Модели электорального поведения




ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РФ

 

 

Исполнитель:

студент 110 группы

Найден Михаил Владимирович

 

Научный руководитель:

канд. полит. наук, доцент

Суркина Ф. Ж.

 

 

Сыктывкар

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Электоральное поведение………………….……………………………….... 6

1.1. Политическое поведение ……………………………………………. 6

1.2. Модели электорального поведения ……...………………..………. 10

1.3. Факторы, влияющие на электоральное поведение граждан РФ…….…….……………………………………………………………………18

2. Электоральное поведение граждан в Республике Коми ……...…………... 21

1.1. Характеристика электората Республики Коми …..…………….… 21

1.2. Основные факторы, влияющие на электоральное поведение граждан в Республике Коми ………....………………..………………………. 25

Заключение ………………………………………………………………….… 28

Библиографический список …………………………………………………… 29

ВВЕДЕНИЕ

 

Электоральное поведение – это действие людей, связанное с исполнением государственных и местных выборов в органы власти.

Во все времена политика оказывала большое влияние на жизнь общества и государства. Знания политического процесса нужны каждому человеку. От уровня политической культуры граждан зависит качество принимаемых государственных решений, которые затрагивают интересы различных слоев населения. Владение гражданами основ политической науки – одна из гарантий успешного проведения реформ в нашем обществе.

Электоральное поведение – это основа современной российской политики. Вовлеченность российских граждан в политические процессы и факторы, влияющие на степень участия, определяют социально-политическую ситуацию в России.

Таким образом, факторы, влияющие на электоральное поведение граждан нельзя оставлять без внимания, так как именно они формируют органы государственной и муниципальной власти.

Цель исследования – анализ электорального поведения граждан Российской Федерации, выявление основных факторов, влияющих на него.

Задачи:

1) определить различные модели электората;

2) изучение факторов, влияющих на электоральное поведение;

3) выявить уровень электорального поведения граждан Республики Коми.

Объект исследования – электоральное поведение граждан Российской Федерации.

Предмет – основные факторы, влияющие на электоральное поведение граждан в субъектах Российской Федерации на примере муниципальных выборов 2016 года в Республике Коми.

В данной работе были использованы труды таких авторов как: …

В ходе работы были использованы методы...

Доклад по данной курсовой работе был сделан для Межрегионального молодежного научного форума «Академическая весна – 2017» в рамках секции «Актуальные вопросы государственного и муниципального управления», 5.04.17.

 

 

ГЛАВА 1. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение

 

Политический процесс складывается из политического поведения людей. Ученых различных стран привлекают темы связанные с политическим поведением, политической активностью и участием общества. Они стараются дать ответы на такие вопросы: почему человек принимает участие в политической деятельности, из чего формируются его политические предпочтения и действия, какие факторы оказывают большее влияние на выбор политических форм участия, когда общественные массы выражают свое согласие либо отрицание по отношению тех или иных политических сил институтов и т. п.

Политическое поведение – процесс реализации гражданином различных видов политической деятельности исходя из своего статуса, позиции и внутренних установок[1].

Политическое участие – это вовлеченность членов общества, которыми движут различные интересы, в определенные политические отношения[2].

Люди принимают участие в политике с разной интенсивностью: одна часть только читает газеты, другая ходит на выборы, а третья занимается активной политической деятельностью. Но даже вовлеченность в один и то же процесс одних людей может отличаться от других. Например, первый избиратель ходит на каждые выборы (государственного и муниципального уровня), а второй только на самые существенные (государственного уровня).

Поэтому существует понятие политическая активность. Политическая активность – это степень вовлеченности гражданина в политический процесс в целом.

Абсентеизм – отсутствие политической активности у гражданина. Про такого человека нельзя сказать, что он не участвует в политической жизни государства. Примером может служить неучастие в выборах с целью сорвать их проведение[3].

В зависимости от того, какие формы участия преобладают у граждан, каким образом и с каким уровнем активности индивиды участвуют в политике, можно выделить пять групп:

1. Неактивные. Большая часть данной группы совсем никак не принимают участия в политическом процессе. Возможно, люди читают печатные издания, в крайнем случае, могут подписать петицию, если их об этом попросят, а некоторые могут проголосовать на выборах.

2. Конформисты. Эти граждане с более активной гражданской позицией. Они принимают участие в конвенциональных формах (предусмотренные законом), в частности, возможно, в политических компаниях. Однако в целом эта группа избегает прямого политического участия.

3. Реформисты. Равно как и конформисты, принимают участие в большей степени в конвенциональных формах, однако с большей активностью. Помимо этого, они могут применять и легитимные формы политического протеста, подобно демонстрация и даже бойкотам.

4. Активисты. Они более инициативно принимают участие в политической жизни государства. Формы деятельности – в большей степени конвенциональные, однако применяют и неконвенциональные формы участия.

5. Протестующие. По степени активности эти граждане схожи на реформистов и активистов, но их различие состоит в том, что они почти никак не принимают участия в политическом процессе в конвенциональных формах[4].

Существует большое разнообразие политического участия, способов донести до власти свои требования и политической активности со стороны субъектов политики. Учитывая это, выделяется следующая классификация типов участия в политическом процессе государства:

1. Конвенциональное участие (предусмотренное законом):

- абсентеизм;

- чтение о политике в газетах (интернет ресурсы, телевидение);

- обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми;

- голосование;

- работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата;

- убеждение окружающих голосовать определенным образом;

- участие в митингах и собраниях;

- обращение во властные структуры или к их представителям;

- активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа выборах представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т. д.).

2. Неконвенциональное участие (незаконное):

- участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона;

- протест против действий властей в виде демонстративных голодовок, сожжений и т. п.;

- отказ повиноваться несправедливым законам;

- отказ от уплаты налогов;

- участие в захвате зданий, предприятий;

- блокирование дорожного движения[5].

Политическое участие каждого гражданина зависит от его индивидуальной роли. Согласно данному аспекту акцентируют внимание на автономном и мобилизованном участии субъекта в политическом процессе.

Автономное (самостоятельное) участие – это такое участие, при котором человек действует, принимая решение без помощи чего-либо или кого-либо.

Мобилизованное участие – это участие человека под воздействием иных субъектов политики либо под их влиянием, которое ведет к переходу на второй план его личных интересов[6].

В реальной жизни человека с абсолютно одним типом не существует. У одного участника политического процесса смешанный тип участия, у других с преобладанием одного типа над другим. Способность политического субъекта к пониманию общественно-политической реальности и формированию независимого политического воззрения оказывает большое влияние на политическую сферу государства.

Таким образом, политическое поведение – это совокупность действий индивида или социальных групп, затрагивающая в многообразных формах государственную политику. Оно зависит от особенностей восприятия человеком информации и изменяется под ее воздействием. Изменение политического поведения отдельного человека зависит от различных факторов. Знание особенностей политических интересов гражданина позволяет выявлять закономерности изменений политического процесса.

Модели электорального поведения

Одним из ключевых видов политического поведения считается электоральное поведение. Каждая стратегия избирательной кампании строится на интересах, которыми придерживается электорат на выборах. Электоральное поведение – это совокупность действий граждан, которая связана с реализацией местных и государственных выборов в органы власти и участием в этих выборах.

Избирательная компания – система мероприятий, которые проводятся независимыми кандидатами или политическими партиями с целью гарантировать себе наибольшую поддержку избирателей в будущих выборах[7].

Мы рассмотрим модели электорального поведения как подходы, с помощью которых разрабатываются стратегии избирательных кампаний[8]. Успех стратегии зависит от выбранной модели, которая несет в себе мотивы голосования каждого избирателя.

1. Наивная модель

В основе такой модели лежат проблемы в государстве, с которыми сталкивается сам кандидат и его окружение. Успех такой избирательной кампании зависит от того сталкиваются ли с этими же проблемами и сами избиратели. Такой подход не лишен смысла в революционной ситуации. В условиях, когда происходит активизация населения, граждане начинают одинаково мыслить, победу зачастую одерживают те претенденты, которые наглядно и ярко сформулировали единые чувства. Стоимость такой стратегии на порядок ниже[9].

В обычное время стратегия избирательной кампании, построенная на наивной модели, бесперспективна.

2. Программная модель

Эта модель является разновидность наивной модели. Большое внимание уделяется разработке программы партии или кандидата. Часто разработка стратегии избирательной кампании подменяется разработкой программы и подробному изложение этой программы избирателям.

Однако объем и научное содержание программы не прибавляет число голосов на выборах. В избирательной кампании присутствие представительной программы необходимо применять как информационный эффект для показа солидности партии или кандидата.

3. Аппаратная модель

Также разновидность наивной модели. Она основывается на теории, что для победы на выборах достаточно понравиться управленческой верхушке, так как вслед за ними за кандидата или партию проголосуют и работники предприятий, жители административных территорий. Данная стратегия требует завоевания поддержки не населения, а элиты.

Аппаратная модель не является бесперспективной. Ее одной просто недостаточно. Поэтому такую модель необходимо сочетать с более фундаментальными идеями.

4. Социально-экономическая модель

В основании социально-экономической модели находится предположение, что электорат голосует, отталкиваясь, прежде всего, от своих экономических интересов. Согласно данной модели граждане в зависимости от подобных интересов делятся на социальные категории. В соответствии с ней, формирование стратегии состоит в том, чтобы предельно четко выразить интересы тех или иных социальных категорий граждан[10].

Создание избирательной кампании по социально-экономической модели не простая задача. Социальный слой чаще всего состоит в неопределенности своих интересов, между краткосрочными и долгосрочными интересами. Сложно определиться, на чем концентрировать внимание избирательной кампании. Само общество не всегда знает, чего хочет.

5. Модель идеального кандидата

Модель идеального кандидата основывается на теории о том, что любой избиратель (хотя бы большая их часть) имеет довольно стойкое понимание о совокупности качеств (порядочность, профессионализм и т.д. – вплоть до внешнего вида), которыми обязан владеть претендент на избираемую должность.

Стратегическим фактором победы считается не политическая позиция кандидата, а сама личность кандидата. Сначала проводятся социологические исследования с целью выявления идеального кандидата. После них формируется образ кандидата, который соответствует идеалу.

Главным недостатком данной модели является различия в значимых для избирателя качеств кандидата. На обработку результатов исследований уходит огромное количество времени и ресурсов.

Модель идеального кандидата – переходная модель от социально-экономической к более сложным[11].

6. Проблемная модель

Основа стратегии – совокупность наиболее существенных для граждан проблем. Социологи должны их выявить, а кандидат в процессе избирательной кампании представить их лучшие решения. Соответствующая типовая стратегия приводит к тому, что кандидат демонстрирует знание этих проблем, отдает приоритет тем или иным вопросам согласно социологическим опросам и предлагает убедительные способы их разрешения.

Знанием проблем избирателей особо не удивишь. Большая их часть станут в первую очередь проявлять интерес к личным качествам кандидата, с помощью которых он и решит проблемы населения. Брать за основу проблемную модель при формировании стратегии недостаточно.

7. Адресная модель

Это модель широких социологических изучений, которые проводятся для конкретной избирательной кампании и на конкретной территории. Для того чтобы сделать модель наиболее точной, исследования ведутся по максимально возможному количеству характеристик: возраст и социальное положение населения, местность проживания, отношение граждан к различным проблемам, политические интересы, представления об идеальном кандидате и т.д. Чем больше параметров изучения, тем вернее модель. В конечном итоге избиратели разделяются на адресные группы, к каждой их которых разрабатывается своя стратегия.

Адресная модель требует большого объема социологических исследований, затраты на время и финансы намного превышают затраты на стандартную избирательную систему, адресный подход сложен в организационном отношении, добавляются огромные ресурсозатраты. При формировании стратегии эту модель стоит считать как вспомогательную.

8. Комплексная модель

Стратегия, построенная на основе этой модели, является сочетание четырех параметров:

– социально-экономические интересы избирателей;

– определение лучших качеств кандидата для избирателей;

– решения кандидатом основных проблем той или иной территории;

– позиционирование по отношению к конкурентам[12].

Такая модель избегает односторонности и является разновидностью адресной модели, так как предполагает несколько различных направлений агитации и воздействия на различные группы населения.

Комплексная модель страдает тем же минусом, что и адресная: нет основной стратегической идеи кампании.

Электоральное поведение – основной вид политического поведения. Исследовав различные модели электорального поведения, мы переходим к факторам, влияющим на электоральное поведение граждан Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: