Дирижер – Оливер Ведер (Германия)




Санкт-Петербургский

Международный

Фестиваль

«Опера - всем»

Июля 2012 года

20:00

Двор Академической Капеллы Санкт-Петербурга

Рубинштейн

«Демон»

Режиссер – Виктор Высоцкий

Художник – Юлия Гольцова

Оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории

Дирижер – Оливер Ведер (Германия)

 

17 июля 2012 года во дворе Академической Капеллы в рамках Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем» будет исполнена опера А.Г. Рубинштейна «Демон». Режиссер – Виктор Высоцкий; оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, дирижер – Оливер Ведер (Германия). Партия Демона – Вадим Чельдиев (дипломант международных конкурсов), Тамара – Ольга Георгиева (солистка Театра оперы и балета консерватории, лауреат международных конкурсов), Князь Синодал – Николай Шамов (лауреат международных конкурсов).

 

Антон Григорьевич Рубинштейн писал оперы на немецкие, французские и, разумеется, на русские либретто. На родном ему языке он написал самое выдающееся свое произведение - «Демона» по одноименной поэме Лермонтова. Композитор закончил оперу в 1871 году и отнес ее в дирекцию Мариинского театра. Дирекция оперу отклонила сначала под предлогом того, что «репертуар на этот год уже установлен» (письмо Рубинштейна Э. Раден от 17 ноября 1771 года), а затем мотивировала отказ тем, что театральная цензура запретила либретто. Прошли три года, прежде чем «Демон» был поставлен 25 января 1875 года.

Тем не менее «Демон» Лермонтова оказался счастливым жребием для его автора. В «Демоне» сфокусировались многие черты современной Рубинштейну европейской музыки, современной ему русской музыки и разнообразные мотивы его собственного творчества. Опера покоится на двух ораториальных опорах – прологе и эпилоге, сценах Ангела и Демона, в которых просматривается идея библейской оперы – жанра, обязанного своей жизнью на русской почве именно Рубинштейну. Вся музыка «Демона» пронизана духом европейской романтической взволнованности. «Мятежность», «Беспокойность» пришли в это произведение двумя путями. Первый путь – литературный, идущий от лермонтовского же «Паруса», положенного на музыку Рубинштейном в 1849 году («.. а он, мятежный, ищет бури»). Второй – чисто музыкальный, пролегающий через мятежные страницы музыки любимого им Роберта Шумана.

«Демон» - шестая по счету опера Рубинштейна, на долю которой выпал самый большой успех из всего его музыкально-театрального наследия. За три года опера прошла более ста раз. И если бы он даже написал только ее, его имени было бы уготовано место в пантеоне имен великих творцов.

 

«В этой работе я попытался использовать язык символов. Так, одним из таких действующих символов является зеркало, другим — нить. Некоторые участники спектакля имеют своих двойников. Несмотря на то, что действие оперы локализовано в Грузии, история эта, как и положено символическому искусству совершается вне конкретного географического и временного ориентира. Да и музыка Рубинштейна, в которой сплавлены воедино немецкая романтическая интонация с интонациями русских песен, подсказывает именно такое решение», - Виктор Высоцкий, режиссер.

 

Оформление спектакля подсказано фразой Демона «Тебя я, вольный сын Эфира возьму в надзвездные края...». Декорация в связи с этим представляет собой своеобразный взгляд на Землю из космоса, который является коллажом современного снимка и графической фантазии художника Густава Доре. Этот коллаж мы увидим на заднем плане десятиметровой пятиярусной конструкции, на которой будет разворачиваться действие. Небесные светила принимают активное участие и в спектакле.

 

 

Музыкальная биография Оливера Ведера начинается в пятилетнем возрасте с обучения игре на скрипке. Свою главную музыкантскую профессию он получил в Высшей музыкальной школе во Франкфурте-на-Майне у Ийри Ста­река и Бернхардта Контарски, после чего совершенствовал­ся в Петербургской консерватории у прославленного про­фессора Ильи Мусина. В России молодой немецкий дири­жер подписал и свой первый постоянный контракт как опер­ный дирижер – на должность главного дирижера в Перм­ском государственном театре оперы и балета. Его работа над «Летучим голландцем» Вагнера в Перми (1994) сделала его известным у себя на родине, в Германии. Тем не менее, следующий период деятельности дирижера связан вновь с Петербургом. С 1994 по 1997 год Оливер Ведер – ассистент Валерия Гергиева по немецкому репертуару в Мариинском театре. Параллельно он работает в Театре Петербургской государственной консерватории, где как музыкальный руко­водитель и главный дирижер ставит «Дуэнью» Прокофьева, «Так поступают все» Моцарта, «Золушку» Россини. В 1995 году Ведер ассистирует Марису Янсонсу («Богема» Пуччи­ни), а затем Хартмуту Хенхену («Нюрнбергские мейстерзин­геры» Вагнера) в Амстердамской опере. С 1997 года Оли­вер Ведер – художественный руководитель и главный дири­жер Тюрингского симфонического оркестра и музыкально­го театра в Рудольштадте (Германия).

 

Виктор Высоцкий - артистический директор фестиваля. Композитор, пианист, автор телевизионных и концертных проектов. Закончил Ленинградскую консерваторию у профессора Сергея Слонимского по классу композиции и по классу фортепиано у профессора Елены Шишко, аспирантуру при Российском институте Истории искусств по специальности «история музыки». Преподает в консерватории на факультете режиссуры музыкального театра. Как композитор дебютировал в 1991 году оперой «Лефортовская ведьма» в Санкт-Петербургском театре Зазеркалье. Работает на телевидении с 1991 года, автор циклов телевизионных программ «Тайна рокового произведения» на петербургском телевидении, автор программы «Территория музыки» с ведущим н.а. России Сергеем Стадлером на Телеканале «100 ТВ». Автор документальных фильмов «Сотворение Шостаковича», «Я хочу жить взволнованно» о писателе Василии Аксенове и четырехсерийного проекта «Лица и даты самиздата» на Телеканале «Культура», а также документальных лент о Михаиле Шемякине, Данииле Гранине, Ирине Богачевой. В 2008 году Виктор Высоцкий дебютировал как оперный режиссер, поставив оперу Гретри «Ричард Львиное сердце» в интерьере Михайловского замка. С 2007 по 2010 год являлся художественным руководителем филармонического отдела «Петербург-концерта». С 2010 по 2012 год — начальник управления специальными проектами Петербургской консерватории. В 2010-2011годах художественный руководитель и артистический директор международных фестивалей «Под знаком вечности», «Петербург-Рим. Время столиц».

 

Фестиваль «Опера – всем» пройдет в Петербурге с 12 по 23 июля 2012 года. Фестиваль «Опера - всем» представит свои постановки не в пространстве помпезных оперных театров, а на площадях и в парках города. Проект носит социальную направленность – вход на оперные постановки под открытым небом бесплатный.Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранжело, арт-директор – Виктор Высоцкий. Идея фестиваля состоит в содействии процессу сближения широкой публики с лучшими творениями человеческого духа. Это возможно осуществить средствами оперы, потому что опера — самое массовое по арсеналу средств музыкальное искусство. В опере есть хоры, солисты, оркестр. Опера может воздействовать изобретательным изобразительным рядом. Кроме того, в жанре оперы есть свои шлягеры, способные, если сделать их доступными, привлечь к себе сердца людей. Практика европейских стран и едва наметившаяся тенденция на некоторых центральных каналах отечественного телевидения, организующих конкурсы оперных певцов, дают основание предполагать, что цель фестиваля может быть достигнута.

Программа фестиваля:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: