Вопрос 4
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) развернулась дискуссия о путях объединения. Два противоположных подхода предлагали В.И. Ленин и И.В. Сталин. Группа партийных деятелей во главе со Сталиным предлагала вхождение национальных республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной центральной власти. Но против плана автономизации выступил В.И. Ленин, настаивавший на принципе равноправия всех советских республик.
Укажите, какой из подходов был реализован в конце 1922 г.
Назовите не менее трех причин, по которым восторжествовал данный подход.
Могут быть даны следующие объяснения:
1) авторитет В. И. Ленина как вождя партии
2) большее соответствие подхода В. И. Ленина одному из основополагающих идеологических принципов большевиков — интернационализму
3) поддержка подхода В. И.Ленина со стороны большей части руководства союзных республик
4) опасение отказа национальных элит от вхождения территорий в единое государство на правах автономий
Вопрос 5
Дополнительный вопрос о сущности НЭПа
Вопрос 36
С3. Могут быть названы следующие причины:
— недовольство рабочих повышением трудовых норм и введением непрерывной рабочей недели
— тяжёлые бытовые условия участников ударных строек
— использование методов принуждения при индустриализации
— низкая заработная плата участников ударных строек
|
Вопрос 45
За период конца 1920-х – первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
Могут быть указаны следующие причины (предпосылки):
1. В результате индустриализации в городах возникает большое количество рабочих мест.
2. Работа в городе дает возможность существенного улучшения уровня жизни и перспективы с точки зрения молодежи
3. Индустриализация промышленности во многом осуществлялась за счет выкачивания средств из деревни, чему способствовал процесс коллективизации сельского хозяйства. В результате положение и уровень жизни крестьянства резко ухудшился, что вызвало стремление уехать из деревни в город
4. Культурная революция создала условия для получения образования, что также привлекало в городской жизни.
Вопрос 57
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении. "
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение
— в партии большевиков ещё с 1903 г. утвердился принцип демократического централизма, при котором предполагалось подчинение меньшинства большинству и следование указаниям руководства;
|
— вождизм в партии возник ещё при Ленине;
— внутрипартийную демократию было невозможно сохранить в условиях однопартийного режима, установившегося в 1918 г.;
— резолюция «О единстве в партии», запрещавшая фракционность внутри партии, была принята ещё в 1921 г.
Аргументы в опровержение:
— Сталин утвердил в партии и в стране культ своей личности;
— формально сохраняя коллегиальный характер управления партией, Сталин сосредоточил в своих руках принятие всех решений;
— проводя кадровые чистки в партии, Сталин добивался личной преданности партийных функционеров;
— именно при Сталине сложилась партийная номенклатура, партийная бюрократия;
— через репрессии Сталин добился ликвидации любой возможной оппозиции внутри партии;
Могут быть приведены иные аргументы
Вопрос 63
Вопрос 66
Вопрос 75
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую советскую власть. В 1920-х гг. в советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась.
Приведите не менее двух положений, раскрывающих изменения в сфере культуры в 1930-х гг.
Укажите не менее двух причин изменения ситуации в сфере культуры.
|
Могут быть даны следующие объяснения:
— произошло ужесточение политического режима, установление культа личности Сталина;
— усиление государственного вмешательства во все сферы общественной жизни;
— недоверие со стороны партийных идеологов к творческим экспериментам интеллигенции;
— забота государства о материальном положении творческой интеллигенции, поддерживавшей партийную идеологию, стремление некоторых представителей творческой интеллигенции к материальным благам, которые предоставляло государство;
— утрата прежнего революционного романтизма некоторыми представителями советской интеллигенции.