Олимпиада по теме «Фонетика»




Олимпиадные задания по теме «ФОНЕТИКА» для 5-9 классов

 

1. Найдите ошибочное утверждение:

а) В слове Передать мягкий знак смягчает согласный звук [Т]

б) Слово Всему начинается с глухого согласного звука

в) В слове Россия количество букв и звуков совпадает

г) В слове Ширь один согласный мягкий

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) Старается

б) Синяя

в) Прелестный

г) Стараться

В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Ярость

б) Сложенная

в) Ярмарка

г) Домоводство

В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) Несешь

б) Железо

в) Счастье

г) Желе

В каком слове происходит озвончение согласного звука?

а) Вдвое

б) Отзвуки

в) Согласиться

г) Отмыть

6. В каком ряду во всех словах есть звук [К]?

а) Крепость, китель, каталог

б) Помог, открыл, вдруг

в) Супруг, кипятить, круглый

г) Пирог, также, вокзал

В каком слове все согласные звуки глухие?

а) Переход

б) Подтаять

в) Сапог

г) Бородка

В каком слове есть только один мягкий согласный звук?

а) Рожь

б) Фальшь

в) Шинель

г) Познакомиться

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) Русский

б) Привязанная

в) Расшить

г) Раньше

В каком слове букв больше, чем звуков?

а) Июль

б) Измененная

в) Всерьез

г) Местность

11. В каком ряду в обоих словах есть звук [Г]?

а) Пирог, гибкий

б) К зиме, гвоздь

в) Рейтинг, гаснуть

г) Гитара, педагог

В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

а) Бурьян, только

б) Ночью, юг

в) Дождь, южная

г) Поющая, яростная

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) Подъезд

б) Июньская

в) Смеяться

г) Местность

В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Яростный

в) Платье

В) Разъем

г) Пояснение

В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) Меньше

б) Жениться

в) Жиреть

г) Кисть

В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) Мороз

б) Южный

в) Вглубь

г) Вдруг

17. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) Свадьба, подъезд, дом

б) Сядь, дикий, доклад

в) Сладко, делегат, лошадь

г) Дистанция, молотьба, академия

18. В каком ряду во всех словах нет звука [С]?

а) Сжать, Косьба, Счастье

б) Паровоз, сшить, айсберг

в) Бесшумный, сделать, распить

г) Сидеть, расхваливать, сзади

19. В каком слове произносится согласный звук [Б]?

а) Береза

б) Хлеб

в) Голубь

г) Хлебный

20. В каком ряду в обоих словах есть звук [Ш]?

а) Сторожка, дружба

б) Дрожь, художник

в) Съешь, песчаный

г) Пейзаж, помощник

В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Ателье

б) Зверьё

в) Юбилей

г) Грустная

В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?

а) Вьюжная, деревня

б) Купаешься, июньский

в) Статуя, помощник

г) Грамматика, чтобы

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) Въявь

б) Съёмка

в) Серьёзность

г) Местность

Ответы

Олимпиада по русскому языку "Фонетика"

  А
  А
  В
  В
  Б
  Б
  В
  Б
  Б
  Г
  Б
  Г
  А
  Г
  Г
  Б
  Г
  А
  Г
  Г
  В
  Б
  Б

 

Олимпиадные задания по теме «Фонетика» 9 класс

1. Сколько гласных букв А и звуков [а] в данном тексте?

Кавказ передо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Царит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движение.

2. Найдите разные звуки, обозначенные одинаковыми буквами в каждой паре слов.

Город – снег; нести-сжать; сапог –легкий; ложь – жюри.

Найдите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами в каждой паре слов

Снять – порог; фикус – бровь; цирк – раздеваться; гвоздь – снег; щека – счастье.

3. Укажите, какими буквами и буквосочетаниями могут быть обозначены на письме звуки [а], [о], [э].

4. Прочитайте заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед буквой Е. Укажите эти звуки.

Барт[…]ер, коф[…]е, т[…]ермин, юриспруд[…]енция, лаз[…]ер, д[…]те[…]ктив, компьют[…]ер, инт[…]рвью, Од[…]сса.

5. Расставьте ударения в существительных, данных в форме родительного падежа множественного числа.

Областей, местностей, плоскостей, шарфов, отраслей, простыней, досок, тортов, ведомостей, мощностей, сирот, профессоров.

Лог, счет, шей, ожег, лось, люк, шел, лей, лед, лен. 6. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?

7. Расставьте ударение в словах.

Мельком, иконопись, с гренками, намерение, приданое, упрочение, сколькими, обеспечение, принявший, ракурс, одновременно, феномен, созвонимся, металлургия, казаки, договор, творог, танцовщик, баловать.

8.Определите, сколько звуков и букв в словах.

Чувство, ещё, сейчас, праздник, проститься.

 

Олимпиада по теме «Фонетика»

1. Укажите слова, в которых количество букв и звуков одинаковое:

Рожь, въезд, яблоко, семья, здесь, известно, веешь, земля, уголь, пояс.

2. Какими звуками отличаются слова?

Мал - мял, ель - ел, мил - мыл, шёл – шов, зуб – суп, ешь – ёж, красит – красить.

3. Сколько раз в предложении встречается звук «з , »?

Зина обратилась с загадочной просьбой к Лизе.

4. Расставьте ударение в словах:

Столяр, торты, шофер, километр, положил, красивее, документ.

5. Какими буквами можно обозначить звук «Й , »?

6. Какие звуки можно обозначить буквой Б?

7. Сколько раз употребляется звук [а] в данном предложении?

Я люблю свою лошадку.

8. Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к началу не буквы, а звуки:

лён, мог, краб, сёл, яр, ожог, араб?

9. Укажите, в каких словах все согласные звонкие:

рука, сделали, дерево, защита, посадка, лыжи.

10. Укажите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми:

лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

 

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Приведите примеры 2-3 слов, у которых:

 

1. написание совпадает с произношением;

2. написание и произношение расходятся.

 

2. Распределите слова по трём группам:

 

а) согласный перед Е произносится твердо;

б) согласный перед Е произносится мягко;

в) возможно вариативное произношение:

Ака де мия, д езодорант, де мократический, ре йтинг, компью те р, бу те рброд, ме неджер, де градировать, те мп, па те нт, пио не р, п ре сса, фа н ера, резю ме, э не ргия, фе де ральный, ши не ль,, те рмин, биз не с ме н, т ермометр, т ест, т ермос

 

2. Распределите слова по трём группам:

 

а) количество букв и звуков в слове совпадает;

б) букв в слове больше, чем звуков;

в) звуков в слове больше, чем букв:

 

Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер

 

2. Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:

 

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

 

2. Распределите слова по группам:

 

а) ударение падает на первый слог;

б) ударение падает не на первый слог;

в) в слове возможна вариативная постановка ударения

 

Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,

 

2. Приведите примеры слов, в состав которых входят:

 

1. только твердые согласные;

2. только мягкие согласные звуки.

 

2. Затранскрибируйте:

 

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.

 

2. В приведённых словах расставьте ударение:

 

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.

 

2. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

 

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.

 

2. Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

 

глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.

 

2. Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

 

афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.

 

2. Восстановите слова по ударным слогам:

 

фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти −.

2. Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

 

Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

Ужа ужица съест на ужин.

К. Бальмонт

2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

 

призЫвный – призывнОй;

харАктерный – характЕрный;

языковАя – языкОвая.

 

2. Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

 

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: