
ü солнечная радиация
ü облачность, продолжительность солнечного сияния
ü возможность шторма (на море, крупном озере).
Учитель.Ребята, давайте с вами вспомним, какие приборы используются для измерения тех или иных элементов погоды. Учитель задает вопросы с демонстрацией приборов.
1) Что такое термометр? Ответ учащихся: прибор для измерения температуры воздуха.
2) Что такое барометр? Ответ учащихся: прибор для измерения атмосферного давления.
3) Единицы измерения давления? Ответ учащихся: мм.рт.ст., мб (миллибарах) или гПа (гектопаскалях).
4) Что такое гигрометр? Ответ учащихся: прибор для измерения влажности воздуха.
5) Единицы измерения относительной и абсолютной влажности? Ответ учащихся: % и г/м в кубе.
6) Для чего используется флюгер? Ответ учащихся: используется для определения направления ветра.
7) Какой вид облаков вы видите сейчас на небе? Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ: перистые, слоистые, кучевые или вообще безоблачно.
8) А какая сейчас облачность? Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ, используя информацию слайда, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора.
На экран выводятся слайды из презентации, подготовленной учителем, с информацией о том, какими обозначениями наносят сведения об облачности и осадках на карту погоды.
![]() ![]() | Познавательные УУД:воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД:слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений |
IV. Закрепление -7 мин. | Учитель.Ребята, давайте закрепим наши знания, полученные на сегодняшнем уроке, и ответим на вопросы теста. Учащиеся отвечают письменно на 10 вопросов из электронного теста «Сферы. Планета Земля. 6 класс» по теме «Погода». Далее учитель знакомит учащихся, принимавших активное участие на уроке, с оценками. Учитель.В заключении мне бы хотелось сказать, как поется в песне: «У природы нет плохой погоды, всякая природа благодать ……». Самое главное в жизни – это мирное небо над головой. | Регулятивные УУД:самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний. |
V. Домашнее задание - 2 мин. | сделать устный анализ погоды по синоптической карте одного из городов России. |