б) прелестный, в) боюсь, г) ясли?




Ответ: в) боюсь – 5 букв, 5 звуков (Ю после гласной дает два звука, Ь звука не обозначает); (ёж – 2 буквы, 3 звука (Ё в начале слова дает два звука); прелестный – 10 букв, 9 звуков (выпадает непроизносимый согласный Т); ясли – 4 буквы, 5 звуков (Я в начале слова дает два звука).

Задание 23.

Сколько раз в тексте встречается звук [с]?

Через поле и лесок Он бежит по проводам.

Подается голосок. Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ: 5 раз - чере[с], ле[с]ок, голо[с]ок, [с]кажешь, [с]лышно; в слове здесь – [с'].

Задание 24.

Сколько раз употребляется звук [ц] в данном предложении?

А чешуйки – это и есть самое главное в наряде бабочки – та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев человека.

Ответ: 4 раза – пыль[ц]а, стирае[ца], уничтожае[ца], паль[ц]ев.

Задание 25.

Сколько раз употребляются звуки [з] и [з'] в данном предложении?

Затем, приземлившись и сбросив с себя парашюты, десантники принимаются закладывать в грунт взрывчатку.

Ответ: 5 раз – [з]атем, при[з']емлившись, [з]бросив, [з]акладывать, в[з]рывчатку.

Задание 26.

Для каждого согласного в следующей фразе укажите, произносится ли он глухо или звонко: рак бы укусил гребца.

Ответ: [рагбы укус'ил гр'ипца]: [р] – звонкий, [г] – звонкий, [б] – звонкий, [к] – глухой, [с'] – глухой, [л] – звонкий, [г] – звонкий, [р'] – звонкий, [п] – глухой, [ц] – глухой.

Задание 27.

Для каждого согласного в следующей фразе укажите, произносится ли он глухо или звонко: играть же в снежки забавно.

Ответ: [иград'жэ фсн'ишк'и забавнъ]: [г] – звонкий, [р] – звонкий, [д'] – звонкий, [ж] – звонкий, [ф] – глухой, [с] – глухой, [н'] – звонкий, [ш] – глухой, [к'] – глухой, [з] – звонкий, [б] – звонкий, [в] – звонкий, [н]- звонкий.

Задание 28.

Сколько раз употребляется звук [а] в данном предложении?

Я люблю свою лошадку.

Ответ: 4 раза – [j'а], св[а]ю, л[а]ш[а]дку.

Задание 29.

Подчеркните буквы, на месте которых произносится звук [в] в отрывке из стихотворения Константина Бальмонта «INCUBUS»:

Как стих сказителя народного

Из поседевшей старины,

Из отдаления холодного

Несет к нам стынущие сны,—

Так, темной полночью рожденные

Воззванья башенных часов,

Моей душою повторенные,

Встают, как говор голосов…

Мы замираем, как проклятия,

Мы возрастаем, как прибой.

Раскрой безгрешные объятия —

Мы все обнимемся с тобой.

Ответ: народно[в]о, холодно[в]о, [в]озз[в]анья, го[в]ор, [в]озрастаем. В других словах (выделены в тексте) происходит оглушение.

Как стих сказителя народно го

Из поседе[ф]шей старины,

Из отдаления холодно го

Несет к нам стынущие сны,—

Так, темной полночью рожденные

В оззванья башенных часов,

Моей душою по[ф]торенные,

[ф]стают, как го в ор голосо[ф]…

Мы замираем, как проклятия,

Мы в озрастаем, как прибой.

Раскрой безгрешные объятия —

Мы [ф]се обнимемся с тобой

Задание 30.

Составьте слова из следующих звуков и запишите их:

1. [ы] [з ] [б] [т]

2. [л] [ы] [п] [т’]

3. [н] [л’] [п] [е]

4. [л] [о] [к] [ш]

5. [к] [у] [т] [р’]

Ответ: 1 – сбыт; 2 – плыть; 3 – плен; 4 – шелк; 5 – трюк.

Задание31.

Каким фонетическим признаком объединены слова?

А) голубь, сыроежка, морковь, берег.

Б) сборы, молотьба, футбол, просьба.

Ответ: во всех словах первой строки наблюдается такой процесс, как оглушение (ассимиляция по глухости): голу[п'], сырое[ш]ка, морко[ф'], бере[к]. Во второй строке во всех словах наблюдается – озвончение (ассимиляция по звонкости): [з]боры, моло[д']ба, фу[д]бол, про[з']ба.

Задание 32.

Какие фонетические процессы наблюдаются в словах: жизнь, мужчина, праздник, обижаться, сбруя, мороз, бантик, расчетливый, сбил, зуб?

Ответ: жи[з'н'] – смягчение, му[щ']ина – стяжение, пра[зн]ик – упрошение, обижа[ца] – стяжение, [з]бруя – озвончение, м[а]ро[с] – редукция и оглуше-ние, ба[н']тик – смягчение, ра[щ']етливый – стяжение, [з]бил – озвончение, зу[п ]- оглушение.

Задание 33.

Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

1) В кон ц е кон ц ов оте ц бы не стал на нас серди ться. 2) Бодливой корове Бо г ро г не дает. 3) долго ж и л в И талии.

Ответ: 1) [ц] – в словах в кон ц е кон ц ов, серди ться; [дз] – в слове оте ц (безударная частица бы образует со словом оте ц единое фонетическое слово, и в позиции перед звонким согласным глухой звук [ц] озвончается: [ат’эдзбы];

2) [х] – в слове Бо г, [к] или [х] в слове ро г. Эта поговорка, вероятно, возникла в местности с южнорусским говором, где имеется специфический диалектный звук (фрикативный г), и поэтому слова Бо г и ро г рифмуются: [бох] - [рох].

3) [ы] – в словах ж и ть и в И талии.

Задание 34.

Подчеркните буквы, на месте которых произносятся мягкие согласные, и укажите, обозначена их мягкость на письме или нет. Если обозначена, то поясните, каким способом, а если не обозначена, то почему: плащ, гвоздь, трещотка, бороться, брошюра, циркач, пять, пюре, прижимать, ширма.

Ответ:

Плащ – мягкость [щ'] на письме не обозначена, т. к. звук является непарным

по твердости-мягкости.

Гвоздь [гвос'т'] – мягкость [с'] на письме не обозначена, т. к. его мягкость вызвана мягкостью следующего согласного; [т'] – мягкость [т'] на письме обозначена мягким знаком.

Трещотка – мягкость [р’] на письме обозначена буквой Е (слово исконно русское); [щ'] – мягкость [щ'] на письме не обозначена, т. к. звук является непарным по твердости-мягкости.

Циркач – мягкость [ч'] на письме не обозначена, т. к. звук является непарным по твердости-мягкости.

Пять – мягкость [п’] на письме обозначена буквой Я; мягкость [т'] на письме обозначена мягким знаком.

Пюре – мягкость [п’] на письме обозначена буквой Ю.

Прижимать – мягкость [р’] на письме обозначена буквой И, мягкость [т'] на письме обозначена мягким знаком.

В словах брошюра, бороться, ширма мягких согласных нет.

Задание 35.

Какой принцип лежит в основе деления согласных букв на три приведенные ниже группы? Какая из букв не вошла ни в одну из этих групп? Почему? Какая из букв группы 2 имеет отличие от остальных букв данной группы?

1) б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч; 2) л, м, н, р, с, ф; 3) к, х, ш, щ.

Ответ: буквы разделены по их названиям в современном алфавите. Эти названия образованы в соответствии с названиями букв латинского алфавита.

Названия букв первой группы состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним [э]: бэ, вэ, гэ и т. д. (этот тип названий является преобладающим). Названия букв второй группы состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего [э]: эм, эн, ер и т. д. Названия букв малочисленной третьей группы состоят из соответствующего согласного звука и последующего [а]: ка, ха, ша, ща.

Особняком стоит название буквы й – «и-краткое», наряду с которым употребляется новое название – «Ий», также не входящее ни в одну из групп.

В группе 2 буква л имеет название «эль» - мягкость согласного в названии отличает ее от других букв. Это отличие объясняется тем, что в латинице ей соответствует буква l, обзначающая европейский «полумягкий» согласный [l], который в названии русской буквы заменился мягким [л’].

Задание 36.

Самое распространенное в русском языке приветствие здравст { вуйт } е вследствие его частотности часто произносится со значительной степенью редукции – выделенная фигурными скобками часть в нем может отсутствовать: здрá [с'т'] е. Следует ли на письме в данной форме писать мягкий знак между буквами с и т? Аргументируйте свой ответ.

Ответ: позиционная фонетическая мягкость согласных в русском языке на письме не обозначается (кости, чистить) в отличие от "собственной" мяг-

кости согласного (брось - бросьте). В слове здрасте мягкий знак писать не следует, иначе эта форма будет восприниматься как множественное число императива от несуществующего глагола здрасить.

Задание 37.

В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного.

Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

Ответ:

1) Это междометия да и нет (угу и не-а).

2) Во фразе расставить все точки над i перед i произносится гортанная смычка (кнаклаут).

3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению глас-

ного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.

Задание 38.

Приведите словарную запись следующих двух последовательностей артикуляций, описанных известным лингвистом академиком:

1) Кончик языка смыкается с верхней губой, затем за затвором накопляется воздух и в момент взрыва выносится усиленной струей… Всё это, конечно, имеет некоторый тембр, который ввиду небольшого отверстия, необходимого для получения сосредоточенной струи воздуха, может отдаленно напоминать гласный.

2) Начинается он с переднеязычного глухого затвора, одновременно с губным (затворы эти необходимы, очевидно, для накопления воздуха: раскатистые звуки требуют много воздуха) и без взрыва разрешается губным звонким дрожащим согласным. Все это, конечно, получает ту или другую тембровую окраску, которая, естественно, может иметь отдаленно губной характер.

Какое из этих «слов», по мнению, часто произносит швея? Люди какой профессии часто произносили второе слово?

Ответ: 1 – тьфу; 2 тпру. Швея часто произносит первое слово, в торое слово мог произносить извозчик, кучер, ямщик и т. п.

Задание 39.

В русском языке есть междометие, в котором произношение звуков кардинальным образом отличается от произношения других звуков русского языка. Оно встречается и в художественной литературе, например, в романе М. Булгакова «Белая гвардия»:

— А-а, — хрипел Мышлаевский, оседая к полу.

Черная щель расширилась, и в ней появилась Николкина голова и шеврон.

— Никол... помоги, бери его. Бери так, под руку.

Ц-ц-ц … — жалостливо качая головой, бормотал Николка и
напрягался.

В чем заключается особенность произношения звуков в выделенном междометии? Назовите междометие, записываемое иначе, но передающее сходный звук, произносимый обычным образом. Что означает это междометие?

Ответ: необходимым условием произнесения любого звука является наличие потока воздуха в произносительном аппарате. В русском языке (и большинстве других языков) этот поток создается при помощи легких и направляется из легких наружу через трахею, гортань, глотку и носовую или ротовую полость. При произношении междометия ц-ц-ц воздушный поток направлен не наружу, а внутрь речевого тракта и создается не при помощи легких, а за счет разницы давлений в ротовой полости и вне ее.

Междометие тс, записываемое иначе, но передающее сходный звук (зубную свистящую аффрикату), произносимый обычным образом, означает обычно призыв к тишине.

Задание 40.

Расшифруйте фразу:

[абращ ' эн ' иj ' ь/н ' ь j ' ивл ' аj ' ьцъ ч ' л ' энъм пр ' ьдлажэн ' иj ' ь//]

Ответ: Обращение не является членом предложения.

 

Упражнение 1.1

Прочитайте и перепишите в транскрипции:

Мáмочка, бáбушка, молокó, хорошó, соснá, хóлодно, сторонá, крокод и л, шоколáд, сорóка, хохотáть, гóрод, молодóй, говор и ть, поговóрка, маш и на, домовóй, дóговор, шкóла, сковорóдка, откр ы тка, останóвка, аромáт, автомоб и ль.

Дéрево, колéно, берёза, дéвочка, веснá, деловóй, лесовóз, перевóд, телефóн, телев и зор, ревизóр, режиссёр, сериáл, мéбель, чердáк, чемодáн, человéк, д я дя, тётя, зар я дка, н я нечка, вязáть, тяжёлая, мяснáя, лягýшка, рядовóй, с и няя.

Яблоко, янтáрь, Япóния, Я на, Ярослáв, яз ы к, я ма, я года, явлéние, янвáрь, я сная, Еврóпа, Елéна, Éва, Ег и пет, европéйский, éдем, едá, ёжик, ёлочка, ель, Егóр, éли, ю бка, ю жный, юлá, Ю рмала, ю ноша, ю ный, югозáпад, Югослáвия, ювел и р.

Семь я, дерéвья, мо я, зелёная, Тать я на, запятáя, дь я кон, Дáрь я, Мар и я, лéтняя, польёт, моё, с и нее, ненáстье, счáстье, здорóвье, съéхать, въéхать, поéхать, тво ю, с и нюю, дéлаю, сво ю, Ра и са, Зина и да, мо и, сво и, оперáции, лаборатóрии.

Катáться, занимáться, купáться, одевáться, уч и ться, умывáться, договор и ться, он улыбáется, она стесн я ется, они катáются, он уч и лся, она рáдовалась, я об и делся.

Упражнение 1.2

Перепишите в транскрипции:

Сегóдня пóсле урóков мы пойдём гул я ть в парк.

Мо и род и тели хот я т поéхать к мóрю в Ег и пет.

Мáльчики л ю бят зимóй игрáть в хоккéй.

Отéц и сын зáвтра поéдут вмéсте на рыбáлку.

Нáши тётя и д я дя из Прáги приéдут к нам в гóсти.

Скóлько врéмени у теб я на часáх?

Я хочý катáться на лóдке на нáшем óзере.

Кто сдéлал домáшнее задáние без ош и бки?

На вокзáл пр и был пóезд из Братислáвы без опоздáния.

Дай мне, пожáлуйста, ч и стые тарéлку и лóжку.

Упражнение 1.3

Перепишите в ортографии:

[ óс'ьн'ṷу пáдъṷут л' и ст'ṷ^ зд'ир'эв'ṷьф ]

[ м^j и друз'já п^jэдут ^д:ыхáт' в ṷиврóпу ]

[ уч'ин' и к нъп'исáл д'иктáнт б'ьз^ш ы бък ]

[ нъ^б' э т jа х^ч'ý борш': и п'ирóк ]

[ р'иб'áт^ п^jэдут купáц:^ в б^с':э н ]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: