Интересные факты о Шёнберге




Экспрессионизм

 

 

Работу выполнила

Ученица 5 класса

Пудышева Анна

Преподаватель:

Аввакумова Е. Г.

 

 

Санкт-Петербург

2020
Содержание

· Экспрессионизм

· Нововенская школа

· А. Шёнберг

· А. Веберн

· А. Берг

 

 


 

Экспрессионизм

Экспрессионизм – одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии.

Единственной устойчивой реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, воплощение которого стало его главной целью. Само название этого направления (от лат. expressio, франц. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Все остальное – хаос, сплетение случайностей.

Экспрессионизм — искусство корни которого связаны с «синдромом конца века»(на рубеже XIX-XX столетий он ощущался чрезвычайно остро), а наиболее яркие проявления — с отражением катаклизмов разрушительной эпохи двух мировых войн. Поэтому главным «посланием» экспрессионизма был глубокий пессимизм, отражавший разочарование в ценностях цивилизации, эмоциональным фоном — страх, ощущение катастрофичности бытия, обречённости человека перед жестоким социальным прессом, боль и отчаяние от неспособности изменить положение вещей, а основными темами — страдание, болезнь, смерть, порабощение психики разрушительными инстинктами. Жизнь для экспрессиониста — своеобразная «травма», незаживающая рана. Существенным качеством ряда экспрессионистских творений был также «позитивный» пафос утопических проектов «новой человечности», «просветления», гуманизации общества.

Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов, и швейцарца Фердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора. В экспрессионизме было много противоречий. Громкие декларации о рождении новой культуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные переживания. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.

Экспрессионизм стремился предать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропорции, сознательно искажая изображаемые предметы. В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок.

Нововенская школа

 

Новая венская школа, Вторая венская, Венская атональная школа, Венская школа - творческое содружество А. Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь А. Берга и А. Веберна, а также их муз.наследие. Названия "Н. в. ш." и "Вторая венская школа" исходят из кругов приверженцев Н. в. ш.; они имеют целью показать, что Н. в. ш. представляет явление, по своей значимости сопоставимое со "старой венской школой", или "первой венской школой", т. е. с венской классической школой, что Н. в. ш. преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классич. школы. В действительности Н. в. ш. во многом противоположна венской классич. школе. По своей внутр. сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творч. представителей Н. в. ш. характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактич. отказ от принципов народности и национальности. Первоначальной общей основой Н. в. ш. был атонализм, к к-рому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, к-рый полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки - к сериальности. В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего муз.романтизма ("Просветлённая ночь", "Песни Гурре"), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций. Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творч. установок, авторами ряда книг и статей, в к-рых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Н. в. ш., в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов мн. стран. – крупнейшая музыкальная школа ХХ века. Представители: Берг, Шенберг, Веберн. «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро», опера «Моисей и Арон» написаны крупнейшим деятелем школы – Шенбергом; пьесы «Хоровод» и «Воццек», «Лирическая сюита», концертная ария «Вино» принадлежат Бергу; пять оркестровых пьес («Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминание», «Душа»), «Святая святых», струнное трио, кантата «Свет глаз», автором которых является наиболее поздний представитель школы – Веберн.

Особенность нововенских мастеров в том,что все они солидные профессионалы, а не ремесленники, подлинные «люди культуры». Они авторы кантат, балетов, пьес для оркестра (им отводится особое место в творчестве), в том числе и «экспериментальных» с применением всевозможных авангардных новшеств. Многозначительным примером музыкального «дуализма» в творчестве нововенцев может служить творчество Шёнберга и Берга. Здесь есть все: экспрессионизм. Бунт, обличение и протест, которые особенно ярко проявились в годы первой мировой войны. Художественное самовыражение, искания композиторов, вклад в развитие музыки на западе дают право считать нововенцевгениями.В «Учении о гармонии» (1911) Шёнберг утверждал, что художнику (музыканту) вполне достаточно следовать своему внутреннему импульсу, это является гарантией правдивости и прогрессивности искусства. С Нововенской школы музыка пошла навстречу иному толкованию самой музыки: духовность, хаос, противоречия пытаются быть ограничены, находиться под контролем творчества. Композиторы по-новому испытывают ощущение правды жизни, пытаясь преодолеть инертность восприятия, развеять иллюзии. Лучшие произведения нововенцев (прежде всего Берга) были восприняты общественностью как проявления социального и нравственного критицизма.Конфликт в творчестве нововенцев проявился в ограничении мировоззрения авторов и одновременнойрадикализации принятия творческих решений, к взрыву творческих традиций. Школа нововенцев явилась для тех лет наиболее радикальной. Музыка не знала прежде столь решительных отказов от исторически сложившихся основ этого искусства. Что поставило нововенцев в особое, исключительное положение. Стилистические искания нововенцев были тесно связаны с потребностями времени – это отражало сложную ситуацию эпохи. Стиль, сложившийся в русле нововенской школы – жестко экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человечного». Реформа Шёнберга установила курс на ликвидацию основ музыки, их замену. Например: теперь все романтическое воспринималось как нетерпимо благодушное, тривиальное и к тому же ложное. Интонация остается осмысленной, а музыка стала сама собой (!), обрела новые возможности; на первый план выходят отдельные созвучия. Все эти последствия реформы Шёнберга не могли не отразиться на творчестве композиторов-нововенцев. Несмотря на ряд негативных последствий реформы Шёнберга, были созданы выдающиеся произведения. Это своеобразная «математика против чувств». Композиторская практика ХХ века не оправдала этих надежд. Главная заслуга нововенцев по сравнению с другими музыкальными школами ХХ века – это изобретение новой тональности и уничтожение упорядоченной мелодии. Трудно сказать, что потеряла или приобрела музыка, лишенная тональных опор. Во всяком случае, новая музыка ХХ века освобождена от классических, «догматических» установок прошлых эпох.

 

 

Арнольд

Франц Вальтер

Шёнберг

(1874-1951)

 

 

13 сентября 1874 года в венском гетто появился на свет Арнольд Шёнберг. Его мать была педагогом по фортепиано, но постигать основы музыкальной грамоты и учиться играть на скрипке Арнольд начал самостоятельно.

Ранняя кончина отца поставила молодого человека перед необходимостью зарабатывать на жизнь, и с 16 лет после окончаниягимназии он начал работать в банке. Однако вскоре понял, что музыка из увлечения стала предназначением. Его первым учителем стал известный австрийский композитор А. фон Цемлинский, на сестре которого в 1901 году Арнольд женился. У них родилось двое детей – дочь и сын.

В Вене начала 20 века правили бал оперетты, именно они давали возможность Шёнбергу заработать на оркестровке. Он преподавал в музыкальной школе и консерватории, с 1904 года – как частный педагог. В 1903 году в Венской опере композитор знакомится с Г. Малером. Шёнберг был горячим поклонником и пропагандистом творчества непризнанного гения. Его привлекала и творческая позиция Малера – бескомпромиссного служения своему таланту вопреки мнению общества.

В 1907 году его серьезно увлекла живопись, а его жену Матильду – новый друг Шёнберга, художник Рихард Герштль, ради которого она дажепопыталась оставить семью. Увлечение продлилось недолго, хотя за эти несколько месяцев композитор готовился свести счеты с жизнью, а его друзья вели переговоры с беглянкой, взывая к ее человеческим и материнским чувствам. В итоге Матильда вернулась домой, а её любовник повесился.

 

В 1911 году в рамках мюнхенской выставки экспрессионистов были показаны и полотна Шёнберга. В это же время выходит его первая книга – «Учение о гармонии». Еще 4 книги и сборник статей будут изданы в 40-60-е годы. Во время Первой мировой войны композитор был призван на службу и провел два года в тыловых частях.

 

Матильда скончалась в 1923, а годом позже 50-летний маэстро женился на Гертруде Колишь. Она также была сестрой, но уже не его учителя, а его ученика. В этом браке родилась дочь и два сына. Согласно биографии Шёнберга, с 1925 года композитора пригласили преподавать в Берлинскую консерваторию. Однако работа там продлилась до 1933 – в Германии развивались антисемитские настроения, и Шёнберги переехали в США. В Новом свете он не нашел интереса к своему творчеству, хотя на протяжении 8 лет и преподавал в Калифорнийском университете. Несмотря на свои достижения в области нового музыкального языка – додекафонии, Шёнбергвсю жизнь учил студентов основам классической композиции и истории музыки. Выйдя на пенсию, денежное содержание которой было весьма скромным, композитор был вынужден подрабатывать частными уроками. После второй мировой войны его произведения вновь стали широко исполняться. Последние годы жизни он провел в Лос-Анджелесе. В 1946 у него случился инфаркт, а 13 июля 1951 года маэстро скончался.

Интересные факты о Шёнберге

· Биография Шёнберга гласит, что он один из немногих композиторов, которые писали музыку не за инструментом, а за столом. Таким же образом работали Моцарт, Берлиоз, Шостакович.

· Композитор имел суеверный страх перед числом 13, даже несмотря на то, что он родился 13-го. Однако умер он также 13-го, в возрасте 76 (в сумме 13) лет. Кстати, оба этих 13-х числа приходились на пятницу. Даже 13-й (или кратный ему) такт своих произведений он считал неудачным.

· Несмотря на то, что Шёнберг имел славу скандального композитора и новатора, он был скромным, тихим и деликатным человеком.

· Композитор был отличным теннисистом.

· На музыку «Лунного Пьеро» поставлены два балета – в 1962 году ГленомТетли для собственной труппы, в 2008 – Алексеем Ратманским для примы Мариинского театра Дианы Вишневой.

· Шёнберг дважды менял вероисповедание – в 1898 году он был крещен в протестантскую веру, а в 1933 – вновь принял иудаизм.

· Дочь ШёнбергаНурия была женой итальянского композитора ЛуиджиНоно, который также использовал технику додекафонии. В 1992 году Нурия написала биографическую книгу о своем отце.

Основные сочинения Шёнберга:

· 4 оперы (одноактные «Ожидание», «Счастливая рука», «С сегодня до завтра»;два акта незавершеной оперы «Моисей и Аарон»)

· «Песни Гурре», «Лестница Якова» (незаверш.), «Kolnidre», «Уцелевший из Варшавы» два солиста (чтеца), хора и оркестра

· «Лунный Пьеро», «Серенада», «Ода Наполеону Бонапарту» два голоса и камерного ансамбля

· Симфническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», 2 камерный симфонии, пять пьес ор.16, вариации ор.31, «Музыка к киносцене» для оркестра

· Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром

· Струнный секстет «Просветленная ночь»,4 струнных квартета (втрой с солирующим сопрано), Струнное трио

· Квинтет для духовых, Фантазия для скрипки и фортепиано

· Около 120 песен в сопрвождениифортепиано (оркестр), хоры

· Пьесы и другие сочинения для фортепиано, органа

· Теоритические работы («Учение о гармонии», сб. статей «Стиль и мысль»)

    Антон фон Веберн (1883-1945)  

Музыка Веберна в творческом наследии нововенской триады занимает особое место, сильно отличаясь от музыки как Шёнберга, так и Берга – прежде всего преобладанием миниатюрных музыкальных форм, в которых плотность и организованность звуковой ткани достигают предела возможного.

Антон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене, в семье горного инженера. Ребенком он не проявил особо выдающейся музыкальной одаренности, хотя тяготение к музыке было сильным. Его духовная жизнь с раннего возраста отличалась глубиной и серьезностью. Он с увлечением занимался игрой на виолончели, мечтал стать дирижером (позже эта мечта сбылась). Но первые опыты сочинения музыки вовсе не дали блестящих результатов.

Решающую роль в жизни Веберна сыграли занятия с Шёнбергом, у которого он учился в 1904—1908 годах. Именно в эти годы он обрел себя как композитор. Однако на жизнь он зарабатывал дирижированием, сначала в ненавистной ему оперетте и только с 20-х годов – занимая более престижные должности (с 1927 года он стал дирижером Австрийского радио). Берг считал Веберна одним из величайших современных дирижеров, но сенсационные гастрольные поездки на его долю не выпали, если не считать отдельных выступлений в Испании и Англии, где он исполнял и собственные произведения. Большое просветительское значение имела деятельность Веберна в качестве дирижера венских рабочих симфонических концертов и хормейстера Рабочего певческого объединения, которая длилась с 1922 года до февраля 1934 года, когда в связи с наступлением фашизма в Австрии рабочие организации были разгромлены.

Жизнь композитора протекала скромно, вдали от суеты, не балуя его шумным успехом; как и жизнь Берга, она небогата внешними событиями.

Наиболее интенсивным оказался контакт Веберна со слушательской аудиторией в столь счастливые для нововенцев 20-е годы. Во всяком случае, его авторитет в композиторских кругах Австрии и Германии был тогда уже достаточно высок, сочинения его исполнялись и издавались, они вызывали интерес и за рубежом, особенно в Англии и США. Положение стало ухудшаться в начале 30-х годов, в пору постепенного сползания государственного строя Австрии к фашизму, и особенно после окончательного захвата этой страны Гитлером в 1938 году. Веберн, оказавшийся неспособным к открытой конфронтации с новым строем, тем не менее страстно отвергал нацистское варварство в области политики и культуры. Он тяжело переживал свое положение внутреннего эмигранта, свое одиночество. К тому времени Шёнберг, с которым ему более не суждено было встретиться, находился в эмиграции, а Берга уже не было в живых. Материальное положение Веберна резко ухудшилось, так как почти все, его должности были упразднены: нацисты причислили его – чистокровного «арийца», но ученика Шёнберга к разряду «еврейских прихвостней». Приходилось перебиваться переложением произведений второстепенных авторов по заказу издательств. Веберн продолжал сочинять музыку, но совершенно без надежды быть услышанным: совсем другое искусство было нужно заправилам Третьего рейха. Большой моральной поддержкой для композитора явилось дружеское общение со скульптором Йозефом Хумпликом и его женой, поэтессой и художницей ХильдегардЙоне, автором текстов поздних вокальных произведений Веберна. В тесном кругу немногочисленных преданных друзей, понимавших и разделявших его художественные устремления, прошли последние годы его жизни, оборвавшейся в результате трагической случайности: 15 сентября 1945 года, уже после крушения нацистской империи, он погиб в Миттерзиле (близ Вены) от пули американского военнослужащего.

Основные сочинения А.Веберна:

• «В летнем ветре», Пассакалья, 6 пьес ор.6, 5 пьес ор. 10, Симфония, Концерт, Вариация для оркестра

•Фортепианный квинтет, Струнное трио, Струнный квартет

•5 пьес ор. 5, 6 багателей ор. 9 для струнного квартета

• Квартет для скрипки, кларнета, саксофона и фортепиано

• Вариации для фортепиано

• Пьесы для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано

• 2 кантаты, хоры, песни для голоса и фортепиано (инструментального ансамбля)

• Транскрипции (в том числе Ричеркар из «Музыкального приношения» И. С. Баха)

 

 

Альбан Берг (AlbanBerg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Альбан Берг (1885-1935)

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощрялиАльбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.

Основные сочинения А.Берга:

· 2 оперы («Воццек», «Лулу»)

· Три пьесы для оркестра ор.6, Камерный концерт

· Концерт для скрипки с оркестром, «Лулу-сюита» (на материале оперы)

· Струнный квартет и «Лирическая сюита» для струнного квартета

· Соната для фортепиано, 4 пьесы для кларнета и фортепиано

· Концертная ария «Вино», песни для голоса и фортепиано (оркестра)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: