Автор преподаватель вокально – хорового отделения Шустова Е.С.




Методическое сообщение

«Как исправить гнусавость звукоизвлечения.

Причины гнусавости и способы исправления»

Автор преподаватель вокально – хорового отделения Шустова Е.С.

Весь секрет правильного преподавания пения заключается в ухе педагога, которое должно слышать и чувствовать малейшее отклонение голоса от правильного пути. Иными словами, педагогом может стать только тот, кто обладает от природы или развил в себе вокальный слух – умение переводить звук голоса в мышечные ощущения, то есть способен на слух анализировать функции голосового аппарата. Например, если в голосе ученика слышится зажатость или форсировка, то нужно суметь понять, какие мышцы вокального аппарата мешают голосу звучать свободно, непринужденно, легко. На практике оказывается, что в одном случае голосу мешает звучать зажатая челюсть, в другом – напряженный язык и т. д. Как характер и темперамент каждого человека отличаются своими особенностями, так и физиология и анатомическое строение аппарата голоса не у всех людей одинаковы, а потому каждый голос требует индивидуальной постановки. Существует множество дефектов голоса, и только от уха грамотного педагога, то есть от его вокального слуха, будет зависеть правильная диагностика дефектов голоса и пути их устранения. Одним из распространенных дефектов звукоизвлечения является пение в нос или гнусавый призвук при пении, которое обусловлено несколькими причинами – слабость мышц мягкого неба, зажатость в носовой части лица и не широко открытый рот при исполнении. Причины также могут быть обусловлены физиологией певца – искривленная носовая перегородка или увеличенные аденоиды. Иногда пение через нос получается при психологической зажатости и неуверенности в своих вокальных данных. Как распознать проблему? Если вы никогда не задумывались о качестве своего звучания - не лишним было бы убедиться, что вы не из тех, кто гундосит и даже не знает об этом. Три простых совета как быстро понять, поете ли вы в нос:

1. Самый верный способ проверки - зажать нос пальцами и спеть любую мелодию:

· звук стал заметно тише - пою в нос

· звук не изменится - пою не в нос

 

2. С зажатым носом вы почувствуете сложности с сонорными звуками "м" и "н" - их невозможно произнести без носового выдоха. Поэтому лучше петь мелодию на любой гласный.

3. Запишите себя на диктофон или камеру и послушайте с разумной долей самокритичности.

4. Спросите у преподавателя или того, кто разбирается в вокале (например, друг или родственника с музыкальным образованием и хорошим вкусом).

Если ваши опасения о носовом призвуке подтвердились, то вам следует знать, что у носового пения есть ряд неприятных эффектов;

· оно неблагозвучно и раздражает слушателей

· дикция становится невнятной - часть слов трудно понять

· неверная работа мышц может привести к их зажатости

· петь полным голосом при неправильной подаче воздуха невозможно

· при пении в нос сужается диапазон

Все это ограничивает вас как вокалиста. Но не расстраивайтесь — это легко исправить. Как не петь в нос: упражнения и рекомендации

Существует несколько простых приемов и упражнений, позволяющих научиться пению не в нос. Они предназначены для укрепления мышц мягкого неба и выработки правильной артикуляции. Мягкое небо - находится в глубине рта и оканчивается язычком - небной занавеской. Она разделяет ротовую и носовую полости. И вся эта конструкция имеет мышцы, которые можно и нужно тренировать. Правильное положение неба блокирует выход воздуха через нос и обеспечивает объемный звук. Сглотните - и вы почувствуете, как проход в носовую полость закрылся. Произнесите звук "М" или "Н" - теперь небо свободно провисло, и часть воздуха ушло через нос. Найти правильное положение помогут простые упражнения и распевки:

1. Совершаем такие действия:

  • позевывание,
  • сглатывание капелек воды,
  • покашливание,
  • надувание шариков,
  • согревание рук дыханием.

Важно!!! При выполнении упражнений концентрируйтесь на своих ощущениях - мягкое небо подтягивается, поднимается, образует купол.

2. Звукоподражания птицам и животным хорошо помогает привести мягкое небо в нужное нам состояние.

  • Покукуйте и поухайте совой. Зажмите нос и добейтесь, чтобы качество звука не страдало (мягкое небо поднимается, верхняя губа хорошо прикрывает верхние зубы, звук объемный, полный, крупный).

3. Смех Мефистофеля (ребенку предложите любого знакомого ему отрицательного героя).

· Хохочем театральным злорадным смехом по звукам распевки: до-ми-ми-ми-ми = а-ха-ха-ха-хаа: поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам. Время от времени проверяйте себя: зажмите нос - звук не должен меняться.

4. Песня удава Каа.

Поем слог "КА" по звукам любой распевки. Каждая нота - новый слог "КА" (с произнесением буквы "к", корень языка опускается, небо приподнимается, челюсть расслаблена и легко открывается вниз).

5. Зажимаем нос и произносим скороговорки, в которых нет звуков М и Н:

· От топота копыт пыль по полю летит.

· По бревну бобры бредут.

· Купи кипу пик.

!!! Зажатый нос вынудит вас направлять струю воздуха через рот. Голос должен звучать естественно.

6. Пропойте на одной ноте гласные звуки УОАЭЫ(на Ы- искусственно зевните). Продолжайте поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам. Когда меняете гласный, следите за тем, чтобы звук не спотыкался и не прерывался. Он должен литься ровно.

7. Поем на Ю любые мелодии или распевки. Звук "Й" в буке Ю обеспечивает правильное положение языка и мягкого неба.

8. Поем на одном звуке фразу, где преобладает какой-то гласный:

· Пример на У: "Федул букашку с булки сдул",

· Пример на О: "Рос росток - золотой колосок"

!!!Поднимаемся, а потом опускаемся по полутонам. Зажмите нос во время распевки и исключите носовой звук. Преодоление дефектов звукообразования требует упорства и настойчивости, постоянной систематической и целенаправленной работы, как преподавателя, так и учащегося. Вокалисту необходимо пополнять технические знания и методы, тренироваться и упражняться, чтобы воздействие голоса на слушателя было положительным, чтобы сам артист во время выступления чувствовал свободу, мог полноценно выразить все тонкости исполняемого произведения. Правильное вокальное воспитание, основанное на развитие естественного, свободного голоса, органичности в работе всего голосового аппарата является лучшей профилактикой большинства недостатков звукообразования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: