07.10.2020
Классный час по теме: Этические нормы коллектива
Группа 74
Цели и задачи: формировать нравственные качества, уважение друг к другу, доброжелательность, сострадание, искренность.
Предварительное задание: составить рассказ «Моя жизнь в одиночестве или на необитаемом острове».
Вопросы для обсуждения:
- Какие основные характеристики отличают или объединяют эти рассказы?
- Кто-нибудь определил основные правила проживания и выживания?
(Дискуссия о содержании составленных рассказов.)
Далее предлагается разобрать понятия: этические нормы, правила сосуществования.
Дискуссия по вопросам:
- Чьи правила учитывают исторический опыт людей?
- Какие проблемы отражают?
- Что не может быть принято? Почему?
Завершение дискуссии.
Подвести итоги, собрав воедино все пункты, которые наиболее часто упоминались студентами, и нарисовать плакат (можно изобразить на доске) с утвержденными правилами и нормами, причем дать возможность каждому желающему проиллюстрировать их после окончания занятия прямо тут же, рядом с записями.
Можно также обсудить, что предполагает каждая утвержденная норма. Например, если вас просят выслушать других или позволить им высказать свое мнение о том, что означает это правило. {Уважение.) Просмотрите все пункты и уточните их смысл.
Примеры утвержденных норм.
1. Работать сообща.
2. Слушать, когда говорят другие.
3. Помогать другим.
4. Уметь высказать свое мнение с достоинством.
5. Не оставлять человека в беде.
6. Морально поддерживать друг друга.
7. Не издеваться друг над другом.
Далее можно продолжить беседу на тему: «Человек среди людей».
«Тот, кто думает, что сможет обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко).
|
Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?
Идет обсуждение.
Многие эмигранты, вернувшиеся в Россию, главной причиной возвращения называли отсутствие нормального человеческого общения!
Далеко не каждый человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой страны как свой родной. Если не знаешь языка, общение полноценным быть не может.
Но и знание языка не решает всех проблем. Ведь человеку надо приспособиться к другим нравам, обычаям, нормам, принятым в том обществе.
Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.
Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть па горизонте парус корабля, который вернет его в общество, потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми.
Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.
|
В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же у них было много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям. Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.
Вопрос:
- Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей? Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы? Почему некоторые люди уходят в монастырь?
Проходит обсуждение поставленных вопросов.
Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.
Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?
Первое, от чего зависят наши успехи в общении - это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что представляет первоочередную важность для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.
|
Российский психолог А. И. Кочетов выделяет следующие правила общения (желательно, чтобы они были записаны на доске или на плакате):
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
12.10.2020
Классный час на тему: «Мода и здоровье».
Группа 74
Цель: формирование у подростков осознанного отношения к своему здоровью при выборе модных тенденций.
Задачи: развитие умения формулировать свои мысли, формирование самостоятельной точки зрения на рассматриваемый вопрос, совершенствование навыков общения, формирование самостоятельной независимой позиции на вопросы, связанные с модой.
Форма проведения: беседа.
Классный руководитель: Мода - это форма проявления культуры, это отражение окружающего мира, выявляющаяся в манере поведения, но прежде всего в одежде. Мода меняется постоянно и задает определенные правила поведения и манеры одеваться. Человек, не соблюдающий эти правила, рискует стать «не модным». Мода – это страшная сила! Но она способна не только созидать, но и разрушать наше здоровье. Здоровье и одежда имеют тесную связь между собой. Все хотят модно и красиво одеваться. Однако не всегда то, что модно, бывает полезно или, по крайней мере, безопасно для здоровья: во все времена были такие проявления моды, которые вредно отражались на состоянии организма.