Форма физической культуры в режиме учебного труда.




В настоящее время физическая культура в учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности учащегося. Функциональное состояние нервной системы у учеников непосредственно связано с учебной нагрузкой. Она определяется характером умственной деятельности – сложностью, общим объемом и временем ее выполнения. Продуктивность деятельности (количество выполняемой работы) также зависит от характера деятельности, активности, индивидуально типологических особенностей и т.д.

Напряженный умственный труд учеников нередко сопровождается ограничением физической активности. Дефицит мышечной деятельности оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма, способствует снижению умственной работоспособности и, в конечном итоге, оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся.

Качественное обучение учеников предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в учебном заведении.

Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности учеников и студентов, а также учебно-трудовая активность учащихся.

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности учащихся в режиме учебного труда применяется такое понятие как «малые формы» физической культуры.

Основными признаками малой формы занятия физическими упражнениями в режиме учебного труда, являются следующие условия [1]:

- относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему.

Типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности, оптимизация динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние, поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;

- сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут;

- незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности — трудовой, служебной, учебной, — непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут);

- относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

К такой форме физической культуры в режиме учебного труда учащихся относятся [2]:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- физкультурная пауза;

- микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения учеников в учебно-трудовой день.

Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха учащихся и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность учащихся начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности учащихся в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде учащихся с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде сучащихся в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке учащихся, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде учащихся играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Список используемой литературы:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», Москва, 2016. – 544 с.

2. Князев В.М., Прокопчук С.С. Физическая культура в высших учебных заведениях. – М.: Санкт – Петербург, 2015. – 169 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: