Комплексный характер исследования в ходе поэтапной реализации потребовал использования методов, наиболее точно отвечающих заявленной тематике и содержательному наполнению исследования. Исследование закономерностей развития отечественной педагогики музыкального образования как целостного исторического явления позволило использовать на этапе теоретического изучения поставленной проблемы совокупность методов и приемов, отражающих ее междисциплинарную направленность. Сочетание в исследовании исторического, источниковедческого, практико-аналитического подходов позволило осуществить исследование закономерностей развития педагогики музыкального образования и, в частности, методики обучения фортепианной игре на качественно новом уровне.
Теоретической основой исследования послужили:
· исследования в области социокультурной обусловленности историко-педагогического процесса (Б.М. Бим-Бад, Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, О.С. Гребенюк, С.И. Гессен, П.В. Евстафьев, В.Б. Миронов, Д.А. Степашко);
· труды по эстетическому воспитанию (Н.А. Ветлугина, М.А. Верб, Д.Б. Кобалевский, Е.В. Николаева, Г.С. Ригина, Г.М. Овчинникова);
· концепции инновационных преобразований в общем и высшем профессиональном образовании на рубеже ХХ-ХХI веков: (В.А. Козырев, О.Е. Лебедев, Л.С. Подымова, М. М. Поташник, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Н.Н. Суртаева, А.В. Хуторской);
· установки и методические рекомендации, составившие фундамент отечественного профессионального воспитания и образования (К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Л.В. Николаев);
· исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.С. Мерлин А.В. Петровский, Б.М. Теплов);
|
· исследования в области теории и истории музыкального образования (А.С. Базиков, В.И. Горлинский Г.В. Маяровская, А.И. Щербакова).
Источники исследования:
Источниками настоящего исследования являются: оригинальные работы по дидактике ХIХ-ХХ вв., антологии истории исполнительского искусства ХIХ в., нотные каталоги, отражающие специфику формирования музыкально-эстетических потребностей в области фортепианного исполнительства с начала ХIХ века; справочно-иллюстративные материалы, репертуарные перечни, нотные приложения к отечественной периодике ХIХ-ХХ вв.
Научная новизна исследования заключается в том, что
1. На основе изменения ценностной ориентации по отношению к основным приоритетам в области содержания и организации педагогики музыкального образования изучаемого периода обновлена методология изучения истории развития музыкального образования.
2. Выявлены ключевые исторические фазы развития педагогики музыкального образования ХIХ-ХХ вв., определившие становление принципов профессиональной деятельности в условиях развития теории и методики обучения исполнительскому искусству;
- обоснована необходимость научной реконструкции базовых концептуальных положений, определяющих цели, методы, способы и подходы к обучению на основе выявления закономерностей и взаимосвязей по степени продуктивности основных этапов развития музыкального образования и методической деятельности.
3. Обоснована и уточнена периодизация истории развития отечественной педагогики музыкального образования на основании анализа методологии (совокупности познавательных средств, приемов, используемых в теории обучения игре на фортепиано каждого из рассматриваемых периодов):
|
- дан обширный ретроспективный обзор методик, характеризующих период окончательного становления русской исполнительской традиции;
- определены и обоснованы наиболее существенные направления развития отечественной методики в период ее допрофессионального становления;
- выявлены основные научные ориентиры в области методологических воззрений отечественных авторов; указаны прогрессивные отличия отечественных методик обучения от современных им зарубежных аналогов;
- прослежены взаимозависимости между отечественной методической мыслью (в различных ее проявлениях и ипостасях) и ведущими музыкально-педагогическими идеями западноевропейских специалистов в области музыкальной педагогики;
- уточнено влияние анатомо-физиологической школы (Ф. Штейнхаузен, Р. Брейтгаупт и др.) на российскую музыкально-исполнительскую и педагогическую традицию.
6 Введены в научно-педагогический оборот исследования, датированные пограничным в истории отечественной фортепианной педагогики периодом 20-х гг. Показаны преемственные связи и отношения между педагогическими принципами указанного периода и современным этапом российской музыкальной педагогики, обладающей в настоящее время значительным практическим потенциалом;
7. Выявлены и систематизированы особенности методических подходов, ориентированных на начальное обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано) в современной музыкально-педагогической практике, обоснована необходимость обновления понятийного аппарата методики обучения игре на фортепиано.