ТИПЫ ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ




Методические рекомендации по подготовке репортажа

Репортаж должен отвечать следующим требованиям:

– замысел репортажа начинается для журналиста с определения пози­ции по отношению к событию;

– в репортаже одинаково важны новая информация и ее авторское осмысление, так называемая «журналистская добавочная стоимость »;

ЖУРНАЛИСТУ д ля проверки достоверности информации, полученной извне, надо ответить на вопросы: откуда пришла информация? она адресована лично журналисту или оповещены все СМИ? почему сообщение при­шло именно сейчас? можно ли быстро выяснить контекст события?

хороший репортаж — это передача информации изобразительными и звуковыми средствами при равновесии этих средств, обычно зрите­ли запоминают 30% изображения и 20% текста;

ДЛЯ СЪЕМОК СТЕНДАПА В РЕПОРТАЖЕ ЕСТЬ ТРИ ПРИЧИНЫ: -

- журналист выступает как компетентный комментатор,

- журналист как свидетель происходящего события, дающий зрите­лям возможность «присутствовать» на месте действия,

- стендап используется как авторская подпись под проблемным ре­портажем, свидетельствующая о том, что журналист берет на себя ответственность за содержание;

ТРЕБОВАНИЯ К РЕПОРТАЖНОМУ КОММЕНТАРИЮ:

- он должен быть уместным, благозвучным и понятным,

- может быть либо указанием, либо объяснением,

- ни один текст не становится хуже от сокращения, сокращайте без­жалостно, старайтесь смысл происходящего на экране передать минимальным количеством слов;

Использование постановочных сцен возможно только в двух случаях:

- когда важное событие не было зафиксировано и необходима его реконструкция (зрители об этом должны знать),

- при съемках привычных действий героев (чтобы снять их монтажно, необходимы несколько дублей с разных ракурсов — герои совер­шают действий больше, чем обычно).

 

Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.

Жанроформирующие элементы:

Предмет репортажного отображения — реальное событие. Дина­мичный, относительно законченный отрезок жизни.

Авторская задача — оперативно, динамично и достоверно показать историю события, субъективно воспринятую репортером.

Методы отображения

Непосредственное наблюдение происходя­щего журналистом, находящимся либо внутри ситуации, либо со стороны наблюдающим за ее развитием; анализ собственных впечатлений, наглядное и динамичное воспроизведение атмо­сферы события.

Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, спо­собен наглядно передавать явления реальной действительности, по­казывать происходящее. Присутствие репортера на месте происше­ствия — обязательное условие.

Жанровые особенности репортажа:

– последовательное воспроизведение события, динамизм пове­ствования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

наглядность — создание образной картины происходящего пу­тем предметного показа деталей, подробностей ситуации, вос­произведения поступков и реплик действующих лиц;

предельная документальность: репортаж не терпит ни рекон­струкции, ни творческого домысла;

образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом про­исходило событие, публицист выступает как исследователь;

эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий дополнительную убедительность;

— активная роль личности самого репортера, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения, появление «эффекта присутствия».

Репортаж — как раз тот жанр, в котором должны соединиться по крайней мере три человека: автор (репортер), герой репортажа, аудито­рия (в данном случае телезритель), т.е. человек рассказывает о человеке для человека.

Специфика телерепортажа:

прямой репортаж с места события — нормальный режим работы тележурналиста: между ним и событием, которое он наблюдает, нет никаких фильтров;

– звукозрительная форма предъявления информации (аудитория все видит и слышит);

– объективный показ (телекамера в руках оператора) и субъек­тивное восприятие происходящего (комментарий репортера) — двойное авторство телерепортажа;

двойная персонификация телевизионного сообщения (о про­исходящем рассказывает конкретный журналист, в событии участвуют реальные персонажи — усиление эффекта достовер­ности).

Типология жанра. Направления:

СПОСОБЫтрансляции:

- прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события),

- фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, за­печатленный в фотографиях или рисунках);

ТИПЫЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

- синхронный (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников),

- немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопрово­ждение с места события отсутствует);

СПОСОБЫизложения материала:

- некомментированный показ или трансляция (простейшая разновидность жанра, полностью лишенная авторского тек­ста, используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений),

- комментированный репортаж (журналист поясняет проис­ходящее с помощью стендапа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зри­телям понять суть происходящего);

СПЕЦИФИКА предмета отображения:

- событийный репортаж (показ реального события) Главный жанр информационного вещания осуществляет информа­ционную функцию, выходит в эфир со словами «сегодня» и «вчера». Требует от журналиста оперативности, способности быстро думать, принимать решения, давать точные ответы на вопросы — что? где? когда? с кем? как? и почему? происхо­дит событие, какими могут быть последствия происходящего. Уметь отделить главное от второстепенного, оценить все дета­ли события.

- постановочный репортаж или « спровоцированная ситуация» (журналист самостоятельно организует какое-то событие, чтобы увидеть реакцию его участников на предлагаемые об­стоятельства; основное отличие от событийного репортажа — возможность репортера контролировать происходящее, вести действие за собой, а не следовать за ним),

- тематический (проблемный) репортаж (осуществляет социально-педагогическую и культурно-просветительскую функции: при выборе темы журналист определяет именно те проблемы, которые волнуют общество, и раскрывает их на конкретных регулярно происходящих событиях, выступает как экранное звено, как человек, добывающий свидетельства и факты и вместе с телезрителя ми эти факты анализирующий).

Роль и место автора в репортаже:

– журналист участвует в работе над репортажем на всех этапах его создания: выбор темы, сценарная разработка, приглашение участников, определение композиции и сюжетных ходов, от­бор изобразительно-выразительных средств создания видеоряда в тематическом репортаже; решает, какую часть собы­тия и какие синхроны дать в эфире, какие использовать детали и крупные планы в событийном репортаже;

автор присутствует «внутри репортажа» как ведущая стилевая особенность жанра (авторское «Я» — не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации, а вполне конкретный журналист, тоже предстающий перед зрителями как объект на­блюдения: именно его эмоции и чувства они воспринимают как оценку происходящего на экране);

– участие автора в репортаже определяется творческой задачей. Наблюдая за происходящим со стороны, репортер совместно со зрителями размышляет об увиденном, выступает в роли ис­следователя, что придает событию особый характер публици­стичности, документальности действий. Участвуя в событии, он изменяет угол зрения, позволяет увидеть картину из гущи собы­тий, вносит в репортаж свои чувства и переживания, оценки.

«эффект присутствия ». Различные приемы авторско­го самовыражения способствуют более глубинному осмысле­нию зрителями объективных сторон события, возникновению чувства их эмоциональной причастности к происходящему.

Работа репортера внутри события — это своеобразный автопортрет создателя репортажа, демонстрация его умения публично мыслить, а не бормотать скороговоркой прописные истины. Кроме того, репор­тер должен непрерывно следить за развитием события, за выступле­ниями его участников, за работой съемочной группы, за регламентом времени. И все это делать одновременно.

Стилистика телерепортажа:

соединение строгой документальности, точного воспроизведе­ния событий с живописным, эмоциональным изображением действительности, стремление не только отразить происходя­щее, но и показать свое отношение к нему (строгое соотноше­ние этих двух компонентов обязательно: неоправданное преоб­ладание одного из них нарушает гармонию);

– соотношение изображения и слова (опираясь на правило Гора­ция, рассказывать только о том, чего нельзя показать, текст дол­жен не бороться с видеорядом за лидерство, а помогать зрителю воспринимать материал; для создания «эффекта присутствия» использовать «настоящее время репортажа» — специфическую грамматическую категорию, передающую действия: они мо­гут относиться к фактическому прошлому, но для журналиста и зрителя они происходят в момент показа, создают иллюзию участия зрителя в происходящем);

использование стендапа как мостика между двумя местами дей­ствия или двумя отрезками времени (описывать в стендапе свои впечатления и переживания репортер может в случае, если они имеют отношение к видеоряду);

– разработка четкой структуры репортажа (правила: интрига — инструмент, с помощью которого удерживается внимание ауди­тории; каждый эпизод, каждое синхронное интервью, каждый кадр дают зрителю ключи к разгадке; противоположные точки зрения подогревают зрительский интерес, делают репортаж бо­лее взвешенным и беспристрастным; неотъемлемая часть хоро­шего репортажа — интересный финал);

– оператор — «глаза и уши зрителя ». Ориентиры для создания видеоряда — ключевые сцены как опорные моменты репорта­жа, как его скелет, вокруг которого организуется вся остальная информация; важный момент — определение угла подачи син­хронов, использованных журналистом в репортаже, способы подачи углов: вертикальный — все синхроны последовательно дополняют друг друга, диагональный — ряд равноценных вы­сказываний, удобный — единственный в репортаже синхрон, зигзаг или «убитый» — хаотическое расположение.

Законы монтажа репортажного материала:

– закон материальной последовательности как необходимость последовательно передавать фазы развития событий, появление новых героев или объектов, чтобы получить единый образ ре­альности,

– закон психологического напряжения — зритель не должен по­лучать всю визуальную информацию сразу, он должен ждать по­явления следующего кадра,

– закон развития драматургического действия — в каждом после­дующем кадре зритель должен получать новую информацию, ответ на вопрос, даже при съемке статичных изображений зри­тель может получать новые впечатления при смене планов, ра­курсов, показе деталей;

– функции монтажа в каждом конкретном случае могут быть раз­личны, наиболее общими среди них являются:

- повествовательная функция, передающая событие в его раз­витии,

- функция движения, превращения отдельных статичных ка­дров в непрерывное поступательное действие,

- идеологическая функция, функция формирования определен­ной мысли, идеи с помощью соединения различных кадров,

- эстетическая функция, проявляющаяся в том, что в резуль­тате тех или иных монтажных соединений в нашем сознании порождаются определенные образы, настроения и эмоции, определенное отношение к изображаемому.

Специфические этические проблемы репортерства:

– уровень достоверности при изложении фактов;

– «искусство умолчания» (отсечение «ненужных» деталей);

– косвенное комментирование (оценки субъективные и предвзя­тые);

– опасности профессионального «дирижирования беседой»;

– работа «под маской» и работа «скрытой камерой»;

– публичное раскрытие фактов «не для печати»;

– вторжение в частную жизнь;

– присвоение права говорить от имени других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: