Просмотрев Положения по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с общественностью:
) обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
) обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
) содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
) содействие реализации законодательства;
) содействие становлению институтов гражданского общества.
Среди же основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:
установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:
. Микроуровень, когда анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается как относительно автономный субъект управления.
. Мезоуровень, когда анализируются отношения между различными структурами государственного и муниципального управления.
. Макроуровень, когда анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества, социальными группами.
Создание Центра общественных связей в Минюсте стало возможным лишь в 90-е годы, и, претерпев ряд структурных изменений, на базе отдела по связям с общественностью был сформирован Центр общественных связей, ставший на сегодняшний день главным органом Министерства юстиции по работе с общественностью и СМИ.
|
Центр находится в непосредственном подчинении министру юстиции и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.
Документами Центра определены главные задачи его создания:
а) информационное обеспечение деятельности Минюста и его подразделений;
б) анализ и формирование общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности Минюста и его подразделений;
в) установление связей с федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке вопросов, которые касаются деятельности Минюста);
г) участие в правовом просвещении граждан.
Можно расшифровать эти задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей практике:
ü оперативное распространение через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений, сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность Минюста;
ü организация в СМИ материалов об участии Минюста в нормотворческой деятельности Правительства РФ, координации нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
ü освещение в СМИ деятельности Минюста по проведению судебной реформы, организационно-правовому обеспечению работы судов, осуществлению функций регистрации общественных и религиозных объединений, ведомственных нормативных актов;
|
ü содействие распространению сведений о системе юридических услуг и их значении для реализации прав и свобод граждан, внедрение правовой культуры в разрешение конфликтных ситуаций;
ü информирование об участии Минюста в международно-правовой защите прав и свобод граждан;
ü подготовка для печати совместно с другими подразделениями Минюста обзоров судебной статистики;
ü организация пресс-конференций, брифингов, встреч с российскими и зарубежными журналистами, подготовка заявлений для печати;
ü организация выступлений руководителей Минюста по радио, на телевидении, в печати с освещением проблем деятельности Минюста, судов, органов юстиции;
ü подготовка печатных и фотоматериалов, отражающих деятельность органов юстиции;
ü аккредитация при Министерстве российских и зарубежных корреспондентов;
ü развитие информационных связей с пресс-службами других федеральных органов исполнительной власти, информационными службами министерств других государств;
ü подготовка документов об учредительской деятельности Минюста, оказание содействия в издании журналов, газет специального юридического и общеправового назначения;
ü анализ и обобщение публикаций СМИ в интересах развития законопроектной деятельности Минюста, совершенствование деятельности органов юстиции;
ü установление связей с союзами журналистов другими творческими союзами, редакциями газет, журналов, других периодических изданий, радио, телевидения;
ü обобщения положительного опыта по информационному обеспечению деятельности судов, органов юстиции;
|
ü содействие систематическому освещению работы органов юстиции в СМИ, подготовку в этих целях программ, сообщений;
ü установление связей с федеральными органами представительной власти, сбор и анализ информации об их деятельности;
ü оперативное информирование руководства Министерства, начальников департаментов о работе федеральных органов представительной власти, их решениях, имеющих отношение к органам юстиции;
ü осуществление связей с общественными объединениями, партиями, движениями в целях привлечения представителей общественности к проведению мероприятий, в ходе которых Центр решает задачи правового просвещения, разъяснения законодательства;
ü участие в проводимых общественностью инициативных исследованиях по проблемам государственного строительства, правосудия, правового просвещения, анализ и оценка эффективности этой работы;
ü участие совместно с другими подразделениями Министерства в экспертизе нормативных актов, регулирующих деятельность СМИ, общественности и организацию правового просвещения, подготовку соответствующих заключений;
ü анализ опубликованных материалов, отражающих мнения партий и других общественных объединений по вопросам права и законности;
ü обеспечение руководства Минюста оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических партий, профсоюзов, и других общественных объединений, если они содержат информацию, относящуюся к деятельности органов юстиции;
ü обеспечение руководства Министерства информацией об общественном мнении, реакции на деятельность органов юстиции;
ü установление контактов с издательскими домами, творческими союзами, оказание ми помощи в создании произведений, воспитывающих уважение к праву и законности, взаимодействие по этим вопросам с соответствующими ведомствами;
ü рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;
ü изучение и обобщение опыта органов юстиции по организации связей со СМИ, общественностью, органами представительной власти, учебными и просветительскими организациями, оказание методической помощи в этом органам юстиции и др.
Для успешного осуществления своих обязанностей, и, таким образом, для достижения поставленных перед ними целей, Центру предоставляется право:
запрашивать информацию у структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов власти, юридических лиц, получать необходимые документы и сведения, направлять своих представителей для участия в конференциях, семинарах и т.д.;
по согласованию с министром юстиции осуществлять контакты с органами законодательной и исполнительной власти, их управлениями, пресс-центрами, пресс-службами;
через руководство Минюста обращаться в аппарат Федерального Собрания с просьбами о содействии в организации связей с комитетами и комиссиями палат, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации;
вести переговоры с общественными и творческими организациям, отдельными лицами, в установленном порядке заключать с ними договоры и соглашения;
вступать в контакт с органами образования, науки, общественностью, СМИ для организации учебно-просветительской деятельности;
принимать участие в заключении договоров на проведение аналитических исследований и в экспертизе материалов по вопросам, относящимся к компетенции Центра;
вносить руководству Минюста предложения по совершенствованию деятельности Министерства в целом и Центра в частности.
В соответствии со штатным расписанием общая численность работающих в Центре - 10 человек. В основе структурных подразделений лежит функциональный принцип. Так, в составе Центра было образовано три внештатные группы, ориентированные на курирование определенных направлений деятельности Центра:
группа обработки входящей информации, PR-сопровождения и рекламы;
группа накопления, систематизации и передачи информации;
группа подготовки и редактирования исходящей информации.
В социальном управлении находят применение четырем основным типам организационных структур: линейный, функциональный, линейно-штабной и матричный.
Сегодняшняя структура Центра строится на сочетании линейного и функционального начал. Суть ее состоит в том, что нижестоящее звено (сотрудник отдела) подчиняется своему линейному (непосредственному) руководителю и одновременно обязано выполнять руководителя соответствующего направления деятельности в рамках его полномочий. Линейный руководитель имеет помощников в лице трех специалистов отдела, которые с одной стороны помогают руководителю принимать решения, а с другой стороны оказывают координирующее информационно-методическое воздействие.
Структурные связи в отделе таким образом можно подразделить на три группы:
. Вертикальные (обеспечивается единство управления).
. Функциональные (согласованность действий подразделений и сотрудников).
. Горизонтальные (взаимоотношения между сотрудниками, не находящимися в функциональной зависимости).
Наконец, кратко остановимся на особенностях внутрикорпоративных служб, обеспечивающих систему взаимодействия между отделами PR и их взаимоотношениях с другими структурными подразделениями государственной организации.
Как правило, внутри PR - службы имеются отделы: аналитической работы, планирования, координации и т.д. подструктур может быть меньше или больше в зависимости от кадровых, материальных, информационных ресурсов, в зависимости от уровня государственного органа. Чаще всего служба по связям с общественностью наиболее активно взаимодействует с департаментами культуры, образования, отделом писем, приемными по жалобам и обращениям граждан, и т.д.
Внутрисистемные связи PR осуществляются на определенных принципах:
а) системность (комплекс связанных друг с другом приемов и методов);
б) согласованность, координация (обеспечение горизонтального и вертикального взаимодействия);
в) адекватность (соответствие средств, целей и предмета ситуации);
г) «гибкая технология» (предусмотрение возможности изменения ситуации, и, как следствие, изменения инструментария) [7].
Заключение
На основании проделанной работы я пришла к следующим выводам.
Связи с общественностью в государственной сфере, наряду с собственными методами, иногда используют методы, заимствованные из арсенала пропагандистских средств. Это связано с тем, что и связи с общественностью, и пропаганда стремятся воздействовать на ценности, ориентируясь на долговременный результат. Однако, если пропаганда не всегда учитывает этические аспекты, связи с общественностью, напротив, стремятся достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей.
Связи с общественностью могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В деятельности связей с общественностью цель почти никогда не оправдывает использование ложных, вредных или сомнительных средств.- подготавливает целевую аудиторию к концепции новой идеи (товара, услуги) и корректирует позиционирование этой идеи (ее место в умственной классификации потребителя), формирует гармонию между концепцией и позиционированием, действуя на потребительскую аудиторию изнутри, через общественное мнение. В этом заключается суть PR-технологий.
Показателем эффективности PR-стратегий, PR-приемов можно считать:
в тактической перспективе:
гармоничные отношения концепции идеи и позиционирования ее целевой аудиторией;
в стратегической перспективе:
взаимовыгодные, гармоничные связи, взаимное понимание и доброжелательные отношения между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех.
Следует, однако, отметить, что этот показатель зависит не только от системного подхода организации к разработке и реализации стратегии PR-продвижения, но и от системного подхода и планомерной реализации коммуникационной стратегии государственного управления в целом.Relations - это особая управленческая функция, помогающая устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между органом государственной власти и связанной с ней общественностью.
Деятельность «паблик рилейшнз» в принципе институализирована. В органах государственного управления и в политических организациях службы PR называются по-разному: департамент общественных связей, отдел по связям с общественностью, информационно-аналитический центр, департамент по управлению общественными связями и т.д. Эти подразделения имеют адекватную целям организации структуру: отделы анализа, планирования, координации, административный, производственный, пресс-служба.
Потребность в обратной связи со всеми общественными объединениями да и просто людьми столь велика, что в системе государственного управления службы «паблик рилейшнз» приобретают все большую значимость.
Список источников
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М: Омега-Л, 2004. - 301 с.
2. Векслер А.Ф. PR и культура. - С-П.: Лань: Планета музыки, 2010. - 334 с.
. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М., 2002. - 551 с.
. Гриб В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере. // Социальное и пенсионное право. - 2010. - №4. - С. 13-17
. Загородников А.Н. PR-вчера и сегодня. // Обозреватель. - 2012. - №1. - С. 28-46
. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. - М.: Дело, 2008. - 719 с.
. Зундэ В.В. Концепция формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций. - М.: Экономические науки. 2008. - 177 с.
. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл-бук, 2000. - 622 с.
. Катлип С. Паблик рилейшенз. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2003. - 624 с.
. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. - М.: Академический проект, 2008. - 509 с.
. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - М.: РАГС, 2001. - 520 с.
. Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации: Курс лекций. - Воронеж, 2003. - 144 с.
. Кочеткова А.В. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
. Левина С.А. Маркетинговые исследования в связях с общественностью. - С-П.:СЗАГС, 2010. - 143 с.
. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 541 с.
. Мединский В.Р. Негодяи и гении PR от Рюрика до Ивана 3 Грозного. - С-П.: Питер, 2009. - 316 с.
. Маслов И.В. Проблемы и перспективы развития взаимодействия населения и исполнительных органов государственной власти в регионе // Регионология. - 2012. - №2. - С. 34-39
. Наше время управлять: сборник материалов научной студенческой конференции. - Архангельск, 2005. - с. 209
. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. Международный пресс-клуб, 14 декабря 2008 г.
. Румянцева В. Общественный контроль за деятельностью государства. // Человек и закон. - 2009. - №8. - С. 28-35
. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. - СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006. - 435 с.
. Райс Л. Расцвет пиара и упадок рекламы: как лучше всего представить фирму. - М.: АСТ, 2004. - 313 с.
. Старовойтов А.А. организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации как предмет правового регулирования // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Т.6 №21. - С. 169-180
. Станкевич Л.Т. Административная реформа России как процесс формирования диалога государственной власти и общества. // Управленческое консультирование. - 2005. - №3. - С. 197-211
. Станкевич Л.Т. PR-технологии как инструмент преодоления кризиса. // Управленческое консультирование. - 2012. - №3. - С. 214-216