Пневмония. Этиология, клиника, профилактика.





 

Пневмония— острое инфекционное воспалительное заболевание легких. Она является одной из самых опасных болезней органов дыхания у детей, особенно до 6 месяцев и недоношенных. Пневмония опасна тем, что кроме легких часто поражаются бронхи, плевра и другие органы. Если ребенок заболел в результате токсической причины, то он может остаться инвалидом.

Этиология.

Возбудителями пневмонии могут быть бактерии, вирусы, паразиты, грибки, микоплазмы, вирусы и бактерии одно­временно.

Характер течения болезни зависит от многих факторов: возраста ребенка (новорожденный, грудной, ранний возраст, до­школьный возраст), состояния его здоровья (недоношенность, рахит, аномалия конституции, анемия и др.), реактивности (сопро­тивляемости).

Причины нневмонии

У недоношенных и детей с ослабленным иммунитетом причиной пневмонии является простуда или грибковая инфекция. В этом случае болезнь протекает очень тяжело, а порой не поддается лечению.

Пневмония может возникнуть и в результате осложнения инфекционного заболевания (например, гриппа, коклюша, кори и др.).

Пневмония может возникнуть у ребенка в результате вдыхания угарного газа, паров бензина, различных растворителей (токсическая причина), а также, если ребенок болеет тяжелой формой астмы.

Течение болезни.

При детской пневмонии в воспалительный процесс вовлекается большая или меньшая часть легких. В связи с этим пораженный участок легкого не может участвовать в дыхательном процессе, так как легочные альвеолы и мельчайшие бронхи заполняются воспалительным экссудатом. В результате сначала развивается кислородное голодание крови (гипоксемия), а затем и кислородное голодание тканей (гипоксия). В ответ на недостаток притока кислорода у больного ребенка появляется одышка, т. е. учащается дыхание, в результате кровь не в полной мере обогащается кислородом, что и приводит к появлению цианоза губ и лица.

Кашель в начале болезни сухой, в дальнейшем делается влажным, начинает отходить мокрота, которую маленькие дети проглатывают.

Кроме перечисленных симптомов, воспаление легких сопровождается расстройством общего состояния ребенка, явлениями интоксикации, повышением температуры, более или менее выраженными нарушениями со стороны центральной нервной системы (головная боль, расстройства сна, потеря аппетита, бред, судороги, менингеальные явления). При пневмонии страдают также сердце, сосуды и пищеварительный тракт.

Признаками сердечно-сосудистой недостаточности является синюха, слабый и частый пульс, снижение кровяного давления, похолодание конечностей.

Начало заболевания чаще постепенное, на фоне развития у ребенка того или иного острого заболевания верхних дыхательных путей. Пневмония начинается с появления температуры, которая не снижается дня три. Повышение температуры (субфебрильная, высокая, постоянная, непостоянная) сопровождается ухудшением общего состояния - ребенок становится вялым, на­рушается сон, ухудшается аппетит, появляется бледность кож­ных покровов. Возможны рвота и тошнота, хрипы в легких. Нарастают катаральные явления, усиливается кашель, часто сухой, мучительный.

Проявлениями дыхательной недостаточности при пневмонии являются цианоз (синюшность кожи) и одышка различной степени. Цианоз сначала появляется вокруг рта и бывает заметен во время крика, плача, кормления. При тяжелом течении болезни цианоз возникает и в состоянии покоя, быстрее распространяется. Одышка в легких случаях выражается в напряжении и раздувании крыльев носа, в тяжелом учащенном поверхностном дыхании, сопровождающемся стоном. пульс резко учащается, сердечные тоны приглушены. Заметно втянуты уступчатые места грудной клетки - яремная и подключичные ямки, межреберные промежутки, подложечная область.

Различают простую (локализованную), токсическую, токсико-септическую и септическую формы пневмонии (классификация предложена проф. Ю. Ф. Домбровской и В. И. Молчановым). В течение болезни одна форма пневмонии может перейти в другую.

Локализованная, или простая, пневмония развив чаще у детей здоровых. Протекает такая форма заболевания благоприятно, преобладают изменения в легких, симптомы общей интоксикации выражены умеренно.

При токсических и токсико-септических формах, которые обычно развиваются у детей с гипотрофией, рахитом и другими неблагополучными факторами развития (асфиксия, недоношенность, частые респираторные заболевания и т. д.) значительно выражены симптомы интоксикации организма: глубокие функциональные нарушения нервной системы (беспокойств возбуждение, рвота, судороги, менингиальные симптомы), сердечно-сосудистой системы (глухость тонов, тахикардия, увеличение печени, похолодание конечностей), желудочно-кишечного тракта (срыгивание, рвота, учащение стула), выраженная дыхательная недостаточность (одышка, цианоз).

Наиболее частыми осложнениями этих форм болезни является развитие септических очагов: гнойный средний отит, гнойный плеврит, менингит и др.

Септическая пневмония - самая тяжелая форма забо­левания, возникает в основном у детей первых месяцев жизни и обусловлена стафилококковой инфекцией. Характерной чертой стафилококковых пневмоний является: острое начало, тяжелое течение, выраженная дыхательная недостаточность с первых дней болезни, развитие в легких воздушных полостей, абсцессов.

Повторные пневмонии у детей, ослабленных другими заболева­ниями, могут привести к хронической форме. Для развития хро­нической пневмонии имеет значение неправильное лечение острой формы этого заболевания, перенесенного ребенком на первом году жизни, а также и пороки развития бронхолегочных структур, инородные тела в них.

При хронической пневмонии развивается воспалительный про­цесс, сопровождающийся необратимым перерождением легочной ткани. Клинические симптомы хронической пневмонии очень мно­гообразны; периоды ремиссии сменяются периодами обострения воспалительного процесса. Наиболее постоянные симптомы заболевания - стойкий влажный кашель и влажные хрипы.

Лечениепневмонии проводится всегда комплексно и по назна­чению врача. Дети грудного и раннего возраста находятся на излечении в стационаре. За больным ребенком необходимо обеспе­чить прежде всего тщательный уход, постельный режим, полны покой, рациональное питание, нормальную длительность дневного и ночного сна, широкую аэрацию помещения. Назначение антибиотиков и сульфаниламидных препаратов проводится в зависимости от тяжести и длительности заболевания.

Большое значение в комплексном лечении пневмонии имеют витаминотерапия, лечение и профилактика анемии, рахита, гипотрофии, симптоматическое общеукрепляющее лечение, физиотерапия.

В период выздоровления назначаются лечебная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Профилактика детской пневмонии.

В развитии воспаления легких и особенно тяжелых его форм, помимо различных микробов (пневмококки, стафилококки, стрептококки и др.), большую роль играет нарушение режима питания, неправильный уход за ребенком и особенно недостаточное пребывание его на свежем воздухе. В душной, непроветренной комнате ухудшается дыхание ребенка, его организм постоянно недополучает необходимое количество кислорода. При этих условиях даже насморк может повлечь за собой развитие воспаления легких.

Таким образом, правильный режим, соблюдение гигиенических правил — основа профилактики воспаления легких. Детей необходимо всячески оберегать от заражения гриппом, аденовирусными заболеваниями. Если у кормящей матери насморк или кашель, то она должна завязывать рот и нос чистой марлевой повязкой. Кашляющих и чихающих старших детей нельзя допускать к малышам. Если в семье кто-либо заболевает гриппом, острым катаром дыхательных путей, ребенка необходимо изолировать, поместить его в другую комнату или хотя бы поставить кровать возможно дальше от больных, отгородить их ширмой или занавеской. Изнеженные дети, мало бывающие на воздухе, чаще болеют. Поэтому тщательное систематическое закаливание, которое необходимо проводить с первых месяцев жизни, служит надежной защитой от заболеваний дыхательных путей.

Предупреждение развития гипотрофии и рахита — это также профилактика пневмонии. Для профилактики пневмонии у детей дошкольного и школьного возраста наиболее верными средствами являются длительное пребывание на свежем воздухе, использование водных процедур (обтирание, душ, летом купания), физкультура.

Профилактика рецидивов пневмонии в дошкольном учреждении заключается в осуществлении индивидуального подхода к детям в течение месяца после перенесенной острой пневмонии. Все профилактические мероприятия этого периода аналогичны тем, которые проводят после заболевания ангиной. Особое значение придают рациональному физическому воспитанию, дыхательной гимнастике и закаливанию.

В целях профилактики пневмонии в дошкольном учреждении воспитатель уделяет особое внимание рациональной одежде детей следит, чтобы они были одеты по сезону, чтобы не перегрева­лись и не переохлаждались.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!