Положения, выносимые на защиту




1. Концепция развития педагогики музыкального образования, позволяющая получить целостное представление об отечественном музыкальном образовании, включает в себя:

- обоснование методологии исторического исследования педагогики музыкального образования, раскрывающей специфику интерпретации исторических фактов, иллюстрирующих педагогические взгляды и методику обучения исполнительскому искусству;

- обоснование необходимости введения в научный оборот раритетных источников, впервые исследуемых с позиции учета исторических закономерностей формирования методологических воззрений;

- определение этапов развития педагогики музыкального образования

- установление закономерных взаимосвязей развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв.;

- уточнение некоторых теоретических положений современной методики обучения исполнительскому искусству на основе опровержения устоявшихся взглядов.

2. Распространение во всех гуманитарных областях принципов плюрализма в исследованиях проблем образования определяет современную интерпретацию исторических фактов, которая состоит в прочтении концептуальных положений педагогики музыкального образования, адекватном историческому контексту обучения инструментально-исполнительскому искусству. К инвариантным ценностным установкам в области российского музыкального образования следует отнести: единство воспитания и обучения; приоритет духовного развития личности по сравнению с сугубо утилитарным подходом в формировании технических умений; отбор педагогических кадров исходя из ценностно-нравственных основ российской ментальности.

3. Наиболее существенными факторами в формировании аксиологического уровня наполнения исследуемой проблемы являются: видоизменение социо-культурных условий существования научно-педагогических концепций в области теории и методики обучения исполнительскому искусству, определяемых изменениями структуры (организации) музыкального образования; определение общественно-политических условий возникновения научных позиций, внедряемых на уровне теоретической разработанности проблемы в отечественном музыкознании; повышение квалификационных требований к уровню подготовки педагогических кадров.

4. Христианско-философские начала общественной жизни в период развития русского просвещения ХVIII - начала ХIХ столетия обусловливают характер создания образовательной системы, нацеленной на принципы гуманизации отечественной педагогики: национально-религиозные основы нравственного воспитания, примат в формировании духовного и познавательного опыта путем познания общечеловеческого через национальное, отрицание зависимости интеллектуальных качеств от сословной принадлежности, обеспечившие активное развитие образовательных и воспитательных заведений. При этом актуализация педагогического поиска в области музыкального образования первой половины ХIХ столетия опиралась, главным образом, на исторически апробированную теоретическую модель образования Западной Европы.

В практике отечественного музыкального воспитания и образования в первой трети ХIХ в. наблюдается определенный универсализм подходов к технике обучения, обусловленный сравнительно низкой дифференциацией, в условиях бытового музицирования, инструментов различной механики, главным образом, отличавшихся равноправным существованием систем современной и аутентичной механики, что обуславливает синонимичность в толковании понятия клавирной и фортепианной техники, употребляемого в изучаемых источниках данного периода.

Несмотря на определенное воздействие и укрепление славянофильских настроений, определяющих обособленное развитие музыкального искусства под воздействием религиозно-философских концепций в области образования и воспитания, принципы главенства соборности в сочетании с индивидуальным духовно-нравственным развитием личности обучаемого над сугубо утилитарным назначением образования, в дальнейшей эволюции педагогических взглядов крупнейших представителей отечественного музыкально-исполнительского искусства и образования во второй половине ХIХ-го столетия, в области фортепианной педагогики рассматриваемого периода доминирующими оказываются модели, связанные с немецкой педагогической традицией.

5. Исследование многообразия явлений, характеризующих состояние отечественной фортепианной педагогики в различные периоды ее становления и развития, на основе введения в научный оборот раритетных источников, впервые исследуемых с позиции учета исторических закономерностей формирования методологических воззрений, позволило выстроить основные траектории развития отечественной методики, выражающиеся в:

а) взаимопроникновении исполнительских манер отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с широким распространением русскоязычных версий пособий и руководств, содержащих основные теоретические положения, характерные для современных им педагогических теорий, за исключением индивидуальных нюансов и отличий, основанных на статическом принципе развития инструментальной техники, определяющем значение изолированного пальцевого движения в процессе звукоизвлечения;

б) постепенном утверждении методологии, альтернативной академическому музыкальному направлению; наличии общих отличительных черт, связанных с необходимостью унификации методических положений, с целью совершенствования основных принципов обучения;

в) стремлении к преодолению существующих стереотипов, связанных со сравнительно медленным изменением в структуре профессиональной деятельности;

г) выдвижении идей о создании единого способа обучения, основанного на фрагментарном использовании тех или иных элементов технического арсенала, становящихся концептуальной основой индивидуальных теорий формирования фортепианной техники;

д) установлении определенной взаимосвязи с основными тенденциями, характерными для анатомо-физиологического направления;

е) интерпретации на отечественной почве методик, связанных с увеличением амплитуды вращательных возможностей кисти, применением принципов обременения;

ж) признании в качестве основополагающих определенных видов техники, в которых с наибольшей очевидностью проступают принципы весовой игры;

з) расширении возможности применения вращательных движений в процессе упражнения;

и) определении специфических трудностей звукоизвлечения, обусловленных различными потенциальными возможностями, связанными с особенностями анатомического строения игрового аппарата.

6. При определении закономерных взаимосвязей развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв. обнаруживается следующее:

- степень отдаленности от кульминационных фаз в развитии теоретико-методических основ научного знания в данной области определяет обратную зависимость между влиянием организационных форм и интенсивностью методической деятельности;

- чем выше степень централизации в формировании структурно-организационных моделей образования, тем отчетливее проявляются генетические ветви в концептуальном построении научного знания в области обновления содержания методической деятельности;

- по мере повышения ориентации на удовлетворение нравственно-этической составляющей в музыкальном воспитании наблюдается рецессия на уровне формирования теоретических основ методической деятельности.

7. В ходе выявления взаимосвязей между этапами развития музыкального образования и методической деятельности, необходимо выделить следующее:

- особенности становления музыкального образования в России в период первой трети ХIХ в. определили конечные цели, содержание, принципы, методы, формы организации обучения игре на фортепиано, включающие в содержание музыкального образования как узкопрофессиональные, так и общие музыкально-теоретические знания. Синкретизм в изучении предметов общетеоретического и специального профессионального цикла определяет значимость процесса игры на фортепиано как основы формирования образовательной модели педагогики общего музыкального образования;

- по мере профессионализации музыкального образования совокупность методов и приемов обучения на основе пианистических принципов, соответствующих уровню притязаний виртуозного исполнительства за счет расширения технического арсенала;

- в период с конца 60-х по 80-е гг. в связи с укреплением музыкального просветительства наблюдается большая вариативность в использовании исходных технических формул и педагогических приемов;

- в конце 80-х гг. доминирующими становятся направления, ориентированные на постижение фортепианной техники через художественное осмысление произведения;

- активность музыкально-просветительской деятельности, возросшее значение музыкально-эстетического воспитания в условиях сохраняющейся популярности любительского музицирования, определяющего направленность музыкального обучения и воспитания в семье, дало толчок к возникновению нового уровня учебно-методической литературы в области обучения инструментально-исполнительскому искусству 70-90-х гг;

- практика организации частных учебно-образовательных заведений на рубеже XIX-XX вв., в период 90-гг ХIХ в – начала ХХ в., характеризуется общностью методической деятельности, унификацией методических положений, стремлении к преодолению существующих стереотипов, обусловленных сравнительно медленным изменением в структуре профессиональной деятельности;

- система образования в период становления основ отечественной педагогики в пореформенный период испытала на себе сильнейшее воздействие политических преобразований всех сфер социальной, культурной и общественной жизни. Изменения в структуре музыкального образования определили на концептуальном уровне несколько направлений научно-педагогической деятельности, что актуализировало различия в характере наполнения учебной деятельности в области общего и профессионального музыкального образования;

- рассмотрение особенностей историко-педагогического процесса в области музыкального образования в данный период определяется фактором окончательного осознания на теоретическом уровне значения всеобщности музыкального обучения и воспитания как основы раскрытия творческого потенциала, инициирования художественно-творческих процессов в психике обучаемого. На уровне решения историко-теоретическеских задач обнаруживается максимальное проникновение в суть концептуальных противоречий с целью унификации основ методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству, рассматриваемых в качестве основного стимула к обновлению содержания музыкального образования. Несмотря на сохранение организационных моделей начала XX столетия, сообразно с новейшими общественно-политическими изменениями формируется новая структурная модель музыкального воспитания; определяется необходимость рассмотрения в качестве самостоятельной области общего музыкального образования основ обучения инструментально-исполнительскому искусству, что приводит к постепенному отмежеванию концептуального содержания профессионального образования на уровне общеобразовательной и профессиональной подготовки в области обучения основам инструментально-исполнительского искусства. На организационно-практическом уровне создание специального блока теоретико-педагогических исследований определило содержательное наполнение данного этапа в развитии отечественной методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству;

- наиболее плодотворным, с точки зрения активизации внедрения прогрессивной методологии в развитии отечественного музыкального образования на примере фортепианно-исполнительского искусства, является период конца XIX-20-х гг. ХХ в., основные достижения которого, в силу конкретизированных в исследовании с точки зрения фактологии исторических обстоятельств, оказались практически не востребованными в современной педагогической практике;

- определение образовательного поля в области музыкального образования второй пол. ХХ в. личностно-ориентированной концепцией обучения основам инструментально-исполнительского искусства; актуализация межпредметных связей на уровне сопряжения основ музыкального воспитания и обучения инструментально-исполнительскому искусству. Усиление интегративных процессов в теории обучения, выраженных в индивидуальной интерпретации исполнительской техники, вариативности методических основ и практических подходов в процессе обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- посредством создания учебно-методических комплексов специальных дисциплин, ориентированных на пересмотр определенных методических положений, обусловленных тематикой исследования;

- посредством участия в межвузовских, всероссийских и международных семинарах и научно-практических конференциях, посвященных проблеме исследования;

- посредством организации межвузовских научно-практических семинаров, посвященных проблемам методологии современного музыкального образования;

- в ходе практической педагогической деятельности посредством внедрения в практику специальной профессиональной подготовки учебных программ, пособий, обновления репертуарных перечней по ряду исполнительских дисциплин.

Внедрение основных результатов исследования осуществлено посредством публикации учебных пособий, статей, учебно-методических материалов, примерных и рабочих программ, а также монографий по теме исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: