Воспитание экологического мышления.




Класс – 5 а, б

Дата – 06.04.15

Тема - «Синоптические карты».

Цели урока: 1. Формирование знаний о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, типах погоды и ее предсказаниях; знакомство с синоптическими картами.

2. Формирование умений анализировать синоптические карты, делать прогноз погоды своей местности, используя приборы.

3. Развитие умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.

Воспитание экологического мышления.

Оборудование: барометр, термометр, гигрометр, мультимедийный проектор, компьютерная техника, диск «Планета Земля. Часть II. 6класс», синоптическая карта и карта тепловых поясов Земли в электронном виде, физическая карта мира, географический атлас 6 класс, презентация с таблицами и картами, диски с музыкой и видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала РТР, на доске запись параметров погоды, оперативный контроль по новой теме (электронный тест).

Этапы урока. Ход урока Формируемые УУД
 
1.Организационно-мотивационный этап урока. 1.Организация рабочего места, психологический настрой на урок. Регулятивные УУД составление плана и последовательности действий.
Актуализация опорных знаний и умений Физминутка   Просмотр творческих работ учащихся. Урок начинается под мелодию из французского фильма, которая звучит в прогнозе погоды на канале РТР. Часть доски с информацией по новой теме о параметрах погоды (метеорологические величины) закрыта от всеобщего внимания.   Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы. Но прежде, закрепим ранее полученные знания о ней. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответы. 1) Что такое атмосферные осадки? Ответ: это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха. 2) Какие виды осадков вы знаете? Ответ: дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др. 3) Какие виды облаков вы знаете? Ответ: слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др. 4) Чем облака отличаются друг от друга? Ответ: образуются на разных высотах, по структуре частиц, из которых они состоят и по форме. 5) Почему не все облака дают осадки? Ответ: только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое. 6) Почему возможен золотой или лягушичьий дождь? Ответ: когда смерч проносится над территориями, где есть озера или пруды, закопанный в земле клад, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию всего, что встречается на пути, в том числе к засасыванию воды, нередко с ее обитателями, или того же клада, спрятанного на поверхности земли. 7) Какие виды облачности вы знаете? Ответ: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно. Учитель. А теперь давайте проведем небольшую разминку и проверим, как вы отгадываете загадки. Они связаны с атмосферными процессами. Учитель читает загадки, ребята на них отвечают. 1) «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает». Ответ учащихся: ветер. 2) «Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала- сыпала на поля - озерушки белый пух да перышки». Ответ учащихся: туча. 3) «Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит». Ответ учащихся: гром и молния. 4) Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло». Ответ учащихся: роса. 5) «В холоде горой, а в избе - водой». Ответ учащихся: снег. 6) «Серое сукно тянется в окно». Ответ учащихся: туман. 7) «Рассыпался горох на семьдесят семь дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица». Ответ учащихся: град. 8) «Крупно, дробно зачастило, всею землю напоило». Ответ учащихся: дождь.   Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – Познавательные УУД:воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД:слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.   Регулятивные УУД:с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических уменийПознавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.  
Формулирование задач урока   Определите одним предложением то, что мы сейчас с вами повторили. - Можно ли предсказать погоду? - Слышали ли вы что-либо о синоптических картах? - Кто догадался о теме урока? - Какие цели вы ставите перед собой? Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.
Изучение нового материала   Ребята, давайте посмотрим прогноз погоды, который нам показывают на канале Россия, и выявим основные элементы погоды, которые называет диктор, и запишем их в тетрадь. Используя интернет, учитель заранее выбирает любой видеофрагмент прогноза погоды с канала РТР, который на уроке выводится на экран с помощью мультимедийного проектора.Учащиеся просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в тетрадь элементы погоды, озвученные в нем. 1 ученик. Температура (например,+15°С в Москве); 2 ученик. Атмосферное давление (например, 736 мм рт.ст.); 3 ученик. Осадки и их виды (например, кратковременные дожди -продолжительностью <3 ч, град и др.); 4 ученик. Влажность воздуха (например, 70%); 5 ученик. Ветер (например, порывистый ветер – 17 м/с); 6 ученик. Облачность (например, переменная облачность с просветами); 7 ученик. Атмосферные явления (например, грозы в Санкт-Петербурге и в Москве). Учитель. Погода чрезвычайно изменчива. Ее изменения в течение суток связаны, прежде всего, с изменением суточного хода температур - похолодание с наступлением ночи и разогрев воздуха после полудня. Изменение температуры воздуха сопровождается изменением направления и силы ветра, облачности, выпадением осадков. Сезонные изменения погоды связаны в первую очередь с положением Земли относительно Солнца, а, следовательно, с количеством поступающего на данную территорию тепла. На экран через мультимедийный проектор выводится электронная карта тепловых поясов Земли. Наиболее отчетливо проявляются сезонные изменения погоды в пределах умеренного пояса, где ярко выражены четыре сезона года. Для жаркого пояса характерны погоды «вечного» лета, для полярных – «вечной» зимы. В этих поясах сезонные изменения погоды выражены слабо. А теперь, обратите внимание на доску, где перечислены основные параметры погоды. Учитель открывает закрытую часть доски, где сделана готовая запись с информацией о параметрах погоды (метеорологические величины). · Атмосферные явления: ü атмосферные осадки (дождь, снег, град) ü туман ü метель ü гроза ü смерч и т. д. · Величины, определяющие «эквивалентную комфортную температуру»: ü атмосферное давление ü температура воздуха ü влажность воздуха ü скорость и направление ветра · Величины, важные для транспорта и сельского хозяйства: ü дальность видимости ü атмосферная турбулентность ü возможность обледенения ü солнечная радиация ü облачность, продолжительность солнечного сияния ü возможность шторма (на море, крупном озере). Учитель.Ребята, давайте с вами вспомним, какие приборы используются для измерения тех или иных элементов погоды. Учитель задает вопросы с демонстрацией приборов. 1) Что такое термометр? Ответ учащихся: прибор для измерения температуры воздуха. 2) Что такое барометр? Ответ учащихся: прибор для измерения атмосферного давления. 3) Единицы измерения давления? Ответ учащихся: мм.рт.ст., мб (миллибарах) или гПа (гектопаскалях). 4) Что такое гигрометр? Ответ учащихся: прибор для измерения влажности воздуха. 5) Единицы измерения относительной и абсолютной влажности? Ответ учащихся: % и г/м в кубе. 6) Для чего используется флюгер? Ответ учащихся: используется для определения направления ветра. 7) Какой вид облаков вы видите сейчас на небе? Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ: перистые, слоистые, кучевые или вообще безоблачно. 8) А какая сейчас облачность? Учащиеся смотрят на небо в окно и дают ответ, используя информацию слайда, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора. На экран выводятся слайды из презентации, подготовленной учителем, с информацией о том, какими обозначениями наносят сведения об облачности и осадках на карту погоды. 9) Есть ли у нас сейчас какие-нибудь осадки? Учащиеся смотрят в окно и дают ответ, используя информацию слайда из презентации, выведенного на экран с помощью мультимедийного проектора..   Учитель.Тропосфера, которую называют «кухней» погоды – объект пристального внимания ученых метеорологов. Важность погодных условий для жизни и хозяйственной жизни людей всегда вызывала необходимость предсказания погоды. Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии. Учитель выводит на экран презентацию, где слайды содержат следующую информацию. Прогнозы делятся по заблаговременности периода, на который даётся прогноз: · сверхкраткосрочные (СКПП) — до 12 часов; · краткосрочные (КПП) — от 12 до 36 часов; · среднесрочные (СПП) — от 36 часов до 10 суток; · долгосрочные (ДПП) — от 10 суток до сезона (3 месяца); · сверхдолгосрочные (СДПП) — более чем на 3 месяца (год, несколько лет). Оправдываемость прогнозов тем ниже, чем выше заблаговременность. Прогнозы погоды делятся по типам в зависимости от целей, для которых они разработаны: · прогнозы общего пользования (публикуемые в СМИ и на интернет-сайтах) содержат краткую информацию об облачности, атмосферных осадках, явлениях погоды, ветре, температуре, влажности воздуха и атмосферном давлении; · авиационные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, видимости, явлений погоды, облачности; · морские и речные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, волнения, явлений погоды, температуры воздуха; · сельскохозяйственные (агрометеорологические) прогнозы содержат детальную характеристику атмосферных осадков и температуры воздуха. Самый первый телевизионный прогноз погоды был показан в Англии 11 ноября 1936 года. Ребята, давайте, используя ресурсы интернета, посмотрим какой прогноз погоды в г. Москва на сегодня (выход в интернет на сайт https://www.meteoinfo.ru/forecasts). Один из учеников озвучивает вслух данные прогноза погоды. Учитель. Прогноз погоды базируется на информации, полученной из различных источников. В мире существуют организации метеорологических наблюдений. В России существует обширная сеть метеорологических станций (в мире их сейчас около 10000), постов, обсерваторий. Ведутся аэрологические наблюдения с помощью радиозондов, воздушных шаров, метеорологических и геофизических ракет. Наблюдения на морях и океанах со специально оборудованных судов, автоматическими метеобуями. Метеорологические исследования опираются на новейшие приборы с использованием камер искусственного климата, авиации, спутниковой информации. На экран выводится картинка из презентации учителя, где показаны различные источники, дающие информацию прогноза погоды.. Учитель.