Характеристика инфраструктуры туристического рынка Свердловской области




 

Свердловская область - важнейший промышленный регион России - обладает относительно благоприятными рекреационно-туристскими ресурсами[13].

Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии, относительная политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития рекреационно-туристского комплекса Свердловской области.

Город Екатеринбург - главный туристский центр области, зона ускоренного туристского освоения. Областной центр располагает высоким экономическим, культурно-историческим, научным потенциалом, имеет развитую транспортную сеть (международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал), наибольшую густоту размещения объектов туристской инфраструктуры.

Однако, несмотря на значительный рекреационно-туристский потенциал, существующая материальная база сферы отдыха и туризма в настоящее время характеризуется высокой степенью физического и морального износа. До 60% основных фондов местных гостиничных и специализированных средств размещения нуждаются в модернизации[14].

По состоянию на 1 августа 2010 г в Свердловской области действуют 436 турагентов, 57 туроператоров и 24 фирмы, специализирующиеся на внутреннем туризме. [15]

В Екатеринбурге действуют 240 туристических фирм (2% от общего количества российских турфирм), 32 из них специализируются на въездном туризме. [16].

Среди крупных фирм с объемом обслуживания более 1000 человек и объемом реализации более 1 мнл. руб. в год преобладают фирмы, которые занимаются туроператорской и турагентской деятельностью одновременно[17].


Таблица 2. Туристские фирмы с объемом обслуживания более 1000 чел. в год [18]

Название Направления деятельности Место расположения
Туроператоры
Аэромост плюс Выездной международный туризм, оформление авиабилетов Екатеринбург., пр. Ленина, 28
Виста Выездной туризм: США и другие страны мира Екатеринбург, Толмачева, 10
"Гринекс Екатеринбург" Выездной туризм: Испания, Турция т.д. Екатеринбург, Ленина, 5/2
Джаз-тревел Выездной туризм: ОАЭ, Канарские острова, Таиланд, о. Бали Екатеринбург, Ленина, 24/8; Ленина, 36
Евразия Прием и экскурсионное обслуживание в Свердловской области, все виды международного и внутреннего туризма Екатеринбург, Пролетарская, 3
Континент-интур Выездной и внутренний туризм Екатеринбург, 8 Марта, 15
"Круиз" Выездной и внутренний туризм Екатеринбург, Свердлова 11-А, 144
"Мир" Элитарный и экзотический выездной туризм Екатеринбург, Куйбышева, 44
"Паломник" Религиозный и внутренний туризм по Уралу Верхотурье, гостиница "Соболь", Екатеринбург, 8 Марта, 7
"Спутник" Международный и внутренний туризм, авиакассы, визовая поддержка Екатеринбург, Пушкина, 5
НТТБ "Спутник" Международный и внутренний туризм, авиакассы Нижний Тагил, Ленина 28А
Форсаж плюс Международный туризм, шоппинг-туры Екатеринбург, Пушкина, 2
Фонд мира Выездной туризм Екатеринбург, Хохрякова, 25
ЯВА-тур Выездной туризм, организация детского отдыха Екатеринбург, Первомайская,104
Турагенты
Виктория ЛТД Международный и внутренний туризм Нижний Тагил, Ленина 17
Калипсо-тур Внутренний лечебный и оздоровительный туризм Екатеринбург, Попова, 4а
Рочер Шоп-туры и туры на отдых в Китай Екатеринбург, Генеральская 6
"Русские каникулы" Международный туризм: ОАЭ и др. страны Екатеринбург, Радищева, 4-1

 

Свердловские турфирмы стали активнее участвовать и в традиционных московских международных выставках.

В структуре рынка явно преобладает внутренний туризм - 92,7%, въездной международный туризм составляет 2,9% совокупного объема обслуживания, выездной международный туризм - 4,4%.

Объем реализации услуг населению санаторно-оздоровительными, гостиничными и туристскими организациями Свердловской области в 2009г. составил 1919,5 млн. руб[19].

Рост объемов реализации услуг сферы отдыха и туризма наряду с повышением их значимости на потребительском рынке ведет к тому, что предприятия туристской отрасли играют все более заметную роль во внешнеэкономической деятельности региона. Тем не менее, роль туризма, как самой доходной экспортной статьи на мировом рынке, успешно соперничающей с экспортом нефти и автомобилей, на региональном рынке пока явно недооценивается.

Въездной туризм по направлениям представлен не столь разнообразно, чем выездной. Страны ЕС остаются на первом месте по въездному туризму. Чаще всего Свердловскую область посещали туристы из Великобритании, Франции, Испании, Германии, Польши, Нидерландов, Финляндии, Чехии, Израиля. Нарастает поток прибывающих преимущественно с деловыми целями из Китая и Южной Кореи[20].

Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет Свердловской области завоевывать серьезные позиции на туристском рынке в случае государственной поддержки развития отрасли на региональном уровне. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на российском и международном рынке до создания льготного налогового режима в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и реализацией туристского продукта по приоритетным видам туризма - въездному и внутреннему.

Наиболее слабым звеном в системе государственного регулирования в сфере туризма и отдыха Свердловской области в настоящее время является отсутствие системы продвижения регионального туристского продукта, что не способствует росту устойчивого туристского потока, направленного в Свердловскую область.

Также ощущается дефицит квалифицированных специалистов в отрасли, особенно в части обслуживания прибывающих в Свердловскую область туристов.

К специфическим проблемам реализации рекреационно-туристского потенциала Свердловской области относятся: столкновение интересов урбанизации и рекреации при расширении зон промышленной и гражданской застройки; отсутствие действенной системы регулирования рекреационных нагрузок на природные комплексы уже существующих зон отдыха; инфраструктурная необустроенность транспортных коммуникаций, недостаточная профессиональная подготовка кадров туристского профиля.

Существующая инфраструктурная база не отвечает потребностям современного туризма, отсутствуют благоприятные условия для инвестиций в строительство и реконструкцию гостиниц и специализированных средств размещения (санаторно-оздоровительных организаций) и благоустройство дорог и объектов туристского показа.

Необходимо более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживить областной туристский рынок, укрепить материальную базу туристской инфраструктуры, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны областного правительства.

С целью развития туризма в Свердловской области принята среднесрочная Программа развития туризма. В случае успешной реализации среднесрочной программы будут созданы условия стимулирования привлечения внебюджетных отечественных и зарубежных инвестиций на период до 2015г.

Основной социально-экономический эффект Программы заключается в создании условий для удовлетворения потребности различных категорий населения области в полноценном отдыхе в соответствии с предъявленным спросом, приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям, накопленным в регионе.

По сравнению с общероссийскими показателями доля внутреннего туризма на Среднем Урале несколько выше общероссийского показателя.

Причины: относительная удаленность Уральского региона от границ Российской Федерации; темпы роста денежных доходов населения в Уральском федеральном округе опережают среднероссийские показатели.

Иностранные граждане, регистрирующиеся в УФМС РФ по Свердловской области, представляют преимущественно страны СНГ. Основной поток из-за рубежа прибывает в область с частными целями (в поисках трудоустройства) - 71,3% от общего количества зарегистрировавшихся в 2005 г., 75,4% - в 2006 г. и 71,3% - в 2007 г. Граждане стран СНГ среди них в последние годы составляют до 98-99%. Наоборот, удельный вес представителей стран дальнего зарубежья высок среди тех, кто указывает при регистрации такие цели приезда, как деловой / профессиональный или туристский интерес[21].

 

Таблица 3. Зарегистрировано иностранных граждан (по данным УФМС РФ по Свердловской области) [22]

Цель въезда в РФ:      
Частная, чел. (подавляющее большинство - из стран СНГ: в 2003 г. - 96,7%, в 2004 г. - 98,8%, в 2005 г. - 99,2%, в 2006 г. - 97,8%) 70 877 86 769 100 987
Деловая (доля граждан стран дальнего зарубежья значительна) 8 944 9 307 19 379
Туризм (доля граждан стран дальнего зарубежья значительна) 2 522 2 743 17 440
Учеба   1 223 2 912
Гуманитарная      
Гостиницы* 15 265 14 810 в т. ч.25 331
ВСЕГО 99 471 115 122 141 537

 

В 2007 г. из 100.987 человек только 25.000 стали клиентами гостиниц. Немалое количество иностранцев проживает в других местах - на квартирах, базах отдыха и т.д. Средняя продолжительность их пребывания тоже составляет менее 3 дней - следовательно, они на вполне законных основаниях могут не регистрироваться в УФМС.

При сохранении существующих на сегодня сетевых параметров средств размещения - специализированных и гостиничных предприятий, необходимо провести модернизировать номерной фонд и исключить эксплуатацию номеров без удобств, для чего необходимо провести реконструкцию 3,7 номеров на 6 тыс. мест санаторно-оздоровительных организаций и 1,2 тыс. номеров гостиничных предприятий. Минимальный совокупный объем инвестиций, необходимый для доведения средств размещения до соответствующего предъявляемому спросу составляет 850 млн. руб., из них 550 млн. руб. - реконструкция специализированных средств размещения, 300 тыс. руб. - реконструкция гостиниц "Большой Урал, "Свердловск", "Отель Екатеринбург-Центральный", "ЕврАзия"[23].

В последние годы выявился резкий рост прибытий в сельскую местность.

Это привело к увеличению количества мест в загородных коллективных средствах размещения, в повышении средней обеспеченности гостиничным фондом именно в сельской местности и выразилось в существенном возрастании ночевок за пределами городов.

 

Таблица 4. Соотношение количественных показателей городских и загородных коллективных средств размещения общего назначения [24]

  2005г 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Общее кол-во средств размещения:          
В т. ч. в городской / сельской местности 122/5 127/3 132/3 163/8 199/17
Количество мест: всего / в городской / сельской местности 7695/7610/85 8068/7991/77 7958/7893/65 9209/8545/664 10 944/10224/720
Средняя обеспеченность (мест на 1000 жителей): всего / в городской / сельской местности 1,7/2,0/0,1 1,8/2,0/0,1 1,8/2,1/0,1 2,1/2,3/0,9 2,5/2,8/1,0
Число ночевок, тыс.: всего / в городской / сельской местности 1205,9/1203,5/2,4 1074,3/1073,7/0,6 1200,2/1199,3/0,9 1208,9/1117,9/91,0 1593,5/1465,9/127,6

 

По объёмам потребления туруслуг рынок Свердловской области в прошлом году составил 11 с половиной миллиардов рублей. Это почти 9 процентов от общего объёма всех платных услуг, оказанных в регионе.

Сегодня на Среднем Урале в сфере туризма и смежных отраслях занято более 75 тысяч человек. Это работники турфирм и экскурсионных бюро, гостиничных предприятий, санаторно-курортного комплекса, музейных объектов. В области три природных парка, 60 баз отдыха, 93 предприятия санаторно-курортной сферы, 15 горнолыжных комплексов. Некоторые из них пользуются буквально всероссийской популярностью. Например, маршруты по Бажовским местам, по местам, связанным с историей семьи Романовых, по православным святыням Урала, путешествия на границу Европы и Азии, в природный парк "Оленьи ручьи".

По планам органов власти, количество туристов, ежегодно посещающих Свердловскую область, к 2020 году должно достигнуть отметки минимум 2 млн. 200 тысяч человек. Но для этого, конечно, требуется дальнейшее развитие отрасли. Уже сейчас разработаны или разрабатываются новые проекты. Одни из самых амбициозных - создание в Екатеринбурге Международного выставочного центра, парка развлечений по типу Диснейленда, но с российской и уральской стилистикой, а также лечебно-оздоровительные комплексы возле посёлка Сарана в Красноуфимском районе и в районе Тавды и Туринска. [25]

Стратегическая цель государственной политики в области развития туризма в Свердловской области направлена на то, чтобы посредством сбалансированного и устойчивого развития туристской индустрии обеспечить качественный и доступный туристский продукт и освоение имеющихся туристских ресурсов Свердловской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: