Методические рекомендации по подготовке репортажа
Репортаж должен отвечать следующим требованиям:
– замысел репортажа начинается для журналиста с определения позиции по отношению к событию;
– в репортаже одинаково важны новая информация и ее авторское осмысление, так называемая «журналистская добавочная стоимость »;
– ЖУРНАЛИСТУ д ля проверки достоверности информации, полученной извне, надо ответить на вопросы: откуда пришла информация? она адресована лично журналисту или оповещены все СМИ? почему сообщение пришло именно сейчас? можно ли быстро выяснить контекст события?
– хороший репортаж — это передача информации изобразительными и звуковыми средствами при равновесии этих средств, обычно зрители запоминают 30% изображения и 20% текста;
ДЛЯ СЪЕМОК СТЕНДАПА В РЕПОРТАЖЕ ЕСТЬ ТРИ ПРИЧИНЫ: -
- журналист выступает как компетентный комментатор,
- журналист как свидетель происходящего события, дающий зрителям возможность «присутствовать» на месте действия,
- стендап используется как авторская подпись под проблемным репортажем, свидетельствующая о том, что журналист берет на себя ответственность за содержание;
ТРЕБОВАНИЯ К РЕПОРТАЖНОМУ КОММЕНТАРИЮ:
- он должен быть уместным, благозвучным и понятным,
- может быть либо указанием, либо объяснением,
- ни один текст не становится хуже от сокращения, сокращайте безжалостно, старайтесь смысл происходящего на экране передать минимальным количеством слов;
Использование постановочных сцен возможно только в двух случаях:
- когда важное событие не было зафиксировано и необходима его реконструкция (зрители об этом должны знать),
- при съемках привычных действий героев (чтобы снять их монтажно, необходимы несколько дублей с разных ракурсов — герои совершают действий больше, чем обычно).
|
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет репортажного отображения — реальное событие. Динамичный, относительно законченный отрезок жизни.
Авторская задача — оперативно, динамично и достоверно показать историю события, субъективно воспринятую репортером.
Методы отображения
Непосредственное наблюдение происходящего журналистом, находящимся либо внутри ситуации, либо со стороны наблюдающим за ее развитием; анализ собственных впечатлений, наглядное и динамичное воспроизведение атмосферы события.
Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, способен наглядно передавать явления реальной действительности, показывать происходящее. Присутствие репортера на месте происшествия — обязательное условие.
Жанровые особенности репортажа:
– последовательное воспроизведение события, динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
– наглядность — создание образной картины происходящего путем предметного показа деталей, подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
– предельная документальность: репортаж не терпит ни реконструкции, ни творческого домысла;
– образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;
|
— эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий дополнительную убедительность;
— активная роль личности самого репортера, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения, появление «эффекта присутствия».
Репортаж — как раз тот жанр, в котором должны соединиться по крайней мере три человека: автор (репортер), герой репортажа, аудитория (в данном случае телезритель), т.е. человек рассказывает о человеке для человека.
Специфика телерепортажа:
– прямой репортаж с места события — нормальный режим работы тележурналиста: между ним и событием, которое он наблюдает, нет никаких фильтров;
– звукозрительная форма предъявления информации (аудитория все видит и слышит);
– объективный показ (телекамера в руках оператора) и субъективное восприятие происходящего (комментарий репортера) — двойное авторство телерепортажа;
– двойная персонификация телевизионного сообщения (о происходящем рассказывает конкретный журналист, в событии участвуют реальные персонажи — усиление эффекта достоверности).
Типология жанра. Направления:
СПОСОБЫтрансляции:
- прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события),
- фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, запечатленный в фотографиях или рисунках);
ТИПЫЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- синхронный (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников),
- немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопровождение с места события отсутствует);
|
СПОСОБЫизложения материала:
- некомментированный показ или трансляция (простейшая разновидность жанра, полностью лишенная авторского текста, используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений),
- комментированный репортаж (журналист поясняет происходящее с помощью стендапа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зрителям понять суть происходящего);
СПЕЦИФИКА предмета отображения:
- событийный репортаж (показ реального события) Главный жанр информационного вещания осуществляет информационную функцию, выходит в эфир со словами «сегодня» и «вчера». Требует от журналиста оперативности, способности быстро думать, принимать решения, давать точные ответы на вопросы — что? где? когда? с кем? как? и почему? происходит событие, какими могут быть последствия происходящего. Уметь отделить главное от второстепенного, оценить все детали события.
- постановочный репортаж или « спровоцированная ситуация» (журналист самостоятельно организует какое-то событие, чтобы увидеть реакцию его участников на предлагаемые обстоятельства; основное отличие от событийного репортажа — возможность репортера контролировать происходящее, вести действие за собой, а не следовать за ним),
- тематический (проблемный) репортаж (осуществляет социально-педагогическую и культурно-просветительскую функции: при выборе темы журналист определяет именно те проблемы, которые волнуют общество, и раскрывает их на конкретных регулярно происходящих событиях, выступает как экранное звено, как человек, добывающий свидетельства и факты и вместе с телезрителя ми эти факты анализирующий).
Роль и место автора в репортаже:
– журналист участвует в работе над репортажем на всех этапах его создания: выбор темы, сценарная разработка, приглашение участников, определение композиции и сюжетных ходов, отбор изобразительно-выразительных средств создания видеоряда в тематическом репортаже; решает, какую часть события и какие синхроны дать в эфире, какие использовать детали и крупные планы в событийном репортаже;
– автор присутствует «внутри репортажа» как ведущая стилевая особенность жанра (авторское «Я» — не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации, а вполне конкретный журналист, тоже предстающий перед зрителями как объект наблюдения: именно его эмоции и чувства они воспринимают как оценку происходящего на экране);
– участие автора в репортаже определяется творческой задачей. Наблюдая за происходящим со стороны, репортер совместно со зрителями размышляет об увиденном, выступает в роли исследователя, что придает событию особый характер публицистичности, документальности действий. Участвуя в событии, он изменяет угол зрения, позволяет увидеть картину из гущи событий, вносит в репортаж свои чувства и переживания, оценки.
– «эффект присутствия ». Различные приемы авторского самовыражения способствуют более глубинному осмыслению зрителями объективных сторон события, возникновению чувства их эмоциональной причастности к происходящему.
Работа репортера внутри события — это своеобразный автопортрет создателя репортажа, демонстрация его умения публично мыслить, а не бормотать скороговоркой прописные истины. Кроме того, репортер должен непрерывно следить за развитием события, за выступлениями его участников, за работой съемочной группы, за регламентом времени. И все это делать одновременно.
Стилистика телерепортажа:
– соединение строгой документальности, точного воспроизведения событий с живописным, эмоциональным изображением действительности, стремление не только отразить происходящее, но и показать свое отношение к нему (строгое соотношение этих двух компонентов обязательно: неоправданное преобладание одного из них нарушает гармонию);
– соотношение изображения и слова (опираясь на правило Горация, рассказывать только о том, чего нельзя показать, текст должен не бороться с видеорядом за лидерство, а помогать зрителю воспринимать материал; для создания «эффекта присутствия» использовать «настоящее время репортажа» — специфическую грамматическую категорию, передающую действия: они могут относиться к фактическому прошлому, но для журналиста и зрителя они происходят в момент показа, создают иллюзию участия зрителя в происходящем);
– использование стендапа как мостика между двумя местами действия или двумя отрезками времени (описывать в стендапе свои впечатления и переживания репортер может в случае, если они имеют отношение к видеоряду);
– разработка четкой структуры репортажа (правила: интрига — инструмент, с помощью которого удерживается внимание аудитории; каждый эпизод, каждое синхронное интервью, каждый кадр дают зрителю ключи к разгадке; противоположные точки зрения подогревают зрительский интерес, делают репортаж более взвешенным и беспристрастным; неотъемлемая часть хорошего репортажа — интересный финал);
– оператор — «глаза и уши зрителя ». Ориентиры для создания видеоряда — ключевые сцены как опорные моменты репортажа, как его скелет, вокруг которого организуется вся остальная информация; важный момент — определение угла подачи синхронов, использованных журналистом в репортаже, способы подачи углов: вертикальный — все синхроны последовательно дополняют друг друга, диагональный — ряд равноценных высказываний, удобный — единственный в репортаже синхрон, зигзаг или «убитый» — хаотическое расположение.
Законы монтажа репортажного материала:
– закон материальной последовательности как необходимость последовательно передавать фазы развития событий, появление новых героев или объектов, чтобы получить единый образ реальности,
– закон психологического напряжения — зритель не должен получать всю визуальную информацию сразу, он должен ждать появления следующего кадра,
– закон развития драматургического действия — в каждом последующем кадре зритель должен получать новую информацию, ответ на вопрос, даже при съемке статичных изображений зритель может получать новые впечатления при смене планов, ракурсов, показе деталей;
– функции монтажа в каждом конкретном случае могут быть различны, наиболее общими среди них являются:
- повествовательная функция, передающая событие в его развитии,
- функция движения, превращения отдельных статичных кадров в непрерывное поступательное действие,
- идеологическая функция, функция формирования определенной мысли, идеи с помощью соединения различных кадров,
- эстетическая функция, проявляющаяся в том, что в результате тех или иных монтажных соединений в нашем сознании порождаются определенные образы, настроения и эмоции, определенное отношение к изображаемому.
Специфические этические проблемы репортерства:
– уровень достоверности при изложении фактов;
– «искусство умолчания» (отсечение «ненужных» деталей);
– косвенное комментирование (оценки субъективные и предвзятые);
– опасности профессионального «дирижирования беседой»;
– работа «под маской» и работа «скрытой камерой»;
– публичное раскрытие фактов «не для печати»;
– вторжение в частную жизнь;
– присвоение права говорить от имени других.