Кому же особенно необходима информация о погоде?Главными потребителями метеорологической информации являются морской флот и авиация. Сведения о метеорологическом режиме широко используются при проектировании и эксплуатации различных сооружений — зданий, аэродромов, железных дорог, линий электропередач и т. д. На первом месте по зависимости от погодных условий и климата стоит сельское хозяйство. На продуктивность большое влияние оказывает влажность почвы и воздуха, количество осадков, света, тепла. В конце XIX века сформировалась даже самостоятельная отрасль метеорологии — агрометеорология. По полученным метеорологическим данным составляются специальные карты погоды. Ежедневно сотни специалистов самых разных профессий используют специальные карты погоды - синоптические. Синоптическая карта (греч. συνοπτικός, «обозримый одновременно») — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций. Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов. Анализ синоптических карт позволяет предвидеть изменения погоды. Можно отследить изменения состояния атмосферы, в частности перемещение и эволюцию атмосферных возмущений, перемещение, трансформация и взаимодействие воздушных масс и пр. В последние десятилетия синоптическая информация обогатилась результатами аэрологических наблюдений. В последние годы также используется спутниковая информация о состоянии океанов и частей суши, где нет метеостанций. Фотографирование облачных систем со спутников позволяет обнаружить зарождение тропических циклонов над океанами. Синоптические карты составляют от 2 до 12 раз в сутки. На экран с помощью мультимедийного проектора выводится слайд из презентации с электронной синоптической картой. Учитель.Ребята, давайте обратим внимание, какие элементы погоды на ней изображены и какими условными обозначениям. Учащиеся на примере г. Москвы дают ответ: область давления обозначена буквой Н, что означает низкое давление, облачно, высококучевые облака и др. С древних времен у людей существовала необходимость предсказывать погоду. Благодаря наблюдательности и желанию узнать погодные условия появились народные приметы. Например: ласточки летают над землей, голуби прячутся, мошкара лезет в лицо - признаки ненастной погода, а голуби сильно воркуют - к жаркой солнечной погоде; мошкара вьется кругами, сверчок стрекочет поздно вечером, звезды на ночном небосклоне - признаки ясной погоды и др. Ребята, а какие вы знаете народные приметы? Примеры ответов учащихся: ласточки летают низко к земле - это к дождю, нет звезд на небе тоже к ненастью и др. Затем, на экран выводится слайд презентации со страницей из диска «Сфера. Планета Земля.6 класс», где перечислены народные приметы, которые озвучиваются учителем. Учитель.Погода играет большую, а иногда даже решающую роль в человеческой истории. Помимо изменений климата, которые вызывали постепенную миграцию народов (например, опустынивание Ближнего Востока и формирование сухопутных мостов между материками во время ледниковых периодов), экстремальные погодные явления вызывали меньшие по масштабу перемещения народов и принимали непосредственное участие в исторических событиях. Одним из таких случаев является спасение Японии ветрами Камикадзе от вторжения монгольского флота Хана Хубилая в 1281 году. Притязания французов на Флориду прекратились в 1565 году, когда ураган уничтожил французский флот, дав Испании возможность завоевать форт Каролину. Совсем недавно ураган Катрина заставил более одного миллиона человек переселиться с центрального побережья Мексиканского залива в США, создав самую крупную диаспору в истории Соединенных Штатов. Помимо такого радикального влияния на людей, погода может влиять на человека и более простыми способами. Люди плохо переносят экстремальные значения температуры, давления, влажности и ветра. Погода также влияет и на настроение. Рекорды погоды — экстремальные метеорологические показатели, которые были официально зарегистрированы на поверхности Земли. Самая низкая температура за всю историю была зафиксирована 21 июля 1983 года на Станции Восток, Антарктида −89,2 °C. Самая теплая зафиксирована 13 сентября 1922 года в Альазизайи, Ливия. Тогда столбик термометра поднялся до 58 °C. Познавательные УУД:воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД:слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.   Регулятивные УУД:с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
IV. Закрепление -7 мин.   Учитель.Ребята, давайте закрепим наши знания, полученные на сегодняшнем уроке, и ответим на вопросы теста. Учащиеся отвечают письменно на 10 вопросов из электронного теста «Сферы. Планета Земля. 6 класс» по теме «Погода». Далее учитель знакомит учащихся, принимавших активное участие на уроке, с оценками. Учитель.В заключении мне бы хотелось сказать, как поется в песне: «У природы нет плохой погоды, всякая природа благодать ……». Самое главное в жизни – это мирное небо над головой. Регулятивные УУД:самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний.
V. Домашнее задание - 2 мин. сделать устный анализ погоды по синоптической карте одного из городов России.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